Войти в почту

Почему старт Гран При Португалии получился таким хаотичным?

Асфальт на трассе Альгарве перестелили буквально за пару месяцев до гонкиФото: motorsportmagazine.com

Почему старт Гран При Португалии получился таким хаотичным?
© autosport.com.ru

Пандемия и Портимао

Трасса Альгарве попала в календарь нынешнего сезона Формулы 1 исключительно благодаря обстоятельствам, сложившимся из-за пандемии коронавируса. А если бы португальская гонка была запланирована изначально, то прошла бы в более теплое время года, как и подобает любому европейскому этапу. Наверняка и асфальт тогда перестелили бы раньше, чтобы он не выделял смолы и масла по ходу гоночного уик-энда. Следовательно, шины бы лучше взаимодействовали с гладким покрытием и быстрее бы прогревались. «Весь уик-энд мы ездили как по льду. Состояние асфальта вообще никак не улучшалось за эти три дня», – посетовал Себастьян Феттель.

Pirelli привезла в Портиман шины C1, C2 и C3Фото: Pirelli

Выбор Pirelli

В Портиман Pirelli привезла самое жесткое сочетание шин – C1, C2 и C3. Шинники опасались высокой нагрузки на резину в скоростных поворотах и на торможении. К тому же при использовании более мягких составов был бы выше риск гранулирования, особенно в условиях низких температур. Чем прохладнее, чем выше риск гранулирования – каркас еще холодный, а поверхность шины уже перегрета, что приводит к отслоению проектора. При этом до выхода из строя шины могут работать нормально и не теряют свои рабочие характеристики, как при обычном износе. Так что Pirelli подстраховалась, и как оказалось, не зря, ведь даже при использовании C3 переднее левое колесо гранулировалось.

Гранулировался и C2, но не сильно, поэтому гонщики могли атаковать на этих шинах. Так что Medium бы наиболее предпочтительным выбором, причем не только в гонке, но и в квалификации, где оба пилота Mercedes на этих шинах показали свои лучшие времена в финальном сегменте. Проблема в том, что никто не понимал, чего именно ждать от шин в гонке.

Пожар на машине Пьера Гасли во второй тренировкеФото: motorsportmagazine.com

Срыв второй пятничной тренировки

Первые 30 минут второй тренировки в пятницу команды тестировали прототипы шин 2021 года. А по ходу оставшегося часа сессия дважды прерывалась красными флагами: первая остановка заездов произошла из-за пожара на машине Пьера Гасли, вторая – из-за столкновения Лэнса Стролла и Макса Ферстаппена. Так что никому не удалось толком поработать на длинных сериях кругов, сравнить типы шин. Никто до конца не понимал, какой компаунд подходит лучше для гоночных условиях – C2 или C3, а может и C1.

Red Bull Racing просчитались с выбором мягких шин на стартовый отрезокФото: motorsportmagazine.com

Разный выбор шин

Многие команды опасались, что покрышки C1 слишком медленные, но не Mercedes. Действующие чемпионы посчитали, что у их машины достаточно прижимной силы, чтобы заставить эти шины работать. А вот C3 они побоялись брать как раз из-за риска гранулирования. Таким образом, основную ставку они сделали на Medium – квалифицировались на этих шинах во втором сегменте и, следовательно, стартовали на них в гонке с расчетом на отрезок в пределах 40 кругов. Ну, а на заключительную части гонки они выбрали. C1. Да, может, эти шины будут медленно прогреваться, но их точно хватит до финиша, посчитали в команде.

В Red Bull Racing решили иначе и сделали ставку на Soft, который, по их мнению, был не менее эффективнее Medium, хотя и требовал более аккуратного обращения. Кроме того, в RBR были уверены, что оптимальным вариантом будет тактика двух пит-стопов, учитывая быстрое гранулирование передней левой шины.

В итоге правильной оказалась тактика Mercedes, а Red Bull Racing ошиблась. Шины Soft работали всё-таки не лучшим образом, а более предпочтительной оказалась тактика двух пит-стопов. Да, рабочие характеристики Soft сохранялись даже при гранулировании, но на этих шинах невозможно было атаковать столько же агрессивно, как и на Medium.

Старт Гран При ПортугалииФото: Formula 1

Так что в итоге получилось?

В общем, на старте пилоты Mercedes были обуты в трудно прогреваемый Medium, а большинство их преследователей выбрали Soft, проблем с прогревом которого не было. Главный фурор устроили Карлос Сайнс и Кими Райкконен, моментально прогревшие шины: один уже после десятого поворота устремился в погоню за лидером Валттери Боттасом и кругом спустя вышел в лидеры, второй за семь первых поворотов поднялся с 16-го на 6-е место. А вот Макс Ферстаппен, как и его напарник по команде Алекс Албон, так быстро прогреть шины не смог и в какой-то момент оказался даже под атаками со стороны Райкконена.

Но примерно на четвертом круге Soft начал гранулироваться, а Medium к этому времени как раз прогрелся, и ситуация качнулась в обратную ситуацию. Сайнс и Райкконен откатились обратно назад. Гонщики Mercedes вскоре вернулись на две первые позиции. Ферстаппен снова вышел на третье место, но вот поддерживать темп Хэмилтона и Боттаса был не в состоянии. Если бы Макс выбрал Medium на стартовый отрезок, то, возможно, смог бы оказать на них прессинг. Но с Soft он к своему пит-стопу на 23-м из 66-ти кругов проиграл паре пилотов Mercedes больше десяти секунд.

Кроме того, до пит-стопа Ферстаппен находился под угрозой со стороны Леклера, который, как и пилоты Mercedes, стартовал на Medium. Пилот Ferrari держался в трех секундах позади Макса. Но после перехода на Medium Ферстаппен поехал значительно быстрее, оторвался и на финише отстал на восемь секунд от Боттаса, что лишний раз подчеркнуло ошибку Red Bull Racing с выбором шин на старте.

Валттери Боттас и Льюис ХэмилтонФото: Mercedes

Как произошел размен позициями между пилотами Mercedes

Несколько кругов Хэмилтон старался понять, как при порывистом боковом ветре управлять машиной так, чтобы поддерживать шины в узком рабочем температурном окне. Боттас с этим не разобрался и после 15-ти кругов его шины по мере износа протектора начали терять температуру. А при выходе из медленного 13-го поворота на 18-м круге финн поймал избыточную поворачиваемость, из-за чего потерял скорость относительно догонявшего его Хэмилтона. Льюис же за счет отсутствия перегрева шин, характерного при преследовании соперника вплотную, подобрался на дистанцию атаки, активировал DRS на прямой и возглавил гонку.

На финиш действующий чемпион мира Формулы 1 приехал с отрывом 25 секунд. Может оказаться, что это преимущество взялось у него из ниоткуда. Но на самом деле у гонщика Mercedes всё было под контролем изначально. Просто хаос на старте и прохладная погода с порывистом ветром скрыли из виду это преимущество в начале гонки...

Льюис Хэмилтон празднует 92-ю победу в карьереФото: Mercedes