Lenta.ru 23 марта 2019

«Приставят нож и заберут все ценное»

Фото: Александр Жихарев
«Лента.ру» публикует вторую часть рассказа журналиста Александра Жихарева, который пересек Сахару за рулем полноприводного ГАЗ «Соболь» вслед за участниками ралли-марафона Africa Eco Race. На смену каменистым пустыням Марокко и Атласским горам, о которых шла речь в первой части, пришли дюны Мавритании и полный колючек буш Сенегала.
Ралли Africa Eco Race стартует в Монако и финиширует на знаменитом Розовом озере в столице Сенегала — Дакаре. Я уже рассказывал о первой половине пути — от Монако до Атлантического океана. Именно там, в Западной Сахаре, которую одни считают оккупированной территорией, а другие — отдельным государством, ралли остановилось на дневку. Пилоты набирались сил, механики трудились не покладая рук. Но отдых был недолгим — впереди была Мавритания! Взревели моторы, и в тучах пыли десятки машин бросились в дальнейший путь.
Выжженная солнцем и вылизанная ветрами нейтральная земля на границе Марокко и Мавритании напоминала кадры из фильма «Безумный Макс». Остовы полуразобранных машин врастали в пески, среди них ветер перекатывал пустые пластиковые бутылки и бумажки. Но на нейтралке кипит жизнь: до глаз замотанные в платки продавцы предлагают сигареты и сим-карты. Без крайней нужды ничего покупать у них не хочется. Более того, инстинкт самосохранения подсказывает, что не стоит даже выбираться из машины, поэтому я поглядывал на мавританскую действительность сквозь щели в окнах.
На границе нам дали поблажку: проверять документы не стали, отложили паспортный контроль до бивуака. Там проштамповали паспорта. Фотографировали прямо в палатке, поэтому на снимок для визы у некоторых попали также лица стоящих позади людей. Удивительно, но первый встреченный нами в Мавритании белый человек оказался… русским. Виктор Попов представляет в Мавритании Росрыболовство.
Здешние воды богаты рыбой, и наши траулеры трудятся тут еще с советских времен. Оформляют квоту, улов сдают в близлежащих странах. Для России прибыли в этом практически нет, но хотя бы моряки зарабатывают. Виктор с большим интересом изучал автомобили ГАЗ. Посмотреть действительно есть на что.
В команде «ГАЗ Рейд Спорт» четыре боевых автомобиля: две «Газели» Next и два ГАЗ «Садко» Next. Машины собраны на стандартных узлах и агрегатах, которые используются на обычных автомобилях ГАЗ, колесящих по дорогам России.
Есть несколько машин сопровождения. Три полноприводных «Соболя», один из которых наш, журналистский. Микроавтобус «Газель» перевозит механиков. Три «Урала» с прицепами везут все запчасти и запас горючего. Настоящая армия, постоянно находящаяся в движении.
— Добро пожаловать в Мавританию! Теперь вы узнаете, что такое настоящие пески, — сказал нам организатор гонки Africa Eco Race Жан-Луи Шлессер перед стартом. Он изъездил Черный континент вдоль и поперек. Северо-запад Африки он знает как свои пять пальцев.
В первый день в Мавритании гонку отменили — из-за сильного ветра вертолет не смог подняться в воздух, а без него соревнования не проводят. Лишь винтокрылая машина способна быстро доставить пострадавших в госпиталь, а без аварий ралли не бывает. Этот тезис был подтвержден в первый же гоночный день в Мавритании.
За несколько сотен метров до финиша Optimus братьев Куприяновых врезался в такой же Optimus лидера гонки Доминика Лоурье. Причины аварии так и неясны до конца: после просмотра видео создалось впечатление, что оба пилота не видели друг друга. На последних метрах внимание притупляется, это знают все гонщики. Позади трудный путь, а перед глазами — створ ворот. Ко всему прочему, пыль и бьющее в глаза закатное солнце.
Страшный удар! Машина Лоурье совершила шесть полных оборотов вокруг своей оси, а разлетевшиеся детали механики команды собирали за сотни метров. В результате из гонки вылетели оба экипажа. Обидно, братья Куприяновы хорошо вкатились. Если в начале они фигурировали в середнячках, то уже в конце марокканского маршрута выбились в лидеры.
В Мавритании понимаешь, что дно жизни, о котором нам постоянно твердят, находится гораздо глубже, чем его видит обычный россиянин. В этой стране нищета страшная. Даже в столице Нуакшот далеко не все ходят в обуви! Что уж говорить о глубинке… А именно по ней мчался караван Africa Eco Race.
Мавритания — одна из последних стран, в которой отменили рабство. Более того, де-юре его нет, а де-факто около 20 процентов населения страны — невольники. Цена раба начинается с 500 долларов. Есть уголовная статья за рабовладение, но за все время по этой статье привлекли лишь одного (!) человека. Причин сохранения рабства несколько. Первая — более половины населения неграмотно, и многие люди даже не представляют себе иную жизнь.
Вторая: в Мавритании популярна неверная интерпретация ислама, утверждающая, что положение человека заранее определено, и раб, покинувший своего хозяина, не попадет в рай. И третья причина: все та же жуткая нищета. Рабовладельцы порой не особо богаче невольников. У раба есть крыша над головой и еда. Если он станет жить свободной жизнью, то не будет и их. Вот такие они, рабы XXI века.
И все же Мавритания удивительно прекрасна. Каменистые горные плато чередуются с бескрайними песками, в которых замирает все живое. Русла рек пересохли, вода в них появляется только в сезон дождей. Жесткие колючки по вкусу только верблюдам.
Нас заранее проинструктировали о соблюдении мер безопасности: машину, сумку и карманы держим закрытыми. Стоит остановиться в любом малонаселенном пункте, как сразу же местные пытаются что-то выпросить. Дети стоят вдоль дорог и требуют «кадо» — подарок по-французски. Я раздавал свой сухпаек, но от моей благотворительности оставался неприятный осадок: сразу же начинался дележ добычи, переходящий в драку.
Бывалые участники ралли Africa Eco Race рассказывали страшные истории: в прошлые годы бывали случаи, когда родители намеренно толкали своих детей под проносящиеся мимо машины. Причина проста: европейские автомобили застрахованы, и таким образом удается получить компенсацию. Но в этом году такого не было.
Пустынная Мавритания начала преображаться ближе к границе с Сенегалом. Появилась зелень, вместо верблюдов вблизи дороги паслись коровы. А уже в пойме реки Сенегал мы въехали в национальный парк, где началась Африка, которую я привык видеть на экране телевизора. Дорогу перебегали бородавочники, а в заболоченных озерцах мелькали крокодилы. Вскоре очередная формальная граница, на которой скучающий пограничник штампует паспорта. Мы в Сенегале!
Один знакомый, отсидевший семь лет в местах не столь отдаленных, как-то рассказывал, что в первые дни на воле его удивляли два обстоятельства: жизнь стала цветной и появились женщины. Примерно такие же впечатления у меня от Сенегала. Если в Мавритании все окрашено в черно-серо-коричневые тона, то в Сенегале — буйство красок. И, конечно же, запомнились сенегальские женщины, высокие и стройные. Наверное, именно по их образу Джеймс Кэмерон создавал героев «Аватара». У всех идеальная осанка — сказывается привычка переносить вещи на голове.
В Сенегале, на берегу Атлантического океана, состоялся финальный этап гонки Africa Eco Race. Чемпионом в абсолютном зачете стал Жан-Перье Струго на автомобиле-прототипе Optimus. Эта машина создана для таких многодневных тяжелейших ралли: мощный двигатель, гигантские ходы подвески — победа была вполне предсказуема. Жаль, что в середине дистанции сошли россияне — братья Куприяновы. Они вполне могли стать чемпионами. Но все же без медалей наши соотечественники не остались. Первым в группе Т2 стал российский экипаж Титова и Русова на Ford Raptor.
— Для команды «ГАЗ Рейд Спорт» это первый опыт участия в таком сложном международном ралли, — отметил руководитель команды Вячеслав Субботин. — Все машины ГАЗ дошли до Дакара и заняли места в середине турнирной таблицы. Это уже успех, поскольку всем стало ясно, что машины с берегов Волги на равных выступают с именитыми соперниками. Более того, позади оставили многих из них! Отлично проявили себя и автомобили, и команда. — Еще поедете в Африку? — Думаю да. Но наша цель — ралли «Дакар». И мы ее достигнем!
В Сенегале, на знаменитом Розовом озере, Африка казалась красивой и доброжелательной. Свои впечатления от Черного континента рассказала Елена — сотрудница российского посольства в Сенегале.
— Здесь я уже год. До этого три года была в ЦАР (Центральноафриканская республика — прим. «Ленты.ру»). Жили в здании посольства, раз в неделю с конвоем выезжали по магазинам. Закупались продуктами и предметами первой необходимости — и назад, под охрану, в посольство. Коллектив маленький, в ограниченном пространстве жить непросто. — Что же ты там делала в свободное время? — Увлеклась тяжелой атлетикой и качалась. — Да, невесело. Как Сара Коннор из «Терминатора» в психушке… — Примерно так. Но здесь, в Сенегале, особого криминала нет. Есть нежелательные для европейцев места, в которые лучше не ходить. Но в целом Дакар — город безопасный.
В том, что город безопасный, но нежелательные для визитов места все же есть, мы убедились в тот же вечер. День прошел в хлопотах, и лишь за полтора часа до захода солнца мы вдвоем решили отправиться на океан. До него всего километр от гостиницы, рукой подать!
С высокого берега открывался удивительный вид. Закатное солнце опускалось в Атлантику, в голубой дымке виднелись острова. Внизу, у кромки воды, сновало сотни две молодых мужчин. Причем безделья не наблюдалось: одни играли в футбол, другие молились, третьи организованно занимались спортом. Этакие клубы по интересам. Пока мы искали подходящую тропинку вниз, к нам подошел крепкий белый мужчина:
— Говорите по-французски? Нет? Только по-английски? О'кей! Я очень люблю это место и часто гуляю здесь. Днем здесь абсолютно безопасно, но с наступлением ночи вон те парни поднимаются наверх, и на всей территории от воды до скоростного шоссе законы перестают действовать. Приставят нож и заберут все ценное. Даже полиция боится сюда заезжать.
Он задумчиво посмотрел на заглатывающий солнце океан и добавил: — У вас не больше 15 минут, чтобы свалить отсюда!
Этот человек был на редкость убедителен, поэтому мы бодро перескочили шоссе и энергично направились в сторону гостиницы. Осталось собрать вещи и добраться до аэропорта Дакара. Пора домой!
Комментарии
Автоспорт , Статьи , Сара Коннор , Виктор Попов , Джеймс Кэмерон , Александр Жихарев , Ford , Росрыболовство , Lenta.ru
Читайте также
Жан Тодт: Шумахер продолжает бороться
2
В Ирландии на гоночных соревнованиях погиб пилот
Последние новости
Грузинская валюта обвалилась до исторического минимума
Раскрыта переписка одной из сестер Хачатурян за месяц до убийства отца
Украина отозвала посла из Совета Европы