Войти в почту

Гран-при Испании-1994: Шумахер занял второе место на пятой передаче

В этот день 26 лет назад Михаэль провёл свою первую по-настоящему великую гонку. Шумахеру тогда было 25 лет, он выступал за «Бенеттон» и проводил лишь третий полный сезон в Формуле-1. К тому моменту на счету немца было уже шесть побед, все понимали, что он талантлив и перспективен, но насколько именно — вряд ли кто-либо мог себе представить. Многое изменилось после Гран-при Испании-1994. Эхо Имолы 1994-й — один из самых печальных годов в истории Формулы-1. В Имоле погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна, а через две недели после аварии на скорости 280 км/ч в Монако в коме оказался Карл Вендлингер. Вскоре на тестах в Сильверстоуне Педро Лами вылетел за заграждение и рухнул на мост через трассу — португалец заработал серьёзные травмы. Наконец, в субботу накануне Гран-при Испании не удержался в последнем повороте Андреа Монтермини. Для Монтермини это был первый этап Формулы-1 — итальянец занял в «Симтеке» место погибшего в Имоле Ратценбергера. Андреа слишком широко выехал из последнего поворота, колёса выехали на траву, а заднюю часть повело в сторону отбойника. Гонщик попытался поймать автомобиль обратным движением руля, но из-за этого машину носовым обтекателем бросило в стену. В этой аварии Монтермини сломал правую ногу и вынужден был пропустить вторую квалификацию — третью гонку подряд «Симтеку» предстояло выступать лишь одной машиной. Поул-позицию же в Барселоне весьма уверенно взял Шумахер. Деймон Хилл, квалифицировавшийся вторым, проиграл немцу 0,65 секунды, третье место занял Мика Хаккинен, а все остальные отстали на секунду и более. В теории это должна была быть очень скучная гонка — Михаэль удержался впереди на старте и уверенно отрывался от всего пелотона. Пока не заехал в боксы на 22-м круге. На пятой передаче Сразу после остановки возникли проблемы: коробку передач заклинило на пятой. Шумахер не мог ни повысить, ни понизить передачу, но автомобиль всё же оставался на ходу. Первые два круга после пит-стопа Михаэль проехал довольно медленно, но за это время сумел оценить поведение машины, подобрать альтернативные траектории и апексы и стабилизировать темп. Как позже расскажет сам пилот, в этом ему помог опыт в гонках спорткаров. Повезло и с передачей: пятая позволяла развивать сколько-нибудь приличную скорость на прямой, а характеристики мотора «Форд» уменьшали потери в поворотах. Михаэль по-прежнему был медленнее Деймона Хилла на две секунды — англичанин вышел на первое место и начал отрываться, а сзади прессинговал Хаккинен, выбравший агрессивную тактику трёх пит-стопов. Шумахер самоотверженно боролся с автомобилем и трассой и даже умудрился совершить пит-стоп — немец заехал в боксы, остановился перед механиками, не заглохи поехал дальше — и всё это на одной только пятой передаче! Казалось, сдержать Хаккинена Шумахер точно не сможет, но сам по себе финиш с заклинившей трансмиссией — уже подвиг, тем более — на подиуме. Но второго места Михаэль не потерял: за 17 кругов до финиша на «Макларене» Хаккинена сгорел двигатель. После схода Мики на третью позицию вышел его напарник — Мартин Брандл, но и второй «Макларен» гонку не закончил — умерла коробка передач. Первым финишную черту пересёк Деймон Хилл — это была первая победа «Уильямса» в том сезоне и первая после гибели Сенны. «Сейчас для всей команды тяжёлые времена, и я хочу посвятить эту победу ей и всем поклонникам Айртона», — сказал тогда Хилл. Шумахер в итоге приехал вторым — с отставанием в 24 секунды. «Поначалу было трудновато проходить все повороты на пятой передаче, — признался на пресс-конференции Михаэль. — Но затем мне удалось найти хорошую траекторию и поддерживать более или менее конкурентоспособное время круга, чтобы бороться с теми, кто шёл позади». Третье место после схода двух «Макларенов» завоевал Марк Бланделл — и для пилота, и для команды «Тиррелл» это был последний подиум в Формуле-1. К слову, лишь Шумахер и Бланделл в тот день финишировали в одном круге с Хиллом. Цена подвига В тот день Шумахер проехал на пятой передаче 43 круга из 65. Никто бы не поверил, что при этом можно ещё и приехать на подиум, если бы тогда Михаэль этого не сделал. В тот день стало ясно, что Шумахер — не просто хороший, а превосходный гонщик. Согласно системе начисления очков 1994 года, Шумахер в Барселоне заработал шесть баллов — и если бы не они, то вполне вероятно, что перед стартом финала в Аделаиде Михаэль отставал бы в общем зачёте от Хилла. В таких условиях судьба чемпионского титула могла бы быть совсем иной — без преимущества по очкам Шумахеру не было бы смысла выбивать соперника с трассы.

Гран-при Испании-1994: Шумахер занял второе место на пятой передаче
© Чемпионат.com
Чемпионат.com: главные новости