11 февраля 2018, Чемпионат.com

Какие правила Формуле-1 надо перенять у IndyCar, DTM и NASCAR

В Формуле-1 постоянно вводят странные правила, а потом сами им ужасаются. Может, лучше взять чужие проверенные решения?
Главная тема для обсуждений среди болельщиков Формулы-1 в последние недели — отказ от грид-гёрлз и девушек-моделей на церемонии награждения. Liberty Media, промоутеры первенства, отмечают, что эти традиции изжили себя и не отвечают требованиям нового имиджа «Больших призов». Пока, впрочем, неясно, чем новый имидж отличается от старого, до сих пор неизвестно, как будут выглядеть новые моторы — их внедрение планируется на сезон-2021, да и в целом обещанных американцами перемен — за исключением запрета на грид-гёрлз — пока не видно.
«Чемпионат» предлагает обратить внимание на несколько аспектов, которые Формуле-1 стоило бы в том или ином виде перенять у других гоночных серий. Более осторожное внедрение правил
В конце недели организаторы серии IndyCar провели тесты болида с «аэроэкраном» — прозрачной защитой кокпита, похожей на решение, которое тестировали Даниэль Риккардо и Себастьян Феттель. В отличие от Формулы-1, в IndyCar внедрять защиту кокпита не торопятся — в США исследования на эту тему начались примерно в то же время, что и в Европе, однако пока всё находится на стадии тестов и обсуждений.
«Мы стремимся создать защиту, которая будет выглядеть эстетично и способна эффективно защитить пилота в любых условиях, — отмечает спортивный директор IndyCar Джей Фрай. — Всё, что мы ставим на «индикары», должно быть эффективно на разных типах трассах и при различном освещении. Система должна быть универсальной».
IndyCar, таким образом, демонстрирует более взвешенный подход по сравнению с Формулой-1, и дело не только в том, что «гало» вызывал среди команд и гонщиков неоднозначную реакцию. Правила в «Больших призах» меняются довольно быстро и часто нововведения не оправдывают ожиданий. Так, можно вспомнить провальный формат квалификации на выбывание, продержавшийся всего два этапа, или многолетнюю борьбу со «ступеньками» на носовых обтекателях. Почти все перемены в техническом регламенте ФИА объясняет борьбой за безопасность пилотов или стремлением сделать шоу более напряжённым, но порой лихорадочные перемены напоминают суету и не решают поставленных задач. Перераспределение доходов
Более справедливое перераспределение доходов между командами-участниками первенства Liberty Media называла одной из приоритетных задач, но до сих пор промоутеры не представили плана по её решению — по крайней мере широкой публике он озвучен не был. Тем не менее, проблема с каждым годом становится всё острее — богатые команды становятся ещё богаче, а участники поменьше вынуждены выживать. Одним из наиболее ярких примеров этой проблемы является «Форс Индия» — уже два года подряд команда занимает четвёртое место Кубка конструкторов, являясь таким образом лучшим середняком первенства, но размер призовых не даёт конюшне шанса бросить вызов фаворитам.
Как и во многих других видах спорта, деньги, получаемые командами по итогам сезона, складываются из сумм от продажи прав на телетрансляции и призовых, основанных на результатах. Однако в Формуле-1 действуют дополнительные правила, согласно которым гранды и исторически значимые команды получают дополнительные выплаты, в итоге участники оказываются в неравном положении. В 2017 году больше всех призовых денег от ФОМ получила «Феррари» — $180 млн, наименьшая сумма досталась «Хаасц» — $19 млн, то есть почти в десять раз меньше.
В том же IndyCar чемпион сезона-2016 Симон Пажно в тот год выиграл $2,3 млн, Джек Хоксворт, худший пилот турнирной таблицы из тех, кто проехал весь сезон, — $1 млн, а победитель «500 миль Индианаполиса» Александр Росси (11-е место в чемпионате) — $3,3 млн Для другого примера обратимся к английской футбольной премьер-лиге: чемпионы сезона-2016/2017 — «Челси» — в качестве призовых получили £153 млн, а занявший последнее место «Сандерленд» — £99 млн В обоих случаях разница между победителем и аутсайдером куда меньше, чем в Формуле-1, а среда — более конкурентна. Независимые поставщики
С 2014 года в Формуле-1 нет независимого поставщика моторов, а силовые установки для гонок Гран-при производят всего четыре компании — «Мерседес», «Феррари», «Рено» и «Хонда», у каждой из которых есть собственная заводская команда или эксклюзивный партнёр. В таких условиях поставщики в первую очередь сосредоточены на своей команде, в то время как остальные клиенты становятся в лучшем случае партнёром-сателлитом. Можно было бы назвать «Рено» исключением из этого правила, если бы не неожиданный разрыв отношений французов с «Ред Булл» — все частные команды, так или иначе, зависят от поставщика двигателей, и если тот увидит в клиенте угрозу, то легко с ним распрощается.
До недавнего времени роль независимого поставщика в Формуле-1 выполнял «Косуорт» — не самые мощные, но довольно надёжные и доступные моторы позволяли даже небольшим командам сохранить независимость. 20 лет назад, ещё до масштабной кампании по привлечению заводских команд в Формулу-1, участникам «Больших призов» были доступны шесть марок двигателей — «Феррари», «Мерседес», «Пежо», «Мюген-Хонда», «Форд» и «Рено», построенные по франшизе сторонними фирмами.
Ещё более интересным примером является серия CART того же периода, когда американские «формулы» переживали золотой период: пять поставщиков шасси, четыре производителя моторов и почти три десятка автомобилей на стартовой решётке каждой из гонок. Никто (пока) не запрещает «Мерседесу» вкладывать баснословные суммы в проектирование двигателей, но, в отсутствие более доступных середнякам альтернатив, они оказываются в заведомо проигрышном положении. Открытый паддок
Одна из самых частых претензий к Формуле-1 — закрытость этого вида спорта. Liberty Media и команды активно работают в социальных сетях, чтобы болельщики смогли увидеть эксклюзивные кадры из боксов или узнать, чем живёт тот или иной пилот вне гонок, однако этого недостаточно, чтобы подарить фанатам чувство сопричастности. «Большие призы» — сверхзакрытый вид спорта, пришедшие на Гран-при болельщики видят пилотов в лучшем случае на автограф-сессии, в то время как весь остальной уик-энд могут наблюдать их лишь с расстояния в десятки метров и через несколько заградительных сеток.
В то же время на других соревнованиях, включая международные гонки, болельщикам полностью открыт паддок — в DTM зрители гуляют между командными домиками, а в IndyCar могут пройти на территорию гаражей и подписать у гонщика сувенир. Конечно, в боксы пускают только VIP-гостей и других доверенных лиц, но в перерывах между заездами сами гонщики ходят именно в паддоке — здесь можно сделать с пилотом селфи и даже перекинуться парой слов, если позволяет ситуация, или попросить у механиков отработанную резину — зачастую они не отказывают фанатам. В любом случае, возможность прогуляться среди тех, кто участвует в гонке и создаёт это шоу, дорогого стоит и дарит незабываемые эмоции — порой более яркие, чем сам заезд. Последовательное судейство
Из-за судейства в Формуле-1 в последние годы переломано множество копий, но очередные скандалы вспыхивают за явной регулярностью. Непрозрачные трактовки правил, выборочное правоприменение, решения, на которые нельзя подать апелляцию, — всё это не добавляет доверия организаторам первенства. Впрочем, обвинять судей Формулы-1 в предвзятости или некомпетентности тоже нельзя: каждый из них уже много лет работает в этом спорте и знает множество тонкостей, о которых болельщики не догадываются. Проблема в другом — правилам сами по себе слишком сложны и применение одной нормы может противоречить другой.
В такой ситуации организаторам стоит присмотреться к гонкам NASCAR. В этих состязаниях уже много лет применяется политика «пусть сами разбираются», а судьи вмешиваются в борьбу гонщиков только в тех случаях, когда это необходимо. Да, порой это приводит к тому, что один пилот намеренно выносит с трассы другого — в качестве мести за прежние обиды, зато осознание этого факта — грязная выходка просто так с рук не сойдёт и ответ обязательно последует — вынуждает самих гонщиков внимательнее относиться к соперникам. Кроме того, если пилот NASCAR в принципе ведёт себя на трассе грязно и часто ссорится с соперниками, от него отвернутся спонсоры, а фанаты начнут освистывать. Таким образом, в случае NASCAR невмешательство судей приводит к тому, что ответственность за своё поведение на трассе гонщики несут сами, в то время как в Формуле-1 штрафы приводят лишь к жалобам в прессе и разочарованию зрителей. Ф-1, не пора ли посмотреть по сторонам?
Александр Росси Симон Пажно Джей Фрай Себастьян Феттель Даниэль Риккардо Ferrari Ford Renault Фонд "Общественное мнение" Автоспорт/Мотоспорт Статьи
Оставить комментарий

Главное по темам

«Макларен» представил новый оранжево-синий болид MCL33

10:08

Мазепин первым сядет за руль нового болида «Форс Индия»

21 февраля 2018

«Рено» представила болид на сезон-2018

20 февраля 2018

«Ред Булл» показал свой новый болид

19 февраля 2018

«Ред Булл» назвала дату презентации нового болида

12 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

Это похороны. Как Акимова настоящий русский биатлон показала

Женский масс-старт — предпоследняя гонка на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане, где у сборной России есть своё представительство. Татьяна Акимова неплохо отработала индивидуальную гонку, заняв 15-е место.

Отомстили за Сочи: сборная России разгромила США

Ледяной душ в стартовой игре со словаками (2:3 после 2:0) не особо повлиял на прогнозы о турнирной судьбе России.

Три в одном: Россия набирает медальные обороты

Большунов и Белорукова выиграли бронзовые медали в лыжном спринте.

Новый поворот: допинг настиг сотни лыжников

Образцы крови более сотни лыжников, выступавших на международных соревнованиях с 2001 по 2010 годы, вызвали подозрения у экспертов. По количеству спортсменов с аномальными показателями крови лидируют Россия, Франция и Австрия.

Новый бой года: Макгрегор выбрал Мейвезера

Боец UFC Макгрегор хочет нового боя с Мейвезером.

Фоторепортажи