Войти в почту

Почему IT-гиганты сняли запреты на политическую рекламу в Нидерландах

Крупные IT-компании оказывают определенное влияние на политическую ситуацию в Нидерландах, становясь отдельным фактором на парламентских выборах в королевстве, которые в этот раз длились три дня - с 15 по 17 марта. Согласно исследованию Politico, такие платформы, как Facebook и Google, позволили использование таргетированный рекламы и отчасти незаконное отслеживание избирателей в рамках предвыборной кампании. Подобный подход несколько отличается от прошлогодней президентской кампании в США, где крупные IT-компании прибегли к политике блокировок и ограничений, дабы убрать фактор какого-либо негативного влияния на выборы. Как отмечает издание, тот же Twitter еще в 2019 году запретил политическую рекламу в США, что впоследствии сделали Google и Facebook, но в Нидерландах они от этого отказались. Так, Google не запрещает политическую рекламу, ограничиваясь постоянным наблюдением за партиями и отслеживанием потенциальной дезинформации. То же самое делает Facebook, в пресс-службе компании отдельно отмечают, что выборы в Нидерландах отличаются от кампании в США, шаги компании по защите и сохранению демократического процесса основаны на местной ситуации. При этом IT-гиганты позволяют политикам не только покупать рекламу на своих платформах, но и получать данные пользователей. По информации Гаагской компании по защите конфиденциальных данных, Google и Facebook отслеживали посетителей веб-сайтов большинства политических партий без их согласия и с нарушением стандартов конфиденциальности Евросоюза. Делают это компании достаточно просто - через отслеживание файлов cookie, отмечается в исследовании, что в итоге позволяет им использовать собранную информацию для таргетированной рекламы. Как заявил в беседе с "Газетой.Ru" старший научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН Петр Осколков, таргетированная реклама политических партий или какого-либо отдельного кандидата, безусловно, может повлиять на исход выборов, в зависимости от финансовых возможностей партии и ее технической оснащенности. "Прежде всего, это повышает информированность избирателей, это вряд ли может их склонить в пользу голосования за того или иного кандидата, но по крайней мере избиратели будут больше знать о партийной системе и тех претендентах, которые им предложены на выборах. Что касается сбора данных избирателей, то, как правило, он осуществляется в рамках социологических опросов и экзит-поллов. Все остальные способы выявления мало того, что незаконны, но и не этичны с точки зрения ведения политической кампании", - добавил эксперт. Отсутствие контроля В Google обвинения в использовании данных пользователей для таргетированной рекламы объясняют тем, что компания требует от издателей веб-сайтов, использующих его продукты, получать согласие на использование файлов cookie и наказывает тех, кто нарушает этот принцип. В компании утверждают, что рекламные профили пользователей не создаются на основе их политических интересов или другой конфиденциальной информации - использовать их для таргетинга рекламы запрещено. В свою очередь, в Facebook отмечают, что организации должны получить согласие от пользователей, дабы использовать все инструменты платформы. Тут стоит отметить, что крупные IT-компании подписали с рядом политических партий Нидерландов договор по онлайн-рекламе на раннем этапе предвыборной кампании. Документ представлял собой кодекс поведения, стороны согласились "строго придерживаться рекламных политик и механизмов онлайн-платформ и предоставлять правдивые данные для регистрации и проверки рекламных объявлений". Кодекс обязывает политиков не использовать спорные типы профилирования пользователей платформ, но не исключает применение микротаргетинга - таргетированный рекламы по конкретным критериям, - партии лишь согласились "поддерживать этические границы" при использовании этого способа. Однако сам документ носит символический характер, поскольку не имеет какой-либо реальной силы. По словам профессора Амстердамского университета Тома Доббера, пакт не предусматривает контроля или наказания. То есть его соблюдение не регулируется, а сам текст можно интерпретировать достаточно свободно. К тому же, с точки зрения Доббера, технологические платформы, по сути, получили право решать какое политическое высказывание является приемлемым, а какое нет, забрав это право у самих партий. Правая популярность Согласно исследованию ICDS, которая ведет наблюдение за таргетированной рекламой во время выборов в Нидерландах, больше всего она распространена у правопопулистских партий. В особенности для этого используется Facebook, по версии Politico, из-за политики компании по размещению целевой рекламы, соцсеть позволяет сосредоточится на конкретных категориях граждан, что помогает партиям найти необходимую аудиторию. В то же время, Google допускает таргетинг только на основе пола, местоположения и возраста. "Популистские силы традиционно уделяют гораздо больше внимания онлайн-активности, прежде всего, работе в социальных сетях и взаимодействию с аудиторией на различных интернет-площадках", - отметил Петр Осколков. С точки зрения эксперта, в данный момент сложно прогнозировать итоги выборов и окончательное влияние подхода IT-компаний на голосование, но можно отметить достаточно интересную ситуацию среди правопопулистских партий Нидерландов. "До недавнего времени в стране было всего две крупных правопопулистских партии, способных набрать определенное количество голосов на выборах - "Партия свободы" Герта Вилдерса и "Форум за демократию" Тьерри Боде. Они сражаются за сходный электорат, но "Форум за демократию" позиционирует себя как более интеллектуальную и менее радикальную, то есть направленную также на привлечение избирателей консервативных, которые зачастую голосуют в пользу "Народной партии за свободу и демократию" премьер-министра Марка Рютте", - пояснил эксперт. Однако в последние месяца "Форум за демократию" столкнулся с чередой крупных скандалов, продолжил Осколков, что привело к расколу партии и появлению новой политической силы под названием "Верный ответ 2021". "Соответственно, теперь на политической сцене Нидерландов появилась третья правопопулистская партия, которая также принимает участие в выборах. Прогнозы в ее отношении делать очень сложно, потому что она образовалась буквально только что - 18 декабря 2020 года. Но очевидно, что часть электората "Форума за демократию" и "Партии свободы" пойдет за ней", - подчеркнул эксперт. По мартовскому опросу Peil, в предвыборной гонке лидирует правящая "Народная партия за свободу и демократию", она может получить 32 места в парламенте - на 1 меньше, чем в текущем составе. Второе место занимает "Партия свободы" - 22 мандата (плюс два места), следом идут "Демократы 66" - 19 мест, затем "Христианско-демократический призыв" - 17 мандатов (минус два места), а на пятом месте социалисты - 11 мест (минус три мандата). При этом "Форум за демократию" может получить 6 мест в новом составе парламента, вместо двух в текущем, когда новая партия "Верный ответ 2021", согласно исследованию, набирает около 3 мандатов.

Почему IT-гиганты сняли запреты на политическую рекламу в Нидерландах
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости