Войти в почту

«Туринг» – самый мощный класс российских кольцевых автогонок. Фото предоставлено пресс службой RTCC Здесь, на новом автодроме «Санкт-Петербург», проходит шестой заключительный этап чемпионата России по кольцевым автогонкам (RTCC – Russian Touring Car Championship). За пять минут до старта с трассы уходят все лишние: остаются только гонщики наедине с дорогой и своими автомобилями. После шестнадцати кругов автомобили закатываются за питволл (бетонная стенка вдоль трассы – во время соревнований за ней стоят представители команд), где спортсмены смеются и обсуждают прошедшую гонку. В это время мы отправляемся на встречу с одним из фаворитов первого заезда – Михаилом Уховым, действующим чемпионом России в классе «Туринг».

Михаил Ухов родился в Москве 22 июля 1958 г. Окончил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет по специальности «автоспорт». Мастер спорта международного класса. В 1978–1985 гг. выступал в составе сборной СССР по картингу. В1981 и 1982 гг. становился чемпионом СССР. В1984 г. завоевал звание вице-чемпиона Кубка Дружбы социалистических стран (1982, 1983) и занял 12-е место на чемпионате Европы по картингу. В1986 г. стал инженером в команде «Лада Ралли» и проработал в ней до 1992 г. В2001 г. победил в Кубке Volkswagen Polo. С 2000 по 2003 г. удерживал звание чемпиона России по кольцевым автогонкам в классе «Туринг», кроме того, в 2003 г. выиграл Кубок Восточной Европы. С 2009 г. начал работать в ТNK Racing Team в качестве директора и пилота команды. В том же году выиграл третий этап чемпионата России по автомобильно-кольцевым гонкам RTCC (Липецкий подъем). А в 2010 г. на этих же соревнованиях занял первое место в десяти гонках из четырнадцати.

– Михаил, знаю, что автоспортом вы увлекаетесь со школы. Это была детская мечта?

– Да, за рулем я с пятого класса. В это время практически все молодые люди ищут себе какое-то увлечение, а для меня им стал картинг. И это было естественно – автомобиль мальчишек привлекает, тем более соревновательный: гонки, моторы, пусть и маленькие. В то время, в 1970 году, легкий транспорт был недоступен и в общем пользовании не находился.

– Вы занимались в какой-то секции?

– В городском дворце пионеров. Причем была одна предпосылка к тому, чтобы я туда пошел: два моих одноклассника записались в кружок картинга и целый год мне рассказывали, как это здорово. Группы набирали по количеству мест, и когда я появился, там уже был предел. Через год я ни свет ни заря примчался и записался. Так начался автоспорт в моей жизни, и больше не заканчивался. Я выступал в нем в разных ролях: и как инженер, и как гонщик, и как механик долго проработал в известной российской раллийной команде. Это помогло многому научиться, развиться как инженеру, познакомиться с людьми: вот сейчас два человека у меня в команде – мы работали на ралли в 80-е годы.

Болид тщательно готовят к заезду

– Команды так и собираются?

– Механики и вообще люди, которые работают в автоспорте, все на виду. Посторонние сюда не попадают. Дело у нас специфическое, и остаются те, кто понимает, что именно это им интересно: привыкают к нашим графикам, к поездкам на соревнования, к ответственности и нестандартности работы.

– Как получилось, что из картинга вы перешли в «большой спорт»?

– Картинг закончился тогда же, когда распался Советский Союз. А меня пригласили в раллийную команду сборной СССР как механика. Там очень быстро я начал готовить хорошие двигатели, конструировать и исполнять. На них не одна золотая медаль чемпионата Союза, причем в нескольких видах автомобильного спорта, была выиграна. Так я и выступал в роли инженера и механика, пока в России не начало возрождаться «кольцо». После первого года, посмотрев, решил, что это мне вполне по силам. И в 2000 году сразу стал чемпионом, с первого раза. Потом прерывался только в 2008-м, когда был переход из одной команды в другую. И вот год назад я опять выиграл чемпионат, уже в составе TNK Racing Team.

– А что, был период, когда кольцевых гонок не было?

– Кризис же был в конце 90-х, совершенно всем было не до гонок. Потом вроде подъем начался, и все еще раз обвалилось в 1998 году. А с 2000-х закрутилось и поехало дальше.

Сейчас наметился явный рост, в «кольце» в частности: участников много, строятся трассы. Притом здесь уже частный бизнес, и управляется он реальными финансовыми механизмами. Думаю, что все будет отлично – и чемпионат станет еще больше, и появятся другие классы автомобилей на трассе.

Этап соревнований на трассе «Санкт-Петербург»

– Скажите, когда вы впервые сели в гоночный автомобиль, какие были эмоции?

– «Наконец-то его можно потрогать!..» Не говоря о том, что предстоит участие в гонке.

– Почему соревнуетесь именно в этом гоночном классе?

– А у нас другого такого нет. «Туринг» – самый быстрый, самый мощный класс российского «кольца».

– По какому принципу выбирали свой автомобиль?

– Смотрели на автомобили, побеждавшие в нашем классе на протяжении многих десятилетий, и, конечно, обращали внимание на их спортивность.

– Как можно стать гонщиком?

– Здесь, как и в любом деле, учишься, занимаешься, набираясь какого-то навыка. А со временем вся соревновательная среда начинает показывать, у кого лучше получается, у кого хуже. Автоспорт – элитный вид спорта, и очень дорогой. Сейчас в него далеко не все попадают, а из тех, у кого нет для этого денег, – единицы, люди с выдающимися способностями. Из тех же звезд «Формулы-1»: Шумахер, Феттель и Хэмильтон не были богачами.

За пять минут до старта – Насколько успех в гонке зависит от самого автомобиля? Или если гонщик опытный и талантливый, то он может ездить на чем угодно?

– Нет, это комплекс: гонщик и автомобиль. И если автомобиль не годится, то гонщик со всем своим мастерством ничего не сможет сделать, как, например, Шумахер и то, что происходит два года с «Мерседесом» – ничего не получается. (Пересев с Ferrari на MercedesBenz, многократный чемпион «Формулы-1» так и не смог выиграть ни одной гонки – прим. ред.)

– Погодные условия сильно влияют?

– Профессионалы ездят в любую погоду. Все зависит от того, правильно ли подготовлен автомобиль. Не бывает такого, чтобы кто-то не стал участвовать из-за погоды в заезде.

– Я слышала, что автомобили для гонок сильно модифицируют. А кто решает, что и как надо менять?

– Я технический директор в команде, то есть принимаю все решения. Конечно, советуясь со своим главным механиком. У нас это все в виде такого диалога – мы быстро говорим свои аргументы в пользу разных решений и, как правило, всегда друг с другом соглашаемся. Или находим какой-то компромисс. Все равно бывает, что ошибаемся (смеется).

«Туринг» (Super 2000) Международная категория кузовных автогонок, где выступают болиды с двухлитровыми моторами. На первый взгляд те же серийные автомобили, но начинка у них совсем не заводская – изменения вносятся в двигатель, подвеску, тормоза, колеса. На кузов ставятся аэродинамические элементы, снижающие сопротивление воздуха и создающие дополнительную нагрузку на ведущие колеса. Конкуренция поддерживается за счет принципа «гандикапа»: автомобили, показавшие лучшие результаты в квалификационном заезде, нагружаются дополнительным балластом. Гонки проходят на болидах BMW E46, BMW E90, BMW 320, Audi A4, Honda Civic и Accord, Seat, Leon II. Технические характеристики автомобилей, выступающих в классе: двигатель 2000 куб. см, мощность до 300 л.с., минимальный вес 1110 кг, скорость до 200 км/ч.

– В ваших автомобилях ведь нет подушек безопасности? Как гонщики защищаются от аварий? – У нас специальные кресла, шеститочечные ремни – ими мы пристегнуты очень прочно, а главное – основной каркас безопасности. На предыдущем этапе чемпионата у меня произошла авария– заклинило педаль газа, и я на скорости 105 км/ч ударился в бетонный кубик (ограждение – прим. ред.). Машина серьезно повреждена, а со мной все в порядке. – К автомобилю привыкаете? Сложно ли, допустим, садиться в новый?

– Ну, вот после аварии у меня другой автомобиль. Новый – точно такой же, к тому же в нем установлено мое сиденье. Разницы я не замечаю.

– Часто ли вы тренируетесь?

– Обычно тренируемся непосредственно перед соревнованиями, по разным обстоятельствам нам трудно специально выезжать на какие-то треки. Если есть возможность – используем, но в основном стараемся захватить для тренировок пару дней до начала гонок. Для нашего чемпионата вполне достаточно семи-восьми тренировочных дней в сезон.

Металлический каркас обеспечивает безопасность

– Семья с пониманием относится к вашему увлечению?

– Вот моя жена (показывает на женщину, сидящую рядом с его автомобилем). Присутствует на всех гонках, переживает за меня, и давно понимает, что занятие серьезное (смеется).

– По-вашему, какими качествами характера должен обладать гонщик?

– Те, кто были чемпионами мира и серьезных европейских соревнований, настолько разные по характеру и стилю поведения, что общие черты выделить сложно... Должен стремиться, как любой спортсмен, быть первым, быть лидером.

– Помогают ли как-то ваши профессиональные навыки в жизни?

– Думаю, что да. Мы очень много времени проводим за рулем. Если я умею ездить так быстро, значит, умею хорошо ездить и медленно (улыбается).

– Есть ли у вас какая-то гоночная мечта?

– Уже все гоночные мечты исполнились, теперь – чтобы моя команда расцветала и развивалась. Я уже больше одной ногой директор и технический директор, а не гонщик. Тем более, есть хороший коллектив, и вот я во время гонки выпадаю из управления командой полностью. В данный момент я еще гонщик, но осталось чуть-чуть совсем поездить – мне 53 года. Нагрузки на организм в гонках колоссальные, и с молодежью при всем своем опыте конкурировать бесполезно – они выносливее. Мы уже «добираем», а они начинают ехать быстрее и быстрее. Это закономерно, как и в любом виде спорта.

– А тренировать не собираетесь?

– У нас все это параллельно происходит. Я занимаюсь с людьми, которые уже являются профессионалами. Это и наша TNK Racing Team, и команда «Башнефть». Я разбираю и анализирую их движения, даю им советы. Это та же самая тренировка, только в узком профессиональном кругу.