Войти в почту

Масса, Баттон, Хайдфельд и другие гонщики Формулы-1, которым удалось перезапустить карьеру после неудач

Как показывает история, лучше всего для переосмысления карьеры подходит «Уильямс».

Масса, Баттон, Хайдфельд и другие гонщики Формулы-1, которым удалось перезапустить карьеру после неудач
© Чемпионат.com

По итогам первых пяти этапов сезона Валттери Боттаса смело можно назвать главным героем второго плана. Финский пилот регулярно сражается за приличные очки, навязывает борьбу своему бывшему напарнику Хэмилтону и в одиночку тащит команду на пятую строчку командного зачёта. А ведь ещё в прошлом году переход Боттаса в «Альфа Ромео» выглядел предвестником заката карьеры финского пилота. Но Валттери удалось отправиться на понижение и пережить настоящий гоночный ренессанс. В честь успехов Боттаса представляем вашему вниманию семёрку гонщиков Формулы-1, которым удавалось перезагрузить карьеру после нескольких неудачных сезонов.

Клей Регаццони («Уильямс»)

В 1970-х Клей Регаццони вместе с Ники Лаудой сформировал один из самых культовых гоночных дуэтов в истории Формулы-1. На первых ролях по большей части пребывал австриец, однако в сезоне-1974, когда неопытному Лауде катастрофически не везло с надёжностью техники, Регаццони выпал шанс побороться за титул. В преддверии последней гонки чемпионата швейцарец делил первую строчку личного зачёта с Эмерсоном Фиттипальди, но провал на «Уоткинс-Глен» стоил ему титула – чемпионом стал бразилец.

Проведя в стане «красных» ещё два года, Регаццони оказался не нужен «Скудерии»: итальянцы сделали ставку на Ройтеманна. В преддверии сезона-1977 швейцарец имел на руках предложение от «Брэбема», но по личным соображениям отказался идти к Берни Экклстоуну. В итоге Регаццони примкнул к скромному «Энсайну», а спустя год пилотировал такой же «статусный» «Шэдоу».

Проведя два года в составах команд-аутсайдеров, Регаццони рисковал окончательно погрязнуть в борьбе за редкие очки, но в 1979-м ему повезло присоединиться к молодому коллективу Фрэнка Уильямса. В том сезоне Патрику Хэду наконец-таки удалось построить конкурентоспособную машину. В Монако Регаццони впервые за три года поднялся на пьедестал почёта, а спустя полтора месяца принёс «Уильямсу» первую победу в Формуле-1.

По иронии судьбы, в преддверии следующего сезона он снова потерял место в команде из-за Карлоса Ройтеманна. 40-летнему гонщику пришлось возвращаться в «Энсайн», а авария на четвёртом этапе в Лонг-Бич завершила карьеру Клея в Ф-1: травма спины сделала Регаццони инвалидом. Как бы то ни было, а вернуться в борьбу за высокие места швейцарцу всё же удалось, хоть и совсем ненадолго.

Риккардо Патрезе («Уильямс»)

После нескольких сезонов, проведённых в стане «Шэдоу» и «Эрроуза», Рикардо Патрезе добрался до «Брэбема» – первой топ-команды в своей формульной карьере. В составе коллектива Берни Экклстоуна итальянец одержит первые победы в Ф-1. Казалось бы, карьера Патрезе идёт по нарастающей, но в 1984-м последует провальный переход в «Альфа Ромео»: за два сезона Риккардо лишь три раза финиширует в очковой зоне.

В конце концов, Патрезе вернётся в «Брэбем», только вот британская команда к тому времени уже не была столь боеспособным коллективом, как пару лет тому назад. К счастью для итальянца, в 1987 году на него обратили внимание в «Уильямсе»: Риккардо подменил травмированного Мэнселла в последней гонке чемпионата, а также подписал полноценный контракт с командой сэра Фрэнка на следующий сезон.

В 1988-м «Уильямс» был вынужден использовать моторы «Джадд», из-за чего несколько выпал из борьбы за высокие позиции. Однако уже в следующем году британцы заключили соглашение с «Рено», после чего вернулись в лидирующую группу – спустя шесть лет Патрезе вновь сел за руль боеспособной машины. В сезоне-1989 итальянец шесть раз поднимался на пьедестал почёта, а уже в 1990-м впервые за семь лет выиграл гонку.

Следующие два сезона так вообще стали лучшими в карьере Патрезе: в 1991-м он впервые в карьере одержал две победы в рамках одного чемпионата, а в 1992-м прикоснулся к величайшему сезону «Уильямса» в Формуле-1, после чего со спокойной душой отправился завершать карьеру в «Бенеттоне».

Эдди Чивер («Эрроуз»)

Как и наш предыдущий герой, Эдди Чивер также пострадал от сотрудничества с «Альфа Ромео», причём, что интересно, за итальянскую команду они выступали в одно и то же время. До перехода в «Альфа Ромео» карьера Чивера шла по нарастающей: «Тиррелл» – «Лижье» – «Рено». Затем случился злосчастный трансфер в итальянский коллектив, где он за два года лишь раз финишировал в топ-6.

После того как «Альфа Ромео» свернула свою формульную программу, Чивер остался без команды. Сезон-1986 он вообще провёл в чемпионате мира спорткаров. На этом его карьера в «Королевских гонках» могла подойти к логическому завершению, но «Эрроуз» протянул американцу руку помощи, позволив Эдди достойно завершить формульную карьеру. На протяжении трёх сезонов Чивер демонстрировал приличные результаты, частенько сражаясь за очки, а также дважды финишировал в топ-3. После сезона-1989 он отправился за океан покорять родной чемпионат CART.

Да, в «Эрроузе» Чивер так и не стал суперзвездой, однако выступления за британский коллектив он точно может занести к себе в актив, ведь завершение карьеры в Ф-1 после неудач с «Альфа Ромео» стало бы слишком печальным исходом для столь талантливого пилота.

Ник Хайдфельд («БМВ»)

В данном случае перезапустить карьеру пилоту помогла не конкретная команда, а целый концерн. Но обо всём по порядку. После убедительного дебюта в составе «Заубера» Ник Хайдфельд считался реальным кандидатом на переход в «Макларен». Как мы знаем, Рон Деннис сделал выбор в пользу его напарника по «Зауберу» Кими Райкконена, а сам Хайдфельд остался в швейцарской команде.

Далее гоночные перспективы немца начали постепенно затухать. В 2003-м он проиграл командную дуэль опытному Френтцену, после чего перешёл в почти угасший «Джордан» – не лучший расклад для пилота, который всего пару лет назад едва не заменил Хаккинена в «Макларене». К счастью для Ника, в преддверии сезона-2005 на него обратил внимание альянс «Уильямса» и «БМВ», которые испытывали кадровый голод после ухода Монтойи и Ральфа Шумахера, а также срыва контракта с Дженсоном Баттоном. О том, что «Уильямс» выбрал его, а не Антонио Пиццонию, Ник узнал за несколько минут до презентации команды.

К 2005 году сине-белый болид FW27 стал самым конкурентоспособным в карьере Хайдфельда: в том сезоне он завоевал свой единственный поул в Ф-1, а также трижды финишировал в топ-3. Впрочем, в «Уильямсе» немец надолго не задержался. По окончании сезона-2005 «БМВ» прекратила сотрудничество с командой сэра Фрэнка, на прощание прихватив с собой Хайдфельда: сезон-2006 Ник начинал уже в «БМВ-Заубер».

Благодаря немецкому концерну Хайдфельд пережил лучший отрезок в своей формульной карьере. В 2007 и 2008 годах «БМВ-Заубер» представлял собой третью силу пелотона, что позволяло его пилотам частенько сражаться за подиумы. Да, Хайдфельд так и не добрался до настоящей топ-команды, но если бы не «БМВ», он бы так и не достиг большей части своих формульных успехов.

Дженсон Баттон («Браун»)

Случай Баттона во многом уникален: чтобы пережить свой гоночный ренессанс, ему даже не пришлось никуда уходить. Целых семь лет он провёл в командах, базирующихся в Брэкли: сначала это был «БАР», затем «Хонда» и наконец «Браун». В 2008-м Баттон начинал свой девятый сезон в Формуле-1, ни в одном из которых в его распоряжении не было машины, способной бороться за победы (хотя одну викторию всё же одержал), а в 2007 и 2008 годах «Хонда» вообще докатилась до статуса аутсайдера. Казалось бы, Баттон станет ещё одним пилотом, который не реализовал свой потенциал, как вдруг наступил 2009-й.

«Хонда» покинула мир Формулы-1, по сути подарив команду Россу Брауну, который занимался разработкой болида на сезон-2009. С началом нового чемпионата оказалось, что быстрейшую машину пелотона построил именно «Браун». Так у Баттона появился реальный шанс впервые в карьере побороться за титул. В то время, пока команды-соперники пытались подстроиться под новую техническую эру, британец выигрывал одну гонку за другой – шесть побед на семи первых этапах сезона. Этого задела хватило, чтобы отпраздновать триумф по итогам чемпионата.

Во многом именно благодаря сезону-2009 Баттону удалось привлечь внимание «Макларена», в составе которого он будет бороться за победы на протяжении трёх следующих сезонов. Стоит ли говорить, что, не перезапусти он свою карьеру в 2009-м, ни о каком «Макларене» не могло бы идти и речи?

Фелипе Масса («Уильямс»)

Карьера Массы в «Феррари» напоминает то ли качели, то ли аритмию. На первых порах он достаточно неплохо выполнял функции второго пилота – сначала при Шумахере, а затем при Райкконене. В 2008-м бразилец и сам поборется за титул, пережив лучший и в то же время самый драматичный отрезок в своей гоночной карьере. Затем последует трудный для «Феррари» 2009 год, осложнённый ещё и серьёзной травмой Фелипе. Вернувшись в кокпит в следующем сезоне, Масса отлично начал чемпионат, но после отобранной капитанским мостиком победы в Германии как будто попал в ментальную яму. За весь сезон-2011 он ни разу не финишировал в топ-3.

В конце концов, Масса покинул «Скудерию» после трёх откровенно слабых сезонов в конце 2013 года. Бразилец отправился перезапускать карьеру в менее статусный «Уильямс». Переход оказался максимально удачным: в 2014-м команда из Гроува являлась третьей силой чемпионата и, что особенно символично, была быстрее «Феррари». В том сезоне Фелипе хоть и проиграл своему напарнику Боттасу, но зато стал единственным, кому удалось отобрать поул у «Мерседеса». Следующие три сезона бразилец также проведёт на приличном уровне, после чего со спокойной душой завершит формульную карьеру.

Валттери Боттас («Альфа Ромео»)

За пять лет сотрудничества с «Мерседесом» Валттери Боттас успел одержать 10 побед, а также закрепиться в статусе одного из лучших вторых пилотов в истории Ф-1. Излишняя лояльность Боттаса к командной тактике порой гневила нейтральных болельщиков, хотя финн просто выполнял свою работу, причём делал это превосходно. Однако в какой-то момент одной лояльности для пребывания в столь амбициозном коллективе оказалось недостаточно – на место напарника Хэмилтона был подписан молодой Джордж Расселл.

В прошлом году Валттери Боттас оказался в незавидном положении: одним командам он был просто неинтересен, а другие не могли дать ему конкурентоспособную машину. В конечном итоге он подписал контракт с «Альфа Ромео», которая на тот момент являлась серым аутсайдером.

Как мы видим, с итальянским коллективом Боттас не прогадал. Согласившись пойти на понижение, Валттери не просто получил в своё распоряжение достойную машину, но ещё и вспомнил, каково это – быть лидером команды. После пяти прошедших гонок он занимает восьмую строчку личного зачёта, всего лишь на 6 очков отставая от своего бывшего напарника Льюиса Хэмилтона.

Чемпионат.com: главные новости