Войти в почту

В их квартире очень уютно. Хозяева поддерживают идеальный порядок – каждая вещь на своем месте, чтобы в любой момент можно было ее найти. На стене – фотографии родных, панно из камней, которое хозяйка сделала сама, а на столе – шашечная доска. Шашки для Ирины и Дениса не просто увлечение. Они спортсмены международного уровня: чемпионы России, чемпионы мира, чемпионы Европы. Кубки и медали давно не помещаются в галерее, приходится убирать в шкафы. Ирина и Денис и познакомились благодаря любимому виду спорта – встретились в 2010 году на берегу Волги в Ярославле на чемпионате России. – Тогда я еще видела. Денис шел по берегу реки, – вспоминает Ирина. – Я поняла, что он незрячий, – в руках была трость. Мы познакомились, у нас оказалось очень много общих интересов, тем для разговора. Прошло какое-то время, и Денис переехал ко мне в Курск. С тех пор мы вместе. Ход первый: детство Денису было два года, когда он потерял зрение. Медики считают, что так детский организм отреагировал на длительное лечение воспаления легких. В родном Иркутске он учился по системе Брайля в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Любил читать, был увлечен музыкой – занимался и в духовом, и в струнном кружках. А в 14 лет перестал слышать – врачам так и не удалось установить причину. – Играть в шашки меня научил папа еще до школы, – рассказывает Денис. – Он кандидат в мастера спорта, участвовал в межрегиональных соревнованиях ВОС. Маленьким я очень злился, когда проигрывал: бывало, даже сметал шашки с доски. Папа мне иногда поддавался. В младших классах начал заниматься в шашечном кружке в школе. Первый раз на выездные соревнования поехал в 9 лет в составе школьной команды в Москву. Тогда мне присвоили 3-й разряд. Затем участвовал в различных соревнованиях в ДЮСШ со зрячими ребятами. С ними же ездил на соревнования в Братск и Улан-Удэ. Тогда же начал играть среди взрослых слепых. Соревнования проводились по русским и стоклеточным шашкам. Ирина потеряла слух в три года: осложнение после гриппа. До шести лет я говорила очень плохо, – рассказывает она. – Но очень любила рисовать. Расстраивалась, когда не удавалось объяснить, что же я нарисовала. Хорошо помню свою первую учительницу – Клавдию Анисимовну. Во время диктанта она всегда стояла возле моей парты, громко диктовала, следила за тем, чтобы я успевала все записывать. С третьего класса я начала учиться в школе для слабослышащих в городе Искитиме Новосибирской области. Нам не разрешали общаться жестами, а учили говорить. В пятом классе я уже пела в хоре. Ход второй: студенчество Денис закончил государственную экономическую академию (сейчас Байкальский государственный университет), трудиться по специальности не пришлось. – Работать с компьютером на слух, как незрячие, я не могу. А минимальный остаток зрения не позволяет считывать глазами с экрана, – рассказывает Денис. – Единственный выход – специальный дисплей с азбукой Брайля. Сейчас я работаю именно на таком, но раньше о подобной технике можно было лишь мечтать. Ирина закончила художественно-оформительское отделение в Ленинградском восстановительном центре для слабослышащих. – Студенческие годы были лучшими в моей жизни, – рассказывает она. – Запомнились походы в Эрмитаж, Русский музей, очень интересные экскурсии. Посетители музея тут же присоединялись к нашей группе, невольно оттесняя нас, студентов. В Курске я работала в Художественном фонде. И сейчас в некоторых учреждениях города есть мои работы. Помню, как делала барельеф, посвященный 950-летию Курска для одной из школ города. Но в 30 лет мне поставили диагноз «синдром Ушера». Зрение стало ухудшаться, и работать по специальности я уже не могла. В спорт Ирина пришла уже сложившимся, взрослым человеком. – В 43 года я впервые участвовала в областной спартакиаде инвалидов, – рассказывает она. – Играть я не умела, но сразу почувствовала азарт. Среди 20 соперниц я заняла 10 место. Захотелось научиться играть лучше. Ход третий: игра и победы В 2015 году в болгарском городе Кранево состоялся чемпионат мира по шашкам среди спортсменов с ограниченными возможностями. В нем приняли участие около 50 спортсменов из России, Украины, Польши, Израиля, Беларуси, Молдовы. Денис и Ирина представляли Курскую область. Тогда они привезли домой «золото» и «бронзу». – На этом чемпионате мы были единственными слепоглухими. Поездку организовал Фонд поддержки слепоглухих «Со-Единение», – вспоминает Ирина. – Нам помогли оформить документы, визу. В Москве нас встречали с цветами и огромной связкой воздушных шаров. Шары никак не хотели помещаться в купе. В Курске на вокзале мы их выпустили в небо. Недавно в курский Центр реабилитации слепых поступил новый инвентарь – две стоклеточные доски с комплектом шашек. Тренировки наших чемпионов теперь будут более эффективными. – Доски предназначены специально для игры незрячих спортсменов, – рассказывает Денис. Игровые клетки на них сделаны в виде ячеек. Шашка в ячейке хорошо фиксируется. При необходимости можно проверить расположение шашек руками, уточнить позицию. Сами шашки тактильно различаются: белые от черных, дамка от рядовой шашки. Благодаря ячейке шашка зафиксирована и случайно не сдвинется. Тотально слепой спортсмен может на такой доске всю партию играть на ощупь руками. – К каким спортивным победам стремитесь сейчас? – Сейчас из-за пандемии сложно строить планы на будущее. Продолжим подготовку к следующим соревнованиям: чемпионатам России по русским и по стоклеточным шашкам, чемпионатам мира по шашкам-64 и по шашкам-100 (спорт незрячих людей). Ход четвертый: советы будущим чемпионам – С какого возраста детям лучше начинать играть в шашки? Денис: – Чем раньше начинает ребенок, тем большего он может добиться. Бывает, что способности видны сразу. Но не всегда. Кто-то из детей раскроется лишь через несколько месяцев. У нас в спорте требуют сразу результат. Если поехал на соревнования – значит, надо привезти медаль. Это ошибка! Нельзя оказывать на маленького игрока психологическое давление. Надо просто спокойно и долго работать. Ирина: – Важен интерес ребенка к шашкам, который взрослым надо вовремя рассмотреть и поддерживать. Моя внучка Саша проявила его уже в два с половиной года. Мы жили с ней на даче в Новосибирске. Вечерами я решала комбинации. Внучка тут же бежала ко мне. Когда дочь спрашивала ее, куда же она идет, малышка отвечала: «Думать!». Тихонько сидела, мы думали вдвоем. А в четыре года она уже сама играла в шашки. У нее был блеск в глазах, ей было интересно. А вот сейчас уже не играет – в Новосибирске не развивается шашечный спорт. А вот в Казани, Костроме, Ярославле есть школы шашек. Может ли научится взрослый? Конечно! – Какое напутствие дадите юным спортсменам, особенно – ребятам с проблемами слуха и зрения, которые хотят стать чемпионами? – Терпения и настойчивости. Участвовать в соревнованиях, не отчаиваться из-за поражений. Только на соревнованиях вырабатывается характер, приобретаются навыки. Елена ГАМОВА Фото автора

Характер чемпионов
© Курская правда