Войти в почту

О планах партии и планах народа

В моем советском детстве напротив нашего дома стоял райком КПСС. Крышу здания венчал лозунг "Планы партии – планы народа".

О планах партии и планах народа
© Уралинформбюро

Нынешний российский народ условно разделился на две партии – победителей (Зеленский должен подписать капитуляцию) и пацифистов (Россия должна прекратить военные действия). Не буду оценивать их взгляды, лишь скажу, что нацисты с оружием в руках сейчас уничтожаются в ходе СВО.

Часть "пацифистов" запланировала пожить вне России, улетев с наличной валютой к заранее приобретенной заграничной недвижимости. "Победители" определяются, как им дальше жить на своей земле, не имея ни долларов, ни, подчас, загранпаспорта. И как раз их начали пугать плановой экономикой в обедневшей после "заморозки" 300 миллиардов долларов России.

Те, кому за 40, помнят плановую экономику СССР. И на себе ощутили ее развал.

У них в душе смесь чувств – ностальгия, протест, удивление. Молодежь в массе своей возмущается "я этот фильм не смотрел, но скажу, что он безобразный". Слова стары, как миф о Советском Союзе.

Происходит путаница понятий – плановая экономика и рыночное ценообразование. Корпорации Boeing и Airbus живут по плану. Авиастроители получают заказы и планируют свою производственную деятельность на несколько лет вперед, разместив заказы у смежников. Это – плановая экономика, которой следовали советские авиастроительные заводы, у которых был один заказчик – государство, владевшее авиакомпанией "Аэрофлот".

Как справедливо отмечают эксперты, обойти санкции производителям российских самолетов будет крайне сложно: компоненты лайнеров производятся в нескольких странах, невозможно по щелчку локализовать их в России. Надо планировать развитие смежных предприятий с понятным горизонтом ценообразования.

Как формируется цена на аэробус, вам никто не расскажет. Есть каталожная цена А350, а по какой цене "Аэрофлот" его приобрел – тайна коммерческого торга. Но план при сделках у продавца, разумеется, тоже есть.

В интернете сейчас обсуждают итоги совещания в Минпромторге РФ, где были ограничены наценки в 20-25% на производимый в России металл для внутреннего рынка. В случае несогласия с этой мерой власти обещают взяться за рычаги давления.

Вот он – откат в советское прошлое, а еще продавать доллары запретили" - лейтмотив высказываний из стана "пацифистов".

"Уралинформбюро" несколько лет назад разбиралось с ценообразованием на продукцию Первоуральского новотрубного завода, которым тогда владел олигарх Андрей Комаров. К нашему удивлению мы выяснили, что трубы перепродавались, даже не покинув заводской цех. Они переходили от посредника к посреднику, за которыми виднелись уши топ-менеджеров предприятия.

В 90-х автомобили российских автозаводов еще можно было купить "с конвейера". Счастливых обладателей "лад", "москвичей", "волг" тут же у заводской площадки уговаривали или убеждали с пистолетом продать автомобиль. Самые продвинутые бандиты внедрялись на заводы. Главной ОПГ Тольятти одно время считались "волговские", организовавшие прообраз автоцентров, где можно было купить машину с "добавленной стоимостью".

Торговые дома и прочие "прокладки" живы-здоровы по сей день.

Их надбавки при перепродаже российских товаров как раз и определяют отечественную рыночную экономику вкупе с механизмом "откатов". С импортом все несколько сложнее – там есть рекомендованная производителем отпускная цена, которую при некоторых усилиях можно узнать.

Прослойка "перекупов" и "откатчиков" живет даже лучше производителей: затраты минимальные, прибыль ощутимая. Как раз за счет их удаления из цепочки "от станка" к потребителю могут снизиться цены на отечественную продукцию. Такой должен быть план у партии в Кремле, а народ-победитель с ним согласится.

Вадим ДЫНИН