Войти в почту

В Формуле-1 хотят ввести реверсивные квалификационные гонки

Есть куда более разумные способы сделать «Большие призы» ярче. Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун снова предлагает ввести в чемпионат квалификационные гонки с реверсивной решёткой. Что ж, придётся вашему автору снова встать на защиту чистоты спорта и здравого смысла. Великолепная гонка в Монце никого не оставила равнодушным, дуэль Пьера Гасли и Карлоса Сайнса на последних кругах почти наверняка войдёт в историю. «Гонка в Монце показала, насколько захватывающей может быть гонка в перемешанном порядке, — написал в своей колонке для сайта Ф-1 Браун. — Стоит ещё раз рассмотреть спринтерские гонки с реверсивной решёткой. В следующем году машины останутся прежними, но болельщики могли бы видеть похожую драму, как в этот уик-энд в Монце». В Формуле-1 андердоги и правда редко сражаются за победу, только назвать это проблемой нельзя — само слово «андердог» подразумевает, что у кого-то меньше шансов на победу по причине меньшего количества ресурсов, опыта или менее качественной подготовки в сравнении с фаворитами. При этом, выходя на площадку, поле или трассу, андердоги и фавориты находятся в равном положении — у команд равное число игроков, а у гонщиков — одно и то же время на то, чтобы показать лучшее время в квалификации. И разумеется, Давид, побеждающий Голиафа, всегда вызывает симпатии публики, поскольку он — андердог и превзошёл более мощного оппонента. Эта история не только о победе, но и преодолении. Браун от принципа равенства хочет избавиться — он хочет, чтобы фавориты изначально оказывались в менее выгодном положении, чем андердоги. Но была бы история про Давида и Голиафа столь же популярной, если бы у Давида вместо пращи был пулемёт? Была бы победа «Лестер Сити» столь же вдохновляющей, если бы в матчах против них «Манчестер Сити» изначально выходили бы в меньшинстве? «Драма» на Гран-при Италии возникла не потому, что на рестарте пилоты стояли в таком порядке, а потому что в «Мерседесе» допустили ошибку, «Ред Булл» так и не смог настроить машины, а Валттери Боттас провалился на старте. Фавориты ошиблись — а это всегда неожиданность. И неожиданно это именно потому, что зрители привыкли, что лидеры не ошибаются. Их машины почти всегда настроены идеально, а пилоты почти не допускают ошибок на трассе. То есть гонка в Монце не была бы столь яркой, если бы не предыдущие этапы, которые и создали впечатление непобедимости фаворитов. И победа Гасли столь популярна, потому что француз доказал, что всегда может быть шанс переломить ситуацию. «Монца была в числе кандидатов на проведение реверсивной гонки в этом году», — пишет Браун. Хочется обратить внимание Росса на то, что после рестарта в топ-10 не произошло ни одного обгона, кроме провала Райкконена и прорыва Хэмилтона. Погоня Сайнса за Гасли получилась захватывающей, но разве такая же погоня Ферстаппена за тем же Льюисом была бы менее интересной? Брауну вторит Мартин Брандл. «Давайте попробуем этот формат, ведь мы будем пробовать двухдневный в уик-энд в Имоле и иную трассу в Бахрейне», — пишет он. Не надо сравнивать мягкое с тёплым, Мартин. Что в Имоле, что в Бахрейне все команды будут в равных условиях, независимо от результатов предыдущих гонок. И в этом и есть спортивный принцип — выяснить, кто в равных условиях сильнее. В случае Формулы-1 речь идёт о выявлении сильнейшей комбинации гонщика и машины, а потому не надо сетовать на то, что, мол, у Хэмилтона и Грожана несоизмеримо разные шансы на победу. У «Лестера» тоже было меньше шансов на победу в Премьер-лиге, чем у «Сити», но «Лестер» победил, и это обсуждал весь мир. Точно так же как Пьер Гасли, выигравший гонку в Монце, попал на передовицы французских газет. «Чемпионат всё равно выиграет тот же пилот, но позже и с меньшим разрывом», — добавляет Брандл, имея в виду, что реверсивные квалификационные гонки не повлияют на имя обладателя титула. А какой тогда в этом смысл? А если всё-таки повлияют? Конечно, такую победу в чемпионате будут вспоминать с определёнными оговорками, но эта оговорка бросит тень и на последующие чемпионаты — это будет означать, что чемпионом не обязательно будет становиться лучший. И в чём тогда смысл такого титула? Одно дело, когда у пилота ломается двигатель — это вина команды, а Формула-1 — командный вид спорта, и совсем другое, когда титул проигран из-за того, что в Монце пилота из желания устроить шоу поярче заставили стартовать из середины пелотона. Разумеется, спорить с тем, что многие гонки получаются довольно пресными и предсказуемыми, бессмысленно. Но так происходит лишь потому, что одни команды подготовились лучше других. Хотите менее предсказуемых гонок? Лишите инженеров возможности так тщательно готовиться к этапам — отмените пятничные тренировки (такой эксперимент мы увидим в Имоле). Почему пилотам Формулы-2 достаточно 30 минут свободных заездов, а гонщикам Формулы-1 нужны четыре часа? У команд Формулы-1 симуляторы хуже? Или инженеры глупее? Или, может, менее опытным пилотам Ф-1 нужно больше времени на изучение трассы? Пусть инженеры и пилоты подбирают настройки прямо в квалификации — больше пространства для ошибок и не придётся никого притормаживать искусственно. «Ред Булл» ошибся с настройками, «Мерседес» ошибся на трассе — и Гран-при Италии получился великолепным. Отмените искусственные правила в духе старта на тех шинах, на которых гонщик вышел в финальный сегмент — оно лишь портит гонки, поскольку фавориты легко проходят в Q3 на «медиуме» и уже за счёт этого имеют преимущество в стратегии, в то время как самые близкие к ним середняки не имеют права выбирать состав резины и вынуждены стартовать на «софте». Считается, что в Формуле-1 чертовски сложно обгонять, но старожилы помнят гонки середины 2000-х, когда обгонов было ещё меньше, однако сражения Хаккинена и Шумахера стали классикой, а сезон-2005 с борьбой трёх разных команд за титул болельщики вспоминают до сих пор. Почему-то тогда «Большие призы» превосходно обходились без реверсивных решёток, и Росс Браун (в то время — технический директор «Феррари») не считал, что Формуле-1 нужно больше зрелища. «Такие гонки позволят сделать шоу ярче», — говорит Росс. Да, но Формула-1 это прежде всего спорт, а не шоу. В Формуле-2 реверсивные гонки работают, но смысл Ф-2 в том, чтобы подготовить пилота к Формуле-1, а чемпионам там запрещено продолжать выступления. Ф-2 создана не для того, чтобы определить сильнейшего, в ней пилоты сражаются за место в Ф-1. Вряд ли Николас Латифи сейчас сильно переживает за то, что проиграл в прошлом году титул Нику де Врису — Латифи сейчас гоняется за «Уильямс» в «Больших призах», а де Врис постигает Формулу-Е. Реверсивные решётки — это не гонки, а езда с препятствиями. В Ф-2 такие препятствия позволяют раскрыть пилота, в Ф-1 — убивают принцип равенства. В шоу нет ничего плохого. Товарищеские игры и матчи всех звёзд собирают огромное число поклонников футбола, хоккея и других видов спорта. Если Формула-1 хочет больше шоу — пусть устраивает шоу, внезачётные гонки на трассах самых безумных конфигураций с любыми правилами стартовых решёток. Можно даже не допускать до них «Мерседес» и «Ред Булл» — пусть Хэмилтон с Ферстаппеном комментируют эти заезды, разве не будет интересно узнать их мнение со стороны о происходящем? Пусть в этих гонках участвует кто угодно — и молодые пилоты, и ветераны, которые хотят тряхнуть стариной и напомнить о себе. Но не нужно примешивать шоу в процесс определения чемпиона мира. Иначе этот титул ничего не будет стоить, и все те, кто радовался борьбе Гасли и Сайнса, попросту перестанут смотреть Ф-1, ведь гонки будут скорее напоминать авиашоу на колёсах. Красивое, но не имеющее никакого отношения к спорту зрелище.

В Формуле-1 хотят ввести реверсивные квалификационные гонки
© Чемпионат.com
Чемпионат.com: главные новости