Войти в почту

"Ходить на футбол зрителей будет еще меньше". О последствиях Fan ID

Система идентификации футбольных болельщиков под названием FanID, впервые опробованная в России на домашнем чемпионате мира, должна была заработать на матчах в РПЛ еще два года назад, когда мундиаль только закончился. Идея создания общей базы данных болельщиков, с которой будут работать силовые структуры, сильно не понравилась фанатам — они неоднократно протестовали против FanID в интернете и во время матчей.

"Ходить на футбол зрителей будет еще меньше". О последствиях Fan ID
© Sport24

Сегодня в интернете появилась информация о том, что FanID все-таки введут. Телеграм-канал Baza сообщил, что система появится в РПЛ со следующего сезона.

Главное:

система будет запущена в цифровом виде. То есть самих паспортов (пластиковых карточек с фото) выдавать не будут;действующие «черные списки» фанатов (!) обнулят;в добровольном режиме система заработает уже в этом чемпионате. Болельщики, которые зарегистрируются сами, получат бонусы вроде отдельных входов на стадионы;параллельно власти планируют вернуть на футбол пиво.

Sport24 пообщался с представителями фанатов и клубов РПЛ, а также депутатами Госдумы по поводу идеи о введении в чемпионате России системы FanID и узнал их мнение.

Глава РПЛ Сергей Прядкин:

«РПЛ совместно с РФС ведет диалог со всеми заинтересованными сторонами на тему возможного введения системы идентификации болельщиков. Посыл лиги в разговоре с органами государственной власти — сделать так, чтобы нововведение было максимально комфортным и не обременительным для зрителя.

Приоритет РПЛ — безопасное и комфортное проведение футбольных матчей», — цитирует Прядкина пресс-служба РПЛ.

Депутат Госдумы Игорь Лебедев

«Мы в свое время достаточно долго и плодотворно обсуждали эту тему с привлечением РФС и клубов. Общее мнение заключалось в том, что это оттолкнет определенную часть болельщиков. Посещаемость у нас и так невысокая, поэтому потеря одного болельщика была бы уже проблемой. Я так понимаю, что реалии современности, связанные с пандемией, с развитием цифровых технологий и необходимостью обеспечения безопасности, подталкивают к принятию данного решения и введения Fan ID, чтобы знать, кто пришел на стадион, и чтобы не пропускать тех, кого не надо.

Даже те люди, которые имеют наказание в виде запрета на посещение матчей, могут пройти, потому что стюарды, стоящие на входе на стадион, просто не имеют понятия, кого можно впускать, а кого нет. У них нет ни компьютеров, ни средств идентификации гражданина. Видимо, эта мера необходимая, мир развивается у нас в сторону глобальной цифровизации, и футбол не останется в стороне», — сказал Лебедев в беседе с корреспондентом Sport24 Александром Сергеевым.

Президент «Урала» Григорий Иванов

«Введение системы FanID витает в воздухе уже давно. Мы пока сопротивляемся этой идее, потому люди часто приезжают на футбол из других городов. Одно дело, если эта система будет необязательной. Другое, если придется на каждый матч делать этот FanID. Представьте, что приехал человек в Екатеринбург, решил сходить на футбол, а тут что-то надо оформлять. Он же никуда не пойдет. Это палка о двух концах. Для обеспечения безопасности у нас и так работают камеры распознавания и мы можем смотреть за болельщиками и пускать или не пускать их на следующие матчи и без системы FanID. Хотя, конечно, на Кубке конфедераций и чемпионате мира эта система показала себя неплохо. Но лично я против.

Не знаю, как скажется обнуление черных списков на безопасности. Надо в каждом случае отдельно рассматривать. Есть ребята, которые попали случайно в эти списки и лишились возможности ходить на футбол в течение нескольких лет. Это неправильно. Но есть и те, кто действительно виноват. Надо вести диалог, разбираться в каждом случае отдельно», — рассказал Иванов в беседе с корреспондентом Sport24 Алиной Матинян.

Заводящий фанатской трибуны «Спартака» Валерий Бевз по прозвищу «Валера Амиго»

«Самый главный вопрос в том, для кого и для чего это делается. Для того, чтобы отсеять какие-то нежелательные элементы, есть «Закон о фанатах», статья 20.31 КоАП РФ, под которому можно подписать все что угодно. Если человек пришел без маски, без билета или стоял не на своем месте, то он получает запрет на посещение матчей.

Второй вопрос заключается в том, что если человек получил запрет по решению суда, и во время суда у него был небольшой шанс отстоять свою правоту, то кто будет это делать сейчас? Каким образом будут приниматься решения кому выдавать эти паспорта и QR-коды?

Если брать пример чемпионата мира, то там было громкое название, а уровень выступающих команд и организации турнира были высокими, поэтому люди и стремились попасть на матчи. Продукт РПЛ, если дотягивает на троечку с минусом, то уже хорошо. Да, у нас есть новые стадионы, но есть и те, что находятся в плачевном состоянии. Вместо того, чтобы повышать уровень чемпионата России, у нас вкладываются деньги в отсеивание болельщиков и ужесточение правил посещения матчей.

На игры и так ходят мало людей, а сейчас будет ходить еще меньше. Людям из регионов будет сложнее получить QR-код и самостоятельно пройти идентификацию — это лишняя препона для посещения футбола болельщиками.

По обнулению тоже много вопросов. Что такое «черные списки»? Если это список людей, забаненных судом, то у нас будет отменена статья 20.31 и всем дадут амнистию? Или существует какой-то список нежелательных людей, как на Чемпионате мира, в которых вносили всех без разбора, кто хоть когда-то проходил по сводкам? Если будет такая система, то посещаемость РПЛ снизится. Для кого и для чего это все вводится?» — рассказал Бевз в беседе с корреспондентом Sport24 Антоном Дорофеевым.

Дмитрий Свищев, депутат Госдумы

«Система Fan ID будет введена по-любому. Эту система может обеспечить безопасноть на стадионе и ее вводят во всем мире, нужно принять это как должное. Сейчас это требование МВД и сегодняшних условий. Лично я это поддерживаю. Сейчас и Ростуризм перенял практику электронных виз, планируя продвигать развитие туризма среди иностранцев.

Я действительно являюсь одним из соавторов закона о пиве, но никакой связи между Fan ID и пивом нет. Есть связь между внедрением системы идентификации болельщика, так как все стадионы должны быть ей оборудованы. У нас были консультации с МВД и другими министерствами, от которых зависит наш законопроект. В этом году мы, надеюсь, утвердим обеспечение 17 стадионов такой системой, деньги выделены. После этого не думаю, что будут претензии по продвижению нашего закона. Сейчас он немного застрял во втором чтении, так как есть жесткая позиция МВД. Но мы двигаемся, деньги выделены и ничто не может препятствовать нашему закону», — сказал Свищев в беседе с корреспондентом Sport24 Данилом Алешиным.

Ринат Шайбеков, генеральный директор «Уфы»

«Думаю, что на данный момент введение FanID не сильно актуально, потому что у нас и так ограничивают количество болельщиков на матчах. Когда кончится пандемия, будет свободный доступ болельщиков на стадионы, тогда уже можно будет об этом говорить.

Но в целом я согласен со своими коллегами из РФС: усиление мер безопасности поможет избежать наказания клубов или группы болельщиков. С внедрением этой системы наказывать будут персонально виноватых, поэтому здесь есть свои приоритеты для всех. Мы в «Уфе» уже давно были готовы к этому: когда строили стадион, покупали специальное цифровое оборудование. Так что в целом мы готовы, а там посмотрим, какое решение будет принято.

Безусловно, в системе цифровых паспортов есть и минусы. Допустим, кто-то решил спонтанно прийти на стадион, посмотреть футбол, или его кто-то позвал на матч, а у него нет Fan ID. В этом случае непонятно, как человеку попасть на игру. Это же все не так быстро делается, нужно пройти регистрацию через органы, так как это не будет выдаваться клубами.

Не знаю, как скажется обнуление черных списков. Если говорит про свой стадион и про наших болельщиков, то у нас таких нет. Мы с этим не сталкивались», — сказал Шайбеков в беседе с корреспондентом Sport24 Арманом Навасардяном.

Алексей Ерунов, фанат «Локомотива»

«Я отрицательно отношусь к этому. Мне кажется, будет отток зрителей, потому что и так на чемпионат России мало кто ходит в связи со всеми скандалами, которые сейчас творятся. Так вообще люди перестанут ходить. Власти хотят, чтобы мы как в театре сидели. Все к этому приведет, потому что всех активных забанят. Кто будет неугоден, тех тоже забанят. Ты можешь быть неугоден руководству клуба из-за высказываний или действий. Тебе легко могут сделать бан. Все хотят, чтобы все просто хлопали в ладошки и сидели смирно, чтобы не высказывали свои претензии.

Верить или не верить — об этом говорится три года. Пока ничего не происходит. В нашей стране все может поменяться, как в одну сторону, так и в другую. Могут ввести, а могут и не ввести.

Я не верю в то, что обнулят все списки. Если кому-то нужно, люди получают бан. А здесь их взять и по доброй воле обнулить… Сказок я в детстве от мамы наслушался. Не верю во все это благородие в связи с тем, что происходит в отношении фанатов со стороны МВД и других силовых структур.

Для чего нужны эти базы — все очень просто. Например, Вы регистрируетесь в Сбербанке и даете им свои персональные данные. Но потом буквально через пару недель Вам начинают звонить из Альфа-банка, Райффайзен-банка и так далее. Мне кажется, это то же самое. Болею я, например, за «Локомотив», слил свои данные, и мне начинает приходить рассылка от всех спонсоров. Все мы все понимаем. Вроде бы персональные данные защищены, но мы живем в России, где ничего и никто не защищен.

К чему приведет эта система я частично уже раскрыл: это отток болельщиков. Говорят, что на люди на футбол с детьми не ходят, парами не ходят. На самом деле, все ходят на футбол. Но мы понимаем, что кто-то приходит, чтобы шоу посмотреть. Почему у нас на нетоповые матчи мало народа ходит? Потому что они неинтересны. А большие матчи вызывают интерес: Лига Чемпионов, Лига Европы — это большой праздник. Чемпионат России никому не интересен за исключением пары матчей. Если приедет какой-нибудь иностранец, ему надо будет пройти эти процедуры регистрации. Если был бы у нас чемпионат в топе — возможно, да, он бы это делал. Кто-либо так «геморроиться» вряд ли будет».

Дмитрий Голембевский, фанат ЦСКА

«Тяжело как-то конкретно это прокомментировать. Во-первых, непонятно про какие «черные списки» идет речь, потому что перед Чемпионатом мира были такие списки, которые были составлены не из тех людей, у которых имеется действующий запрет на посещение спортивных мероприятий. Просто из каких-то баз органов собирались люди, у которых есть гриф «нежелательная персона». Сотне людей из фан-движений отказывали в получении Fan ID по всей стране. Люди не получали Fan ID без каких-либо на то законных оснований. Если речь идет об этих «черных списках», то это прикольненько, только никаким образом это не помешает органам составить новые списки в процессе введения этого Fan ID. Если речь идет про тех людей, у которых сейчас действует бан, то это очень даже забавно. Если никакой здравый смысл не может помешать судье вынести адекватное решение без оснований, то введение Fan ID спокойно решает эту проблему, и у всех сгорает бан. Это очень странно и непонятно, как это возможно с точки зрения закона. Суд — это высшая инстанция правосудия и справедливости.

Я вижу в этом какой-то разгорающийся конфликт футбольного мира и властей. Тяжело себе представить, чтобы в футбольном мире кто-то одобрил бы эту идею. За этой идеей сто процентов стоит перспектива уменьшения количества людей на стадионах. Это очень геморройная история, потому что есть же люди, которые нерегулярно ходят на футбол или которые приезжают болеть за свою команду из других городов и регионов раз в год. Ради этого им придется проходить вот эту процедуру? Пока никакой конкретики нет насчет того, как эта система будет работать. Сложно вообще как-то к ней позитивно или негативно относиться.

Очень забавный и интересный факт насчет пива на стадионах. На данный момент у нас сотрудники пачками задерживают людей на стадионах за якобы нетрезвый вид. При этом делают это, совершенно наплевав на статьи за нетрезвый вид в КоАП, которые там предполагают совершенно ублюдское состояние для того, чтобы за это можно было задержать и осудить. Это делается, скорее всего, для того, чтобы выполнить какой-то план: нужно задерживать кого-то на стадионах, имитировать какую-то бурную деятельность и свою продуктивную работу. Сейчас вернут пиво на стадионы, сделают его легальным, и задерживать людей сотрудникам станет проще. Очень все это неоднозначно».

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android