Войти в почту

Гран-при на Новый год: история гонок Формулы-1 в ЮАР

Новогодние праздники — не повод отказываться от Формулы-1. По крайней мере так считалось в 60-х, когда пилоты больших призов вместо того, чтобы отмечать праздник с семьями, отправлялись в Южную Африку на заключительный Гран-при года или вместе с новым годом встретить новый сезон. Вспоминаем историю новогоднего Гран-при ЮАР. Гран-при в Ист-Лондоне Большие гонки появились в ЮАР в 30-е годы прошлого века. Первый «Большой приз» Южной Африки состоялся в 1934-м на 23-километровой трассе в Ист-Лондоне, проходившей в том числе по улицам города. Трассу вскоре сократили до 17 километров, а Гран-при ЮАР стал одной из регулярных гонок довоенного времени. И именно тогда появилась идея проводить эту гонку в первые дни года. Например, Гран-при ЮАР-1939, одна из последних гонок мирного времени, состоялась 2 января. По окончании Второй мировой автоспорт вернулся в ЮАР. Более того, в преддверии первых после перерыва гонок власти на базе бывшей трассы в Ист-Лондоне построили стационарный автодром длиной 3,9 километра — фактически это был кусок предыдущей трассы с достроенной к ней необходимой инфраструктурой. Проект получился довольно удачным, и в 1960-м — в первый же год после открытия — Автодром имени Принца Георга принял сразу два Гран-при — 1 января и 27 декабря. Правда, оба заезда были внезачётными и в календарь Формулы-1 не вошли. В 1961 году Гран-при ЮАР оставался внезачётным, но уже в сезоне-1962 попал в календарь чемпионата мира. Это был заключительный этап сезона — Джим Кларк и Грэм Хилл сражались между собой за звание чемпиона, и почти всю дистанцию заезд уверенно вёл Кларк. Но за 20 кругов до финиша на его «Лотусе» возникла утечка масла, и гонку, а вместе с ней и чемпионский титул выиграл Хилл. Год спустя Кларк взял реванш — к тому моменту Джим досрочно стал чемпионом. В 1964-м гонка не проводилась: её сроки сдвинули на неделю, аккурат на 1 января, и таким образом она открыла сезон-1965. Но для Автодрома имени Принца Георга это была последняя гонка Формулы-1: трасса оказалась слишком маленькой для «Больших призов», но в ЮАР уже построили новую. Последний этап на старой трассе чуть не закончился курьёзом: по ошибке Кларку показали клетчатый флаг на круг раньше положенного. Однако Джим ориентировался на сигналы из боксов и не сбросил скорость. «К счастью, я знал, что это ошибка. Я продолжил, а затем мне показали победный флаг второй раз», — рассказал Кларк. Добро пожаловать в Йоханнесбург Итак, в пригороде Йоханнесбурга появилась трасса «Кьялами» — скоростное 4-километровое кольцо с девятью поворотами. Первый Гран-при Формулы-1 на «Кьялами» состоялся 2 января 1967 года, и он едва ли не сразу же принёс сенсацию: за 20 кругов до финиша в лидеры вышел Джон Лав из Родезии на частном «Купере». Дело в том, что в Йоханнесбурге стояла чудовищная жара, достигавшая 60 градусов по Цельсию, и Лав в таких условиях справился лучше всех. Но, увы, за семь кругов до конца гонки у Лава кончилось топливо, ему пришлось совершить лишний пит-стоп, и в итоге частник занял только второе место, а победу одержал Педро Родригес — тоже на «Купере», и это была последняя победа в истории британской марки. Проводить Гран-при в первые же дни января тогда не казалось рискованной идеей. В конце концов, благодаря климату гонки в ЮАР регулярно проходили под встречу Нового года — в последние дни декабря или первых числах января. Но эти гонки по большей части были внезачётными, и как шоу смотрелись прекрасно. Однако эти сроки проведения гонки несли и трудности. Так, в большинстве команд не успели подготовить новую технику, а если инженерам и удавалось внедрить какие-то новинки, то хватало их только лидеру. Сама по себе гонка в первые дни года была хорошей коммерческой идеей. На «Кьялами» собиралось порядка 100 тысяч зрителей, но со спортивной точки зрения она оказалась не так хороша. Помимо невероятной жары инженеры здесь столкнулись с другой проблемой: трасса расположена на высоте полутора тысяч метров над уровнем море, из-за разреженного воздуха двигатели не дополучали кислорода и сильно теряли в мощности. В 1967-м гонку закончили лишь шесть машин из 18, в 1968-м — девять из 23. Кроме того, учитывая разницу в климате, второй этап чемпионата проходил с перерывом в два-три месяца после первой гонки, и хронологически Гран-при ЮАР оказывался ближе к концовке предыдущего сезона — и прошлогодние машины на стартовой решётке только усиливали это ощущение. В 1967-м ситуация получилась максимально абсурдной: после южноафриканского этапа 2 января следующий этап сезона, в Монако, был запланирован лишь на 7 мая. Южно-африканский финиш Гран-при ЮАР-1968 стал последней новогодней гонкой Формулы-1. Гонку запланировали на понедельник, 1 января, а воскресенье сделали выходным. Заезд принёс Джиму Кларку рекордную 25-ю победу. В 1969-м гонка проходила в марте, её выиграл Джеки Стюарт — именно он в 1973 году превзойдёт рекорд Кларка, но Джима к этому моменту уже не будет в живых — шотландец разбился в Хоккенхайме. Гран-при ЮАР оставался в календаре Формулы-1 до 1985 года — но уже никогда не проходил в дни новогодних праздников. А завершилась история этой гонки бойкотом — в 80-х почти весь мир был против ЮАР и её президента Питера Виллема Боты, одного из идеологов политики позднего апартеида. Сначала о бойкоте гонки в Йоханнесбурге сообщили некоторые команды первенства, а через несколько дней после Гран-при ЮАР-1985 президент ФИА Жан-Мари Балестр заявил, что Формула-1 сюда больше не вернётся. Тем не менее в начале 90-х на реконструированном «Кьялами» прошли две гонки, а совсем недавно появились слухи о возвращении ЮАР в календарь. Пока дальше слухов дело не зашло, но, похоже, Liberty Media намерена расширять географию Формулы-1. Возможно, «Королевские гонки» сюда ещё вернутся. Но вряд ли это произойдёт под Новый год.

Гран-при на Новый год: история гонок Формулы-1 в ЮАР
© Чемпионат.com
Чемпионат.com: главные новости