Войти в почту

(Не)заразительный пример, или Кто ещё, кроме Массы, может пойти в суд за титулом?

Экс-пилот Ferrari Фелипе Масса, что и говорить, повеселил формульную общественность намерением пересмотреть итоги сезона-2008 в суде и стать чемпионом мира Формулы 1 спустя 15 лет. 41-летний бразилец говорит о справедливости и ссылается на то, что так будет лучше и его бывшей команде, и болельщикам. Что же, если апеллировать подобными понятиями, то можно переписать результаты и других чемпионатов. Были бы желающие, а повод найдётся. AUTOSPORT.com.ru собрал наиболее спорные истории за последние пару десятилетий.

(Не)заразительный пример, или Кто ещё, кроме Массы, может пойти в суд за титулом?
© autosport.com.ru

«А что, так можно было, что ли?» Масса попробует отсудить титул у Хэмилтона

Барселона-2012: Загадочная победа Williams к 70-летию Фрэнка Уильямса

В 2012 году Фернандо Алонсо не хватило всего четыре очка, чтобы опередить Себастьяна Феттеля и стать трёхкратным чемпионом мира Ф1. Где испанец обронил эти очки? В завалах на старте в Спа и Сузуке, а также в начале сезона, когда Ferrari с трудом заезжала в топ-5 на финише. Ещё в домашней гонке в Барселоне он проиграл дуэль за победу пилоту Williams Пастору Мальдонадо, и это вообще отдельная история.

До сих пор никто не понимает, как гонщик, ставший 15-м в личном зачёте, и восьмая команда чемпионата умудрились победить в сухих условиях – просто по чистой скорости. Есть теория заговора, согласно которой промоутеры Формулы 1 дали Williams выиграть в честь 70-летия Фрэнка Уильямса, будто предоставив им некие особые шины. Тема активно обсуждалась пару лет назад, в том числе главой Ассоциации пилотов Гран При Алексом Вурцем и спортивным консультантом Red Bull Хельмут Марко, но развития, правда, не получила.

Хельмут Марко: Не верю, что победу Williams в Барселоне-2012 подстроили

Почему бы Алонсо по примеру по примеру своего бывшего напарника не поискать правду и справедливость спустя много лет? Вдруг действительно победа Williams была подстроена. Исключить Мальдонадо из результатов Гран При Испании-2012, и вуаля – лишние шесть очков и третий титул в кармане!

Фернандо Алонсо на Гран При Испании-2012Фото: Ferrari

Спа-2008: Льюис Хэмилтон против FIA

Если Фелипе Масса так сильно настаивает на справедливости, то пусть наряду с краш-гейтом вспомнит, как буквально за месяц до гонки в Сингапуре-2008 ему подарили победу на Гран При Бельгии. Финишную черту он пересёк вторым с отставанием 15 секунд от Льюиса Хэмилтона. Однако вскоре после подиума британец заработал штраф и переместился на третье место.

Что произошло? В борьбе с Кими Райкконеном за лидерство в конце гонки Льюис срезал последний поворот. Он тут же вернул позицию финскому пилоту Ferrari, но стюарды посчитали, что при этом Хэмилтон недостаточно отстал от соперника и получил-таки преимущество от срезки. В McLaren подали протест, но бесполезно – в гоночной дирекции заявили, что штраф в 25 секунд эквивалентен проезду по пит-лейну, а значит, пересмотру не подлежит.

В результате Льюис не досчитался четырёх очков. И если представить, что результаты Гран При Сингапура аннулируют по требованию Массы, то пересмотр штрафа в Спа как раз поможет восстановить статус-кво. Счёт между британцем и бразильцем будет 96:95. А про возвращение победы на Гран При Бельгии семикратный чемпион сказал, между прочим, ещё пять лет назад.

«Согласны, что FIA должна вернуть мне отобранную победу? Никогда не поздно всё исправить», – написал Хэмилтон в соцсетях в 2018 году.

Как FIA вернула Хэмилтону должок 11-летней давности. Итоги Гран При Канады

Льюис Хэмилтон, Фелипе Масса и Ник Хайдфельд на подиуме Гран При Бельгии-2008Фото: Ferrari

Нюрбургринг-2003: Немецкие маршалы и Михаэль Шумахер

Ни одна из 16-ти гонок сезона-2003 не ударила так по шансам Кими Райкконена на титул, как Гран При Европы на Нюрбургринге в середине года. Финн стартовал с поула и лидировал, пока на 26-м круге мотор Mercedes на его машине McLaren не испустил дух. А в конце гонки его главный соперник в чемпионате Михаэль Шумахер просто «чудеснейшим» образом доехал до финиша.

За 14 кругов до клетчатого флага немецкий гонщик Ferrari столкнулся с Хуаном-Пабло Монтойей в сражении за второе место. После разворота машина не заглохла, но напрочь застряла задними колёсами в гравии. Всё, сход? Не тут-то было! Михаэля вытолкнули четыре маршала, при том что посторонняя помощь в гонке вообще-то запрещена – Ф1 не MotoGP.

«Возможно, я заблуждаюсь, но Михаэль сейчас должен вернуться в боксы и сойти. По правилам он должен быть дисквалифицирован», – заявил в трансляции российский комментатор Алексей Попов.

Британский комментатор, бывший пилот Ф1 Мартин Брандл сказал: «Вообще это дисквалификация, если только стюарды не посчитают, что он застрял в опасном месте».

И действительно судьи пояснили, всё нормально: мол, если вылетевшая машина находится в опасном месте с незаглохшим двигателем, а при этом три четверти корпуса остаются на асфальте, то её можно вытолкнуть обратно. Так Михаэль выбрался из гравийной ловушки, финишировал шестым и набрал три очка. В конце сезона он стал чемпионом с отрывом один балл.

Может, Райкконену в честь 20-й годовщины истории с немецкими маршалами вспомнить стоит легальность того эпизода и пересмотреть результаты сезона-2003? В конце концов, больше за два прошедших десятилетия никто не возвращался на трассу с посторонней помощью. К слову, был у Михаэля Шумахера схожий эпизод в Мельбурне-2005: он закопался в гравии после контакта с Ником Хайдфельдом, активно жестикулировал маршалам, но те не повторили подвиг своих немецких коллег.

2003 год. История самой трудной победы Михаэля Шумахера в Формуле 1

Жан Тодт и Михаэль Шумахер на Гран При Европы-2003Фото: Ferrari

Аделаида-1994: Таран Михаэля Шумахера

Просто представьте подобное в современной Формуле 1. Середина дистанции в решающей гонке сезона, лидер чемпионата откровенно поворачивает в своего оппонента по борьбе за титул, ломает ему подвеску, сходит сам и становится чемпионом. Скандал был бы вселенского масштаба. Однако в нашем случае, как вы уже поняли, на Гран При Австралии-1994 в Аделаиде, последствий не было вовсе.

Судьи ничего не сделали виновнику аварии. Да, они изучили повтор столкновения Михаэля Шумахера и Деймона Хилла, но оставили инцидент без последствий. А команда Williams не стала обжаловать вердикт – титул через суд им нужен был меньше всего после сезона, омраченного гибелью Айртона Сенны. Хотя как в дальнейшем признал президент FIA Макс Мосли, если бы дошло дело до судебного разбирательства, то Шумми гарантированно лишили бы титула.

Интересно, если Хилл сейчас на старости лет вдохновится примером Фелипе Массы и примется искать новые факты преднамеренности действий Михаэля, он сможет стать двукратным чемпионом мира Формулы 1? Обратиться к суд он, кстати, может и с другим кейсом. В 2011 году бывший напарник Шумахера по команде Йос Ферстапппен заявил, что в сезоне-1994 немец выступал на машине с запрещенными электронными помощниками, такими как трекшн-контроль. Конечно, такие подозрения были в 1994-м, но когда подобное открыто говорит пилот этой самой команды – совсем другое дело. Массе бы столько поводов через 15 лет после Гран При Сингапура…

Неизвестные подробности аварии Шумахера и Вильнёва в Хересе-1997

Михаэль Шумахер за рулём Benetton B194 в сезоне-1994Фото: Официальный сайт Михаэля Шумахера

Яс-Марина-2021: Самодеятельность гоночного директора

Ну и куда, конечно, без скандала в финале сезона-2021 в Абу-Даби. Эту историю с рестартом на последнем круге Льюис Хэмилтон и Mercedes могут держать в запасе не одно десятилетие, а потом пойти в суд и выиграть. Правда на их стороне.

Тупиковая ситуация, или Почему на рестарте в Абу-Даби не было идеального решения

Факт нарушения правил рестарта был? Да, по регламенту финиш должен был состояться за автомобилем безопасности. FIA пожертвовала гонкой пилотов, которые отстали на круг и не успели догнать пелотон? Однозначно! Главный автор скандала, гоночный директор Майкл Маси, понёс наказание? Да. Но есть такая вещь, как нравственные ценности и спортивные принципы, и тут Льюису с его командой надо отдать должное.

«У нас были хорошие аргументы для того, чтобы оспорить решение гоночной дирекции. В обычном суде мы однозначно выиграли бы дело. Но мы не хотели побеждать в чемпионате таким образом», – говорит руководитель Mercedes Тото Вольф.

Льюис Хэмилтон на подиуме Гран При Абу-Даби-2021Фото: Mercedes

*** К чему все эти истории, спросите вы? Понимаете, найти повод и обратиться, скажем, в Спортивный арбитражный суд и потребовать пересмотреть результаты отдельной гонки и чемпионата в целом можно хоть через 15 лет, хотя через 20 лет. Подозрительные эпизоды найдутся в каждом сезоне Формулы 1, как и в любом другом спорте. Но смысл ворошить прошлое, жить этими воспоминаниями и доводить до абсурда – а, Фелипе?