Войти в почту

Фотограф Сергей Киврин: Я не ставил бы Плющенко в один ряд с великой Родниной

За полчаса перед стартом соревнований женщин-одиночниц легендарный спортивный фотограф Сергей Киврин рассказал пресс-центру ЦСКА о специфике работы на соревнованиях по фигурному катанию, кто из фигуристов более фотогеничен, Ирина Роднина или Евгений Плющенко, Евгения Медведева или Елена Радионова. «Я СНИМАЛ ЕЩЕ ИРУ РОДНИНУ И ИГОРЯ БОБРИНА» — Сергей, какой это для вас по счету международный турнир по фигурному катанию? — Уже больше 40 лет я работаю на соревнованиях по фигурному катанию. В свое время я дружил со многими фигуристами — с Ирой Моисеевой и Андреем Миненковым, Наташей Бестемьяновой, Игорем Бобриным, Ирой Родниной. У нас была одна тусовка. — За 40 лет ваша фототехника сильно изменилась... — Если бы у нас в прошлом веке были цифровые фотоаппараты, сейчас мы бы имели совершенно другие архивы. Мы были зависимы от пленки. Помню, на чемпионат мира по боксу в Москве в 1986 году мне дали две катушки. Это всего 72 кадра на весь турнир, а мне надо было сделать фотографии для обложки журнала и «окартинить» восемь страниц. Сейчас я могу сделать бесчисленное количество кадров потрясающего качества. — В чем сложность съемки фигурного катания? — Наоборот, фигурное катание снимать легко: зная программу выступления фигуриста, ты понимаешь, в каком месте катка спортсмены буду выполнять тот или иной элемент. Тебе остается занять нужную точку и ждать. — В чем тогда заключается мастерство фотографа? — В терпении и умении замечать нужные моменты. Многие фотографы не понимают алгоритм пируэтов: куда фигуристка будет смотреть во время прыжка, как у нее будет расположена рука или нога. Поэтому не знают, какую фазу прыжка надо поймать. — Личные отношения фотографа и спортсмена сказываются на качестве снимка? — Для того, чтобы получился эмоциональный кадр, фотограф должен быть абсолютно беспристрастным. Тогда страсть проявится в фотографии. Если же я буду переживать, то фотографии получатся слабые. Когда выступали мои друзья Моисеева и Миненков, у меня руки дрожали от волнения за них, зато получались классные фотографии их соперников. Но тогда я был молодой. Сейчас я стал более сдержан в эмоциях. «САМЫЕ ФОТОГЕНИЧНЫЕ — ЧЕМПИОНЫ» — Можете назвать ваш лучший снимок фигуристов? — На моей персональной выставке всего две фотографии фигуристов. На одной из них — танцевальная пара Джейн Торвилл и Кристофер Дин из Великобритании, который считали своими учителями Моисееву и Миненкова. Этот кадр я поймал на зимних Играх 1984 года в Сараево, где британцы выиграли «золото». — Кто самый фотогеничный фигурист современности? — Самые фотогеничные всегда чемпионы. Хотя в 1980-х на международной арене выступал канадец Толлер Крэнстон, который никогда не был победителем, но стал основоположником «балетного» стиля в мужском одиночном катании. Может быть, он выполнял не самые сложные элементы, но его катание было фантастическим. Да и сам он был красавцем. «РАДИОНОВА И МЕДВЕДЕВА — ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТКИ» — Вы сказали, что чемпионы — самые фотогеничные. Но мы не можем знать заранее, кто станет победителем. Или хороший фотограф должен знать и это? — Удивительно, но чемпионское катание отличается. В 2002 году на Играх в Солт-Лейк-Сити Ира Слуцкаянесправедливо стала второй. Она была фотогеничнее американки Сары Хьюз, которая выиграла «золото». У меня есть фотография, как Ира плачет на плече у моего напарника Андрея Голованова, потому что ее засудили. Слуцкая была настоящей чемпионкой. Это видно по фотографиям. — За 40 лет вы снимали многих чемпионов. Можете сравнить, кто был фотогеничнее, например, Евгений Плющенко или Ирина Роднина? — Это совершенно разные люди. Я бы Плющенко не ставил в один ряд с Ириной Константиновной. После того, как он занял первое место в составе олимпийской команд России на Играх в Сочи-2014 и отказался выступать в личном турнире, у меня к нему резко изменилось отношение. Тогда были молодые фигуристы, которые были готовы достойно выступить за сборную России. Например, армеец Максим Ковтун. Плющенко не дал ему шанса. Я понимаю, что у Плющенко болела спина. Но я дружу с нашим великим борцом греко-римского стиля, трехкратным олимпийским чемпионом Александром Карелиным. Он побеждал на Олимпийских играх и чемпионатах мира с оторванной грудью, со сломанными ребрами. И для меня он стоит в одном ряду с Родиной. Они великие люди. — Кто более фотогеничен — спортсменка ЦСКА Елена Радионову или Евгения Медведева? — Как их можно сравнить? Они же прекрасные цветки! Обе красавицы и замечательные фигуристки. «РОССИЙСКИЕ ФОТОГРАФЫ НЕ УСТУПАЮТ ЯПОНЦАМ» — На этапе Гран-при в Москве на какое издание вы работаете? — У меня заказ от японских СМИ снимать всех японских фигуристов. От российских изданий заказов на эти соревнования я не получал. — Действительно, российский фотограф может конкурировать с японскими коллегами? В Японии культ фигурного катания, а качество японской фотоаппаратуры всем известно... — Да, судя по моей востребованности, российские фотографы профессионалы ценятся во всем мире. Даже несмотря на то, что японские коллеги быстрее передают снимки в Японию. А я в спокойной обстановке обрабатываю фотографии дома и только потом отправляю заказчику. И, судя по всему, там в Японии кто-то разбирается в этом деле и ценит качество фотографий. — Один удачный кадр с соревнований по фигурному катанию может обеспечить фотографу безбедную старость? — Нет. Но к этому надо стремиться на каждых соревнованиях. И не только на фигурном катании. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Сергей Владиславович КИВРИН Родился в 1955 году в семье советского фотографа Владислава Киврина. В 15 лет впервые взял в руки фотокамеру. Работал на 15-ти Олимпийских играх. Сотрудничает с агентствами Associated Press, Reuters, France Press, Eastern Network, газетами Los-Angeles Times, New York Times, лучшими зарубежными и отечественными журналами. Призер международных фотоконкурсов ADIDAS-AIPS-CANON (Франция), World Press Photo (Голландия), Humor Photo (Бельгия), NIKON (Япония). ТОЛЬКО ЦИФРА 223 — аккредитовано журналистов и фотокорреспондентов на этап Гран-при в Москве-2017 из 11 стран.