Войти в почту

Дно без сокровищ. Старт сезона обнажил проблемы российского биатлона

Нужно признать, что российский биатлон должен был погрузиться на дно еще два года назад, после ухода Антона Шипулина. В роли супергероя, который не дал нашему короблю потонуть выступил Александр Логинов — его удивительное преображение позволило судну оставаться на плаву еще два сезона. Громкие успехи позволяли затыкать пробоины в корме, но они же — закрывали глаза на очевидные проблемы, которые за последние десять лет так и не удалось решить российскому биатлону. В первую очередь — подготовить резерв, который был бы способен уже сейчас конкурировать с ведущими биатлонистами мира.

Дно без сокровищ. Старт сезона обнажил проблемы российского биатлона
© ТАСС

Сезон начался, а на арене все те же — Евгений Гараничев, Антон Бабиков, Матвей Елисеев, Петр Пащенко, Семен Сучилов. Всем им уже под или хорошо за 30, и наивно полагать, что за отведенное карьерой время они преобразятся насколько, что начнут выступать хотя бы на уровне Логинова. На их фоне Эдуард Латыпов все еще ходит в статусе "молодого". Но этому молодому уже 26, и он на три года старше шведа Себастьяна Самуэльссона, который к своим годам завоевал золото Олимпиады, чемпионата мира и сейчас будет биться с Йоханнесом Бё за победу в общем зачете Кубка мира.

В женской команде ситуация получше, но очевидно — не уйди перед самым стартом сезона в декрет Екатерина Юрлова-Перст, именно она была бы лидером сборной. И это в 35 лет. Вторым номером была бы ее тезка Глазырина, которую отцепили под предлогом очередного допингового разбирательства. Ей — 33.

Вне конкуренции

Весь российский биатлон держится исключительно на одном человеке — Логинове. Стоило ему оступиться, обнажилась вся неприглядная правда, о которой сейчас приходится говорить. А ведь ему 31 января исполнится 29. Плюс хроническая травма локтя, постоянные нападки за допинговое прошлое. Сколько он еще сможет продержаться в топе? Год, два, три? Он еще в феврале не исключал, что готов уйти из биатлона. Если этот сезон так и не удастся спасти, есть основания полагать, что прежнего Логинова мы уже не увидим.

Кто будет за ним — непонятно. Ровесники Самуэльссона Карим Халили, Игорь Малиновский, которые толком и не выступали на Кубке мира? Новых имен в сборной определенно нет. Потому от новых старших тренеров сборной Юрия Каминского и Михаила Шашилова ждать чуда не приходится.

К тому же лучшие кадры страны к сезону готовится отдельно от сборной. Логинов, Елисеев, Юрлова-Перхт — все они готовились по своим планам. Сборная Швеции показала обратный пример. Ее главный тренер — Йоханнес Люкас. Ему 27. И его команда в этом сезоне рвет почти всех соперников, включая норвежцев.

"Очень классно, когда в команде такая конкуренция, она и приводит к хорошим результатам. Одна из главных причин — мы весь год тренируемся вместе, — сказал Люкас. — Когда ты на каждой тренировке на огневом рубеже встречаешь одну из лучших биатлонисток планеты Ханну Оберег и видишь, как быстро и точно она стреляет, то прогрессировать чуть проще. И девчонки действительно становятся сильнее, работая рядом".

В российской команде все иначе, еще со времен Шипулина повелось, что лучший готовится отдельно от команды. "К конкуренции в команде я отношусь с большим трепетом, — сказал Каминский. — Конкуренция — это двигатель прогресса. Да, спортсмен сам должен мотивировать себя, но таких спортсменов очень мало. Поэтому было бы неплохо, если бы команда готовилась централизованно".

Каминский считает, что работая в одной команде спортсмены могли бы учиться друг у друга. "Елисеев здорово проходит спуски, повороты. Логинов хорош на крутых подъемах, таких как в Контиолахти. Это мог бы перенять Эдуард Латыпов, — сказал тренер. — Было бы неплохо, чтобы они готовились вместе. Перед следующим сезоном проведем анализ. Если этим спортсменам лучше готовиться самостоятельно и это дает результат, то препятствовать не нужно. Но если результата нет, то нужно готовиться централизованно".

Корона

Пока же статистка удручает: на открывавшем сезон этапе Кубка мира в Контиолахти мужская команда обновила антирекорд по общему результату. Из всей сборной в десятку в личных гонках пробились единожды — все тот же Логинов. В эстафетах тоже без сюрпризов — все те же четвертые места. Единственная отрада — Ирина Казакевич. Если в этом сезоне 23-летняя биатлонистка сумеет закрепиться в сборной и продолжит расти, то ее ждет большое будущее.

Вдвойне отрадно, что высокие для себя результаты Казакевич показывает в непростой сезон, который окутан аурой коронавируса. Первые два этапа Кубка мира, что прошли в Финляндии, добавили нервотрепки многим командам. Разумеется, не обошел стороной ковид и российскую сборную. В числе пострадавших — массажисты, врачи команды, Бабиков, Гараничев, Шашилов и его коллега Николай Загурский.

Среди спортсменов и тренеров потери можно было бы сократить вдвое, но для этого надо было заранее позаботиться об их расселении по одноместным номерам. Загурский и Гараничев были изолированы лишь по той причине, что делили пространство с теми, у кого была обнаружена инфекция.

Можно было и приехать в Финляндию пораньше, чем за неделю до старта соревнования, чтобы избежать проблем с возможным карантином. Но в этой истории почти все российские сборные подневольные. Их финансирование идет через Центр спортивной подготовки, считай — бюджет страны. Все командировки оформляются за пару-тройку месяцев, билеты и номера бронируются заранее. Любое изменение — это огромная бумажная волокита. В итоге и получаются такие истории. А Пащенко, который по спортивному принципу не попадает на третий и четвертый этапы Кубка мира, едет с командой в Австрию, потому что ему уже все оплачено — и билеты, и жилье.

Со сменой нынешним летом руководства в Союзе биатлонистов России организационных просчетов в его работе стало меньше (во всяком случае, в информационное поле они почти не попадают), но такие истории показывают, что нет предела совершенству.

Особенно это касается выступления команды. Сколько бы руководителей, тренеров, специалистов в СБР ни сменилось за последние годы, результат остается приблизительно тем же.

Нынешний сезон уже очевидно переломным не станет. Главный его старт — февральский чемпионат мира — вновь будет турниром, в котором Россия может рассчитывать на эпизодические успехи. Логинов да эстафеты — вот все, на что можно рассчитывать. Но смотреть надо не туда, все взгляды должны быть устремлены вглубь, на дно, где обитают юные биатлонисты, из числа которы уже давно пора бы найти будущих чемпионов.

Артем Кузнецов