Войти в почту

«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски

Среди разноцветной толпы спортсменов и журналистов на бивуаке ралли-марафона «Шёлковый путь» я слушал руководителя гонки, легендарного камазовца Владимира Чагина: он говорил, что из-за ковида гонка не попадёт в Монголию, а маршрут будет сокращён вдвое. Слушал, и вспоминал отменённый «Дакар» 2008 года, после которого ралли-марафон навсегда покинул Африку... А ведь нынешний «Шёлковый путь» обещал стать лучшим — самым интересным, сложным и престижным за все годы проведения.

«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски
© Motor.ru

Что такое рейды — это небо

Если попросить гонщика или спортивного судью, чтобы он объяснил вам суть ралли-рейдов, он может долго рассказывать про длинные спецучастки, многокилометровые дорожные сектора, походный лагерь, с которым команды каждый день переезжают на новое место, про навигационные головоломки. Всё это будет обильно приправлено французской терминологией: «лиазон», «бивуак», «ор-пист»...

А может и просто сказать: главное — пустыня. В правилах об этом ничего не говорится, но большинство участников отправляются на многодневные внедорожные приключения именно ради песков. Неспроста «Дакар» начинался сорок лет назад именно в пустынях Северной Африки — Алжира, Марокко, Сенегала, Египта.

Маршрут марафона «Шёлковый путь» в этом году проложили по территории двух стран: стартовав из Омска, участники должны были финишировать в монгольской столице Улан-Баторе. При этом на Монголию должно было прийтись более половины дистанции, в том числе полтысячи километров по пустыне Гоби.

Сергей Таланцев и его команда, составлявшие маршрут российского ралли-рейда «Шёлковый путь — 2021» сделали всё, чтобы дать гонщикам желаемое. Стартовав из Омска, спортсмены на внедорожниках, грузовиках, мотоциклах и мотовездеходах должны были за полторы недели преодолеть почти пять с половиной тысяч километров, в том числе 3,4 тысячи спецучастков на скорость. Добравшись за пару дней до Горно-Алтайска, им предстояло переправиться через монгольскую границу. А уже там сперва испытать себя в горах Алтайской Монголии, а потом и погрузиться на полтысячи километров в пески пустыни Гоби — третьей в мире по величине.

Дакар по-русски

Надо отдать организаторам должное: подготовились они прекрасно. Сконструировали свежий, незаезженный маршрут, встретили участников обширной «культурной программой», как следует проинформировали жителей сёл вдоль трассы — которые с радостью включились в боление; обеспечили спортсменов качественным топливом — участников встречали бензовозы «Газпромнефти» с «сотым» бензином и соляркой G-Drive Омского нефтеперерабатывающего завода, что полностью исключало неприятности с топливом, которые бывают на африканских гонках.

Специально в честь «Шёлкового пути» омский завод «Газпромнефти» выпустил моторное масло G-Energy с символикой ралли. На запуск производства пригласили гонщиков грузовой команды МАЗ-Спорт Авто.

Такое предложение выглядело соблазнительно — и многие команды решили убить двух зайцев: использовать «Шёлковый путь» для подготовки к Дакару и заодно получить очки в зачёт Кубка мира по ралли-рейдам. В Сибирь пожаловала заводская команда Yamaha в полном составе, немецкие «мотовездеходчики» из коллектива South Racing, тойотовский пилот Язид Аль-Раджи, известный француз Герлен Шишери, и многие другие.

Возможностью протестировать свежую технику в «боевых» условиях воспользовались и любимцы российских зрителей команда «Камаз-Мастер». Челнинцы привезли в Сибирь совершенно новый грузовик с кабиной «K5» мерседесовской разработки, собирать который закончили накануне гонки. И раз уж у нас в России наибольшее внимание привлекает именно грузовой зачёт, то скажем и об их конкурентах: белорусской команде «МАЗ-Спорт Авто» и голландской Mammoet с проверенным Renault K и новым Volvo FMX.

Главный магнит этой гонки — опытный Камаз с новой кабиной «K5» мерседесовской разработки, которую выпускают в Набережных Челнах. Такая кабина ставится на грузовики Mercedes Actros и флагманские модели Камаза.Marcin Kin / Red Bull Content Pool

По словам гонщика Дмитрия Сотникова, большая площадь остекления позволила намного улучшить обзорность, что важно в дюнах: кабина старого образца вынуждала пригибаться, чтобы рассмотреть траекторию в песках. В то же время, из-за увеличенной высоты потолка воздухозаборник двигателя пришлось провести сквозь кабину, сделав незаметное отверстие над лобовым стеклом: прежде он торчал горбом наверху

В качестве эксперимента на новой машине поменяли расположение членов экипажа, усадив штурмана справа — раньше он размещался по центру

На новом грузовике конструкторы ещё больше сократили передний свес — тем самым улучшив геометрическую проходимость и разгрузив переднюю ось. Удалось добиться примерно равной загрузки: на переднюю ось приходится 4600 килограммов при общей массе машины 9100 килограммов (в «боевой» конфигурации)

Как и на прошлогоднем грузовике, за кабиной установлен шестицилиндровый рядный двигатель Cummins в паре с гидромеханической коробкой передач ZF. Дмитрий Сотников, пилотирующий этот грузовик, рассказал, что в дюнах переключает передачи вручную, но в остальном полагается на «автомат».

13-литровый дизель Cummins форсирован до 1100 лошадиных сил; максимальный крутящий момент составляет 4500 Нм. Слева на фото хорошо видно амортизаторы кабины: у нынешних раллийных Камазов кабина подвешена относительно рамы в четырёх точках — это снижает нагрузку на экипаж

Конструкция шасси осталась примерно такой же, что и прежде: мосты Sisu на рессорно-пружинной подвеске с амортизаторами Reiger; стабилизаторы поперечной устойчивости можно отключить на тяжёлом бездорожье подрулевыми лепестками. Но в деталях изменения есть — например, стабилизаторы исполнены иначе.

А вот что у «боевого» Камаза под колпаком на месте кузова: три топливных бака, две запаски, трапики, пара огнетушителей, лопата, ведро... Сзади привёрнуты запчасти — вентилятор охлаждения и турбина. Гофрированные шланги подают воздух для охлаждения амортизатров задней подвески. Внешние панели изготовлены из алюминия, но в будущем их планируют заменить на лёгкий пластик.

К бою

Все положенные речи сказаны, участники прошли через стартовый подиум на центральной площади Омска... Первый спецучасток со стартом на полигоне ВДВ — как первый вкус многодневной гонки. Короткий (87 километров) и быстрый, переплетением дорог и дорожек он сбил с толку многих штурманов.

Немножко «русской экзотики» перед стартом только украсило гонку и развлекло спортсменов

Немножко «русской экзотики» перед стартом только украсило гонку и развлекло спортсменов

Немножко «русской экзотики» перед стартом только украсило гонку и развлекло спортсменов

Немножко «русской экзотики» перед стартом только украсило гонку и развлекло спортсменов

Немножко «русской экзотики» перед стартом только украсило гонку и развлекло спортсменов

В результате, довольно неожиданно, лучший результат в легковом зачёте показал Денис Кротов на прототипе Mini — его навигатор Константин Жильцов лучше остальных сориентировался на местности. На пути в Новосибирск российский экипаж умудрился опередить даже реактивного саудовца Язида Аль-Раджи на заводской Тойоте!

«Боевая» дистанция гонки начиналась на полигоне, где тренируются бойцы ВДВ

«Боевая» дистанция гонки начиналась на полигоне, где тренируются бойцы ВДВ

«Боевая» дистанция гонки начиналась на полигоне, где тренируются бойцы ВДВ

Острые трамплины требовали от гонщиков осторожности

You're in the army now!

Следующий день: половина дистанции — раллийного вида гравийки, половина — лесные грунтовки с грязью и колеями общей протяжённостью 132 километра, остальное — дорожный сектор. «Вкусно», но это лишь закуска перед «основным блюдом». Ведь участники (а вместе с ними и я приехал в Горно-Алтайск, откуда рукой подать до Монголии) предвкушали пустыню. Там маршрут уходил в долгожданные пески.

На гонку «Газпромнефть» привезла мобильную лабораторию по контролю состояния масла: такая же применяется в центрах технической компетенции G-Energy. Раньше на соревнованиях ей могла пользоваться только «своя» команда, но на «Шёлковом пути» услуги предоставляли всем желающим.

В состав мобильной лаборатории входят инфракрасный спектрометр (в жёлтом корпусе), рентген-спектрометр (тёмно-серый) и портативный вискозиметр (голубой). Такое оборудование недёшево — стоит как неплохой автомобиль.

Полный набор тестов занимает менее получаса, и по взятой пробе можно выявить многие проблемы с двигателем. Например, падение вязкости покажет попадание топлива в масло (как бывает при неисправности форсунки на дизеле). А обнаруженное на рентген-спектрометре повышенное содержание свинца ясно промаркирует проблемы с вкладышами коленвала. Именно это на одной из гонок случилось с «боевым» грузовиком МАЗ. Благодаря данным лаборатории был предотвращён сход: механики смогли быстро отремонтировать двигатель.

Карантин!

Но песков спортсмены так и не увидели. Когда гонщики ещё находились на трассе, информагентства опубликовали «письмо Проценко» — обращение главврача московской больницы №40. В нём борец с ковидом говорил об ухудшении эпидемиологической обстановки в Монголии: мол, в стране бушует не только коронавирус, но ещё и вспышка чумы.

Саудовец Язид Аль-Раджи был одним из самых вероятных претендентов на победу, но отказался от участия после сообщения об отмене монгольской части гонки

Разумеется, полномочий запрещать гонку у него не было, но опасения участников подтвердились. Поздно вечером руководитель гонки Владимир Чагин собрал спортсменов, чтобы объявить: монгольская часть гонки отменяется, длительность гонки сокращают вдвое до пяти этапов, а оставшиеся этапы пройдут по России.

Первые два этапа гонки — это пыльные грунтовки вдоль полей...

Первые два этапа гонки — это пыльные грунтовки вдоль полей...

Первые два этапа гонки — это пыльные грунтовки вдоль полей...

Первые два этапа гонки — это пыльные грунтовки вдоль полей...

Решение выглядело оправданным, но вот ситуация в целом — двусмысленная. Мы поговорили с участниками: слухи о возможной отмене ходили ещё за месяц, на предыдущем этапе Кубка мира в Казахстане. О больших трудностях с пересечением монгольской границы мы слышали ещё за несколько месяцев до гонки — власти соседнего государства фактически закрыли границу.

...Или быстрые лесные дороги с обилием луж

...Или быстрые лесные дороги с обилием луж

...Или быстрые лесные дороги с обилием луж

...Или быстрые лесные дороги с обилием луж

...Или быстрые лесные дороги с обилием луж

В итоге, получив такие известия, многие участники приняли решение сняться с гонки — как Язид Аль-Раджи или команда South Racing в полном составе. Об их мотивации даже гадать не приходится: без пустыни пропал смысл участия. Вдобавок, из-за сокращённой дистанции начислялись лишь половинные очки в зачёт кубка мира.

Денис Кротов на дизельном Mini команды X-Raid показал лучший результат на первом спецучастке...

...но уже на втором этапе лидерство захватил Владимир Васильев, выступающий на Mini чуть более старого oбразца. На фото — эпизод с обгоном Камаза в лесу, свидетелем которого я оказался

Но есть и хорошие новости

В конечном итоге гонка состоялась, и даже получилась отменно интересной: рейдовики три дня крутились вокруг Горно-Алтайска — штурмовали степные грунтовки, поднялись в Алтайские горы, преодолели множество бродов. Чтобы усложнить задачу, третий этап организаторы провели в марафонском формате: запретили механикам обслуживать машины, возложив эту обязанность на самих гонщиков.

На протяжении трёх дней спортсмены штурмовали горы и реки Алтая

На протяжении трёх дней спортсмены штурмовали горы и реки Алтая

На протяжении трёх дней спортсмены штурмовали горы и реки Алтая

На протяжении трёх дней спортсмены штурмовали горы и реки Алтая

На протяжении трёх дней спортсмены штурмовали горы и реки Алтая

Борьба в большинстве классов получилась драматичная. В легковом зачёте за победу рубились Владимир Васильев и Дмитрий Кротов (оба на Mini) с французом Герленом Шишери (багги Century CR6). После второго этапа в лидеры вырвался Васильев... Но в предпоследний день — сообщение: пробил на спецучастке все четыре колеса, сход! После этого Шишери бросился в атаку, и к концу гонки смог оторваться от Кротова почти на десять минут: француз вернулся в автоспорт на высокой ноте!

Обслуживать машины после марафонского этапа имели право только сами спортсмены. На фото — ремонтом вездехода занимается Анастасия Нифонтова, недавно сменившая мотоцикл на «сайд-бай-сайд», и её штурман Екатерина Жаданова

Среди гонщиков на мотовездеходах быстрейшим стал Сергей Карякин на «сайд-бай-сайде» BRP Can-Am собственной подготовки — екатеринбуржец показал высочайшую скорость, «заехав» аж на четвёртое место легкового зачёта. Причём сделал это на машине «стандартного» класса T4! А в более «продвинутом» классе T3 лучшим мотовездеходчиком стал Жан-Люк Писсон на машине Zephyr, построенной командой PH Sport. Француз финишировал на пятой позиции легкового зачёта.

Порой броды оказывались глубоковаты не только для мотоциклов, но и для грузовиков: например, Андрей Каргинов (№507) повредил в речке вентиляторы радиатора на своём Камазе

Порой броды оказывались глубоковаты не только для мотоциклов, но и для грузовиков: например, Андрей Каргинов (№507) повредил в речке вентиляторы радиатора на своём Камазе

Порой броды оказывались глубоковаты не только для мотоциклов, но и для грузовиков: например, Андрей Каргинов (№507) повредил в речке вентиляторы радиатора на своём Камазе

Порой броды оказывались глубоковаты не только для мотоциклов, но и для грузовиков: например, Андрей Каргинов (№507) повредил в речке вентиляторы радиатора на своём Камазе

Порой броды оказывались глубоковаты не только для мотоциклов, но и для грузовиков: например, Андрей Каргинов (№507) повредил в речке вентиляторы радиатора на своём Камазе

В грузовиках уже на первом спецучастке лидерство захватил Дмитрий Сотников на новейшем Камазе. Мазовец Сергей Вязович уступал ему совсем немного, а на третьем спецучастке отыграл больше полуминуты. Любая ошибка челнинца могла склонить чашу весов в сторону белорусского гонщика. Вязович даже смог выиграть последний спецучасток, но этого не хватило для ликвидации отставания: беларус взял «серебро», уступив победителю четыре с половиной минуты. Третье место занял экипаж Антона Шибалова на Камазе более старой модели.

Герлен Шишери доволен: его возвращение в ралли-рейды началось с победы!

На «Шёлковом пути» француз выступал на зеднеприводном багги Century CR6 команды Serradori Racing

Багги южноафриканского производства снабжён семилитровым двигателем Chevrolet V8, который установлен в пределах базы. Как и у всех заднеприводников класса T1, наружный диаметр колёс составляет 37 дюймов.

В общем, на этот раз «российского Дакара» не получилось, да и замах на марафон не оправдался: после сокращения дистанции общая протяжённость спецучастков составила менее шестисот километров — это на 200 километров меньше, чем спортивная дистанция рейда «Золото Кагана», входившего в Чемпионат России. И доля лиазонов в общей дистанции гонки получилась абсурдно большой: кажется, спортсмены больше ездили по шоссе, чем рубились на бездорожье! И всё же гонка получилась интересной — например, Адриен ван Беверен из команды Yamaha признался, что даже не подозревал, что у нас в стране бывают такие ландшафты.

Лидер мазовской команды Сергей Вязович прямо-таки летел по трассе...

...но опередить Дмитрия Сотникова на новом Камазе ему не удалось

Победитель «Шёлкового пути» Дмитрий Сотников

Хочется верить, что после истории с отменой части «Шёлковый путь» продолжится, причём в лучшем виде. Ведь за прошедшие 12 лет организаторы доказали, что им удаются сложные и необычные маршруты.

Быстрейший среди мотовездеходчиков на «Шёлковом пути» — уралец Сергей Карякин.

...Кстати, это тоже он!

В эпоху перемен

Вообще-то, ралли-рейды — крайне консервативная дисциплина автоспорта, многие вещи в которой не меняются десятилетиями. Но как раз сейчас она переживает бурные перемены. Я постарался перечислить главные направления.

Были времена, когда участники получали координаты нужных точек, и, ориентируясь по показаниям GPS, могли двигаться к ним фактически любым удобным образом. Но уже больше двадцати лет главный документ для участников — это дорожная книга с описанием маршрута (где-то подробным, а где-то крайне общим). Получалось соревнование не только пилотов, но и штурманов — в ориентировании на бездорожье, на громадной скорости!

Да вот беда: с развитием спутниковой съёмки особо ушлые участники (читай — все заводские команды) стали нанимать специальных людей, которые сопоставляли содержание книжки с космическими снимками местности, чтобы оставить подробные подсказки на полях. И пару лет назад эти трюки запретили: теперь, чтобы никто не смог делать этого тайком, дорожную книгу каждого этапа выдают буквально за полчаса до старта.

И пришёл спаситель

Основной техникой в легковой категории в последние лет двадцать стали полноприводные прототипы и заднеприводные багги класса T1 — поскольку стандартные внедорожники класса T2 слишком хрупкие для скоростной езды по бездорожью.

Но эти тяжёлые, мощные и прочные автомобили за годы эволюции стали просто неприлично дорогими. Цена хорошего полноприводника, позволяющего бороться за победу — как дизельный Mini от немецкой команды X-Raid — составляет примерно 700 тысяч евро. Какая уж тут массовость!

Примерно так выглядит будущее ралли-рейдов: на фото мотовездеход-прототип PH Sport Zephyr класса T3, на котором выступал Жан-Люк Писсон

Настоящим спасением стали мотовездеходы Can-Am и подобные, под которые выделили два класса (T3 и T4). Такая машина весит менее тонны, у неё прочная длинноходная подвеска, компактный турбомотор объёмом всего литр мощностью под 200 лошадиных сил, у большинства — полноприводная трансмиссия с вариатором (на некоторых используют кулачковую «механику»). И стоит практически на порядок дешевле!

Новая категория вызвала настоящий ренессанс в ралли-рейдах. Например, на мотовездеходах выступало две трети из 41 экипажа, стартовавших на «Шёлковом пути» в легковой категории! Пока правила ещё не устаканились — но уже ясно, что T4 будет предназначен для более или менее стандартных вездеходов, а T3 — для техники с серьёзно изменённой конструкцией или вообще построенной с нуля.

Вариант попроще: мотовездеход стандартного класса T3, как у Анастасии Нифонтовой. Переделок немало, и всё же у него много общего с серийной машиной

Большинство мотовездеходов снабжены трансмиссией на основе клиноременного вариатора

Ну а богатые заводские команды смогут продолжить выступления в классе T1 — но и его ждут перемены: полноприводники получат более крупные колёса внешним диаметром 37 дюймов, увеличенный ход подвесок (350 миллиметров) и более широкий кузов (2300 миллиметров), а заднеприводные багги будут постепенно выводить из оборота.

Кроме того, дисциплине решено прибавить веса: со следующего года Кубок мира получит статус Чемпионата мира, и «Дакар» станет одним из этапов этого первенства. Будем надеяться, что в 2022-м «Шёлковый путь» удастся провести в полноценном формате — ведь изменения обещают заметно оживить ландшафт ралли-рейдов! /m