Войти в почту

Об успехах, проблемах и планах: разговор с промоутером чемпионата России по ралли

С завершением зимней секции чемпионата России в серии образовалось традиционное «межсезонье» – период времени от последнего снежно-ледового этапа до первого ралли, проводимого на грунтовом покрытии. Самое время оглянуться назад и оценить первые полтора года работы промоутера ASMG в главной раллийной серии страны. Как сложился «пробный» сезон для абсолютно новой для российского ралли структуры, с какими трудностями пришлось столкнуться, чего удалось добиться за прошедшее время и каких целей намерен добиться промоутер чемпионата России по ралли в ближайшем будущем? Об этом рассказывает исполнительный директор ASMG Артур Мурадян.

Об успехах, проблемах и планах: разговор с промоутером чемпионата России по ралли
© autosport.com.ru

Позади сезон-2022 и зимняя часть сезона 2023 года. Как промоутер оценивает свой первый год в чемпионате России? Артур Мурадян: Свою работу мы оцениваем положительно. Казалось бы, никаких революционных изменений мы не заметили, но вот позади уже две квалификации и абсолютно новая гонка в рамках чемпионата, о которой говорят и будут говорить, и которая имеет все шансы стать культовой – если не превратится в некое закатанное подобие трасс, к которым мы привыкли.

С другой стороны, многие инициативы, о которых говорилось на момент создания промоутера, очень тяжело находят поддержку и понимание у организаторов ввиду сложности изменения подхода к организации соревнований. Всегда проще делать что-то по накатанной, чем вносить изменения, требующие финансовых, человеческих и административных ресурсов. Поэтому работу промоутера за прошедшее время я бы оценил на твердую четверку.

Фото: ASMG

Мы помним, что первый год работы промоутера – сезон-2022 – был тестовым. Что изменилось за этот «пилотный» сезон в чемпионате для спортсменов и зрителей? Артур Мурадян: Тестовый год показал, что не все организаторы прониклись сутью и задачами промоутера, поэтому я воспользуюсь выпавшей мне возможностью повторить их снова. Задача промоутера – продвижение, популяризация и развитие дисциплины. Это не финансирование дисциплины, это логическая эволюция, к которой должны привести все наши действия: началось освещение серии со стороны промоутера, мы видим, что чемпионат появился на канале «Моторспорт ТВ», что ВКонтакте стали нашим партнером, что появляются спонсоры у гонок – как, например, «Уралхим». Мы также сохранили хорошие отношения с шинными партнерами. Вообще всё стало гораздо более спокойнее и ровнее, как только пришло осознание, что промоутер никуда после первого года не исчезнет. Появилось разнообразие спецучастков, зрительские зоны, трансляции со спецучастков и, что очень важно, фирменная стилистика чемпионата. При этом мы продолжаем работу над привлечением партнеров, над увеличением численности зрителей и их погружением в основы нашей дисциплины. Тенденцию явно можно назвать положительной, несмотря на сложную экономическую ситуацию. К сожалению, с поддержкой спорта в стране – особенно автомобильного – всё неоднозначно. Пока что преимущество на стороне стационарных дисциплин, а не у нашего любимого ралли.

Много говорилось о проработке вопроса безопасности в ралли. Какая работа была проведена в этом направлении, и можно ли утверждать, что ралли в России стало безопаснее как для спортсменов, так и для зрителей? Артур Мурадян: Над этой сферой нам еще предстоит как следует поработать. К сожалению, промоутер не обладает ни властными, ни иными полномочиями как-то влиять на проведение самих соревнований – сейчас это полностью в компетенции организатора совместно с Российской автомобильной федерацией (РАФ). Промоутер может высказывать свои пожелания, и какие-то организаторы нас, безусловно, слышат, а какие-то предпочитают поступать так, как привыкли. На мой взгляд, безопасность по-прежнему остается слабым звеном в процессе проведения чемпионата. Зачастую пренебрегается момент привлечения профессиональных маршалов и частных охранных организаций, используются локальные ресурсы – и всё это связано с острым дефицитом средств. Думаю, если бы у организаторов были большие бюджеты, они легко бы могли решить вопрос безопасности в положительном ключе. Надо отдать должное, что попытки вовлечения организаторов в поиски спонсоров продолжаются – такие примеры, конечно, есть. Со своей стороны, мы испытывали GPS на различных этапах, но всё это требует стороннего финансирования, добиться которого удается не всегда.

Фото: ASMG

Как проходит взаимодействие промоутера с РАФ? Артур Мурадян: С приходом в РАФ Сергея Сироткина ситуация начинает выправляться, но промоутер по-прежнему обладает только одним голосом в комитете и зачастую испытывает трудности с продвижением. Вообще, скорость реакции на какие-то решения, связанные с изменением текущего положения дел, введением обязательных процедур, связанных с чемпионатом, не всегда находит понимание ввиду, скажем так, сложившейся практики. Видя в нас возможность как-то изменить спортивную составляющую, спортсмены обращаются к нам – но, учитывая, что у нас только один голос, повлиять на какие-то решения мы не можем, потому что с одной стороны присутствует мощная бюрократическая инерция, а с другой мы имеем проблемы с допуском к организации соревнований. И организатор, и РАФ, и промоутер – совершенно разные субъекты. Конкретную гонку делает исключительно организатор, а не промоутер и не Федерация. А это значит, что все наши желания, не подкрепленные рублем, не являются обязательными к исполнению организаторами. В остальном работа эта долгая, длинная, но, как говорится, вода камень точит.

С какими сложностями пришлось столкнуться в первый год работы промоутера? Артур Мурадян: Самое сложное в первый год – это осознание как спортсменами, так и организаторами роли промоутера, осознание, что это не бездонный кошелек, который за один день может реализовать все те мечтания, чаяния и желания спортсменов у организаторов, что это тоже коллектив, который требует настройки в том числе и в плане взаимодействия. Кроме того, первый год еще проходил под знаком ковида, и это оказывало свое влияние на возможность работы со зрителями. С этого года мы постепенно улучшаем ситуацию, но говорить о том, что мы находимся в точке, которая бы всех нас удовлетворяла, однозначно нельзя. Еще одна сложность – согласование календаря. Его летняя часть по-прежнему «наслаивается» на расписания других дисциплин, перекрывая спортсменам возможность участия как в ралли, так и в кольцевых соревнованиях. К сожалению, организаторы тоже всегда оперируют факторами, связанными с погодными условиями или с иными мероприятиями, проводимыми на территории их регионов. Вот этот момент хотелось бы сломить, чтобы важнейшие этапы в чемпионатах страны в разных дисциплинах все-таки были разведены и не пересекались. В 2022-м и 2023-м чемпионат России прирос новыми локациями – в частности, в прошлом году мы увидели ралли «Донские просторы», а в этом сезоне в серии впервые появилось ралли «Суворов».

Фото: ASMG

Как промоутер оценивает появление новых этапов? Планируется ли дальнейшее обновление календаря чемпионата или, быть может, даже расширение географии с увеличением количества этапов? Артур Мурадян: Действительно, в прошлом году чемпионат пополнился «Донскими просторами», которые прошли вместо ралли «Гуково» – а в этом году в календаре появились два новых этапа.

В первую очередь, речь, конечно, о ралли «Суворов», которое поменяло статус с кубкового на этап чемпионата. Эту гонку я оцениваю на четыре с плюсом. Единственный её минус, который отметили все спортсмены – чересчур растянутое расписание. Не считая этого, новые дороги доставили позитивные эмоции, а удачное расположение между Москвой и Санкт-Петербургом стало приятным подарком для жителей этих регионов. Еще один приятный сюрприз – это возвращение в чемпионат ралли «Выборг», которое последний раз входило в расписание серии в 2006-м. Последние несколько лет эта гонка проводились в рамках Кубка России – и вот теперь она возвращается. Мы надеемся, что с помощью поддержки местных властей и организатора нам удастся изменить тренд и вернуть этому ралли былое величие, чтобы оно снова стало таким же культовым, как «Белые ночи».

Вообще же география чемпионата, на мой взгляд, не получила то расширение, которого мы ожидали. Мы рассчитывали увидеть больше южных гонок, но переговоры с местными организаторами не привели к успеху: по-прежнему наблюдается большой скепсис, и есть мнение, что «ни РАФ, ни промоутеру это не нужно, и сюда никто не поедет». Но это не так: мы по-прежнему слышим, что организаторы и сами участники – об этом мы говорим в нашем новом подкасте – хотели бы вернуть в календарь «Горные вершины», ралли «Новороссийск», ралли «Адыгея», создав тем самым пропорцию в две гонки на каждый федеральный округ.

Идеальный календарь в моем представлении содержит две гонки в Северо-Западном федеральном округе, две гонки в Южном федеральном округе и еще две – в Уральском. Это было бы справедливое распределение. Плюс еще одна, «бонусная» гонка – тому организатору, который готов провести что-то новое и интересное. Итого – семь ралли на календарь.

К слову, еще одно достижение, связанное с количеством этапов, – это смена формата начисления очков: мы ушли от пресловутой схемы «3+1» при семи этапах. Это выглядело крайне нелогичным. Теперь действует схема «все результаты минус два худших»: это дает возможность шире и интереснее с точки зрения стратегии подходить и включаться в борьбу даже после завершения зимней части чемпионата.

Фото: ASMG

Вместе с Ярославом Федоровым вы продолжаете выступления в чемпионате России. Насколько такое совмещение помогает работе промоутера? Артур Мурадян: Если говорить про выступления, то я, наверное, уже на пороге того, чтобы, возможно, после псковского этапа взять паузу в чемпионате и сосредоточиться на кубковых гонках или на тренировочном процессе, потому что такое совмещение является, на мой взгляд, не всегда этичным. К тому же, оно вызывает колоссальные сложности, потому что я всё больше вовлекаюсь в обсуждение организационных вопросов, эта нагрузка продолжает расти, и, конечно, удобнее заниматься этим, не сидя в шлеме в боевом автомобиле, а непосредственно в штабе организатора гонки. С другой стороны, положа руку на сердце, могу сказать, что никакого спортивного или иного преимущества не получил – и всегда отстаивал и продолжаю отстаивать интересы спортсменов, потому что для себя решил: в первую очередь я остаюсь спортсменом. Повлиял бы на ситуацию мой отказ от стартов? Наверное, это даже было бы минусом, особенно в переходный период, поскольку с погружением в раллийное сообщество и состязательный процесс я слышу и вижу чаяния каждого спортсмена и могу разговаривать с организаторами с позиции не только промоутера, но и участника.

Тут стоит отметить, что мы продолжаем искать баланс и развивать сложившуюся команду. А она, в свою очередь, за полтора – два года работы промоутера наработала процессы, которые позволяют мне не зависеть от текущих дел во время соревнований.

Фото: ASMG

Каковы дальнейшие планы промоутера в чемпионате страны? Артур Мурадян: В этом сезоне планы промоутера остаются крайне скромными: мы по-прежнему ищем титульного партнера. Мы продолжаем совершенствовать соревновательный процесс, разговаривать с каждым организатором и вести плодотворную работу над дистанцией гонки, над маршрутами, над добавлением новых спецучастков и форматом. В том же Пскове нас снова ожидает квалификация – то нововведение, которое появилось нашими стараниями и внесло элемент новизны. Совместно с Олегом Мыслевичем мы, конечно же, продолжим работу над городскими спецучастками, а в Карелии нас, безусловно, ждет интересное соревнование, которое так полюбилось многим. На фоне интереса поклонников ралли в медиапространстве можно сказать, что эта гонка соберет, пожалуй, рекордное количество болельщиков, какого не было за последние 7-10 лет.

Если говорить про партнеров, то мы развиваем партнерскую сеть. Продолжаем искать партнеров, которые не просто помогали бы финансировать наши начинания, но и что-то давали самим участникам. Мы понимаем, что, с одной стороны, появление нашивок и логотипов, казалось бы, ничего не приносит, но это формирует позитивный имидж соревнования, позволяет дифференцировать участников нашей гоночной серии по визуальным признакам и в целом формирует позитивный имидж.

При этом от российских компаний всё чаще поступает запрос о присутствии на этапах в виде информационных партнеров, технических партнеров или партнеров этапа. В этом плане мы продолжим работу, и главной задачей на 2023 год станет формирование абсолютно нового и интересного календаря на следующий сезон, который, надеюсь, внесет больше изменений в структуру чемпионата России и постепенно – если хватит сил – со следующего года подумать над тем, чтобы консолидировать эту работу в рамках и Кубка страны, а не только чемпионата.

Что ж, первые результаты работы промоутера спортсмены и зрители могут самостоятельно оценить уже сейчас. Сам же промоутер намерен продолжать развивать свою деятельность по ходу сезона. Оставайтесь с нами, следите за нашими соцсетями: в скором времени мы планируем порадовать вас серией интересных публикаций – и, конечно же, мы ожидаем болельщиков на третьем этапе чемпионата России – майском ралли «Псков»!

Фото: ASMG