Войти в почту

Получите-распишитесь, или Как Red Bull Racing поплатилась за отказ Даниилу Квяту?

28 июля 2019 года, дождевой Гран При Германии. Впервые за 13 лет совместного участия в Формуле 1 две команды Red Bull оказались вместе на подиуме. Макс Ферстаппен выиграл, а Даниил Квят принес Toro Rosso первый призовой финиш с Монцы-2008, заняв третье место. На фоне очередного провала второго пилота Red Bull Racing Пьера Гасли, который на тренировке в пятницу разбил машину, а в гонке столкнулся с Алексом Албоном в борьбе за восьмое место, искренне верилось, что очень скоро мы увидим Квята в одном коллективе с Ферстаппеном. Тем более слухи о возвращении россиянина в старшую команду Red Bull циркулировали в инфополе Формулы 1 не первый месяц. Даниил хорошо проводил свой первый сезон после возвращения в чемпионат и из квартета пилотов австрийского концерна лучше него выглядел только Макс. «Может, два этих гонщика уже через неделю станут партнерами по команде. Кто знает? Посмотрим», – сказал в трансляции Гран При Германии российский комментатор Алексей Попов….

Получите-распишитесь, или Как Red Bull Racing поплатилась за отказ Даниилу Квяту?
© autosport.com.ru

Уилл Бакстон: Квят заслуживает повышение в Red Bull Racing

Теперь перемотаем пленку на два года вперед. 11 мая 2021-го, Гран При Испании. Ферстаппен терпит тактическое поражение в борьбе с Льюисом Хэмилтоном и после финиша критикует напарника, проигравшего ему в третий раз на старте сезона 50 секунд на финише. «Я постоянно борюсь в одиночку!». Вторит голландцу спортивный консультант компании Хельмут Марко: «Конечно, будь Серхио рядом, Максу пришлось бы легче». Но хуже всего для них, что за два года ситуация со вторым пилотом RBR не сдвинулась ни не миллиметр и просвета пока не видно. Квята после подиума в Хоккенхайме так и не повысили, а Албон, которого неожиданно взяли на место Гасли, справился ничуть не лучше своего предшественника и тоже в итоге оказался уволен.

Даниил Квят и Макс Ферстаппен на подиуме в Хоккенхайме-2019Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Даниил Квят не был бы новичком в команде

У российского гонщика было то, чего не было у Пьера Гасли, Алекса Албона и Серхио Переса сейчас – опыт работы с Red Bull Racing. Весь 2015-й и до увольнения в мае 2016-го Квят был гонщиком команды из Милтон-Кинса. Ему не пришлось бы вливаться в коллектив, знакомиться c нуля с рабочим процессом в команде и налаживать взаимопонимание с инженерами при работе на симуляторе и по ходу гоночных уик-эндов. Это не значит, что Даня сел бы за руль и с первой же гонки поехал бы на максимуме своих возможностей. Но взаимодействуя с знакомыми для себя людьми, он быстрее бы разобрался в особенностях работы специфичной машины. «Очень важно, чтобы инженеры тебя понимали. Поэтому нужно проводить с ними как можно больше времени», – рассказывает о трудностях адаптации в новой команде Даниэль Риккардо.

Даниил Квят на Гран При Абу-Даби-2015Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

А где гарантии, что Даниил Квят адаптировался бы к машине?

Рассуждая об адаптации к специфичной машине Red Bull Racing, надо понимать вот какой момент. Пьер Гасли, как говорят в паддоке, пытался гнуть свою линию при работе с настройками вместо того, чтобы ориентироваться на Макса Ферстаппена. А Алекс Албон в силу неопытности не всегда мог донести до инженеров то, чего он хочет от машины. Проще говоря, одному не хватило гибкости, а второму – обратной связи. У Квята было и то, и другое. И именно максимально гибким при работе с командой сейчас старается быть опытный Серхио Перес.

Квят наверняка бы справился. Да, у него бывают проблемы с пониманием машины, но он никогда не заходит в тупик. Вспомните его дебют за Red Bull Racing в 2015-м: в первых пяти гонках россиянин не поднялся выше девятого места на финише, но на шестом этапе, в Монако, занял четвертое место и опередил напарника Даниэля Риккардо. Затем Даня ещё трижды финишировал в топ-5, а в Венгрии занял второе место. На старте следующего сезона ему мешали проблемы с тормозами и шинами, однако в третьей гонке, в Шанхае, он долгое время ехал вторым и в конце концов стал третьим. В AlphaTauri на протяжении двух третей сезона-2020 российский пилот боролся с нестабильной задней осью. «Мы с машиной говорим на разных языках. Поэтому нормально, что мы с инженерами пытаемся искать другое направление в настройках», – говорил Даня. И он действительно в конце концов нашел ключ к AT01 и в финальных пяти гонках набрал больше очков, чем Гасли – 18 против 12.

Так что работать с инженерами и настраивать машину под себя Квят однозначно умеет. Можно вспомнить, кстати, и его единственный год в GP3: первые полсезона тоже не удавалось поладить с техникой, а затем россиянин нашел общий язык c шасси GP3/13 и выиграл титул.

Даниил Квят с инженерами Red Bull Racing на Гран При Сингапура-2015Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Бросил бы Даниил Квят вызов Максу Ферстаппену?

Где-то на форумах, в комментариях встречалось мнение: будто бы российского пилота побоялись взять в Red Bull Racing, поскольку он составил бы конкуренцию Максу Ферстаппену. Аналогичное мнение летом 2019-го высказал и бывший гонщик Формулы 1 Гидо ван дер Гарде. «Даниил постарался бы доказать, что его взяли не зря и он способен выступать на одном уровне с Максом», – сказал соотечественник Ферстаппена.

Мы, конечно, не видели Квята и Ферстаппена в одинаковых условиях, на одинаковых машинах, чтобы сказать наверняка. Но по общему впечатлению, Даня не столь быстр, как голландец. Да, он хороший гонщик, но, давайте признаем, без чемпионских задатков. Ему не всегда хватает уверенности, агрессивности, спортивной наглости. И хотя в 2015-м россиянин опередил в чемпионате напарника Даниэля Риккардо, в среднем по темпу на одном быстром круге он был медленнее австралийца на 0,261 секунды. А Дэн в следующие сезоны ехал на одном уровне с Максом.

В принципе, даже отставание Квята от Ферстаппена в пределах 0,3 секунды было бы приемлемым. За 66 кругов гонки в Барселоне это 19,8 секунд отставания – вполне достаточно, чтобы прикрыть напарника и не дать Льюису Хэмилтону провести лишний пит-стоп. А большего от второго пилота Red Bull Racing и не требуется. Образцовый второй номер Валттери Боттас в Mercedes примерно столько и уступает Хэмилтону на финише. Взглянем на отставание финна в конце прошлого сезона: Портиман – 25,5 секунды, Бахрейн – 19,6. Начало нынешнего чемпионата: Бахрейн – 37,3, Портиман – 33,5, Барселона – 26,6. Это не помешает финну времени от времени брать поулы и выигрывать гонки.

Даниил Квят и Макс Ферстаппен на Гран При Бельги-2015Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Так почему Даниила Квята не взяли в Red Bull Racing?

«Не знаю, что Квят должен ещё сделать. Наверное, выиграть на машине Toro Rosso 20 из 22-х гонок», – возмущался Алексей Попов после того как осенью 2019-го Хельмут Марко заявил, что российский гонщик не входит в список кандидатов в команду на сезон-2020.

Даже сейчас, по прошествии времени, не до конца понятно, почему в Red Bull Racing проигнорировали Квята, который подходил на место второго пилота по всем параметрам. Официальная формулировка команды такая же, как и в случае с Гасли. «Мы рассматривали вариант с повышением Даниила. Но это сильно ударило бы по Toro Rosso, ведь мы бы лишили их самого опытного пилота. К тому же мы достаточно хорошо знаем способности Квята», – объяснил в августе 2019-го руководитель команды Кристиан Хорнер.

Скорее всего, в Red Bull Racing попросту пытались усидеть на двух стульях. Взяв Алекса Албона, они рассчитывали одновременно угодить тайским совладельцам компании и получить надежного второго пилота. На политическую подоплеку своей замены намекал и Пьер Гасли. «Есть подробности, которые должны остаться между мной и командой. Но Формула 1 – это жестокий мир, в котором многое зависит от денег и политики», – сказал французский гонщик в конце 2019-го.

Пьер Гасли доигрался. Но почему же Квят остается в Toro Rosso?

Даниил Квят и Хельмут МаркоФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Ни себе, ни другим

Взяв на место Пьера Гасли Алекса Албона, который к тому моменту провел всего 12 гонок в Формуле 1, Red Bull Racing забуксовала на месте. Неопытный и не слишком быстрый англо-таец за полтора года набрал 181 очко против 311 у напарника и всего дважды финишировал на подиуме, тогда как Макс был на пьедестале почета 16 раз. Как бы Кристиан Хорнер и Хельмут Марко ни оправдывали Албона, стараясь угодить тайским акционерам, не было ни намека на прогресс. Теперь на место Албона они взяли Серхио Переса со стороны, и пока мексиканец выступает не лучше своего предшественника. Такие же провалы в квалификациях, попытки прорваться в гонках и на финише пропасть до Хэмилтона, Ферстаппена и Боттаса. За первые четыре гонки Чеко набрал 32 очка, тогда как напарник – 80.

Сергей Сироткин: Не верю, что Ферстаппен настолько лучше Переса

И вот что делать «Красным быкам», если Перес, как Албон и Гасли, не привыкнет к машине? Соглашение с мексиканцем рассчитано до конца нынешнего года. Церемониться с Серхио, конечно, никто не будет, как с его предшественником. Но и претендентов на его место не видно. Юки Цунода пока впечатляет только своими резонансными заявлениями в прессе, Пьер Гасли наговорил в интервью всякого про команду и потому вряд ли получит ещё один шанс. Попытать счастья с Нико Хюлькенбергом, ещё одним пилотом со стороны? В общем, ситуация близка к тупиковой. Но за что боролись, на то и напоролись. Идеальный второй пилот был у вас под боком...

Даниил Квят на Гран При России-2016Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images