Войти в почту

Ветеран футбола приехал в Волгоград из Нальчика вслед за своим тренером

В 50-е футбол в СССР не знал конкурентов. Бредил им в Нальчике и Сергей Майсурадзе, который все свободное время проводил на площадке. О своей футбольной карьере он рассказал нашим читателям.

Ветеран футбола приехал в Волгоград из Нальчика вслед за своим тренером
© Волгоградская правда

Возглавлявший в то время местный «Спартак» Николай Бастиан больше всего ценил в игроках скорость, которой отличался Сергей. Потому и позвал его за собой в Волжский, когда сам перебрался сюда тренировать местную «Энергию».

– Николаю Августовичу пришлось уговаривать моих родителей, чтобы отпустили, – вспоминает ветеран. – С вокзала добрались до Спартановки, а дальше, оказывается, замерзшую Волгу надо переезжать. Таксист сказал дверцы машины держать открытыми, а я говорю – зачем? Все равно плавать не умею.

Волжский тогда заканчивался там, где сейчас кинотеатр «Спутник». Строились ГЭС и город, строилась команда. Своих кадров не было, звали молодых, перспективных со всей страны.

Однажды целый выпуск ФШМ из столицы в Волжский прикатил. Юнцы, едва вселившись, тут же стали начало взрослой жизни отмечать. Тренеры вздохнули – ну и пополнение. Но москвичи быстро за ум взялись. Некоторые потом до Высшей лиги добрались. Что касается выходца из Нальчика, он чувствовал себя совершенно счастливым. Хотелось играть, и он эту возможность получил. Зарплату почти полностью отправлял семье в Нальчик. Зачем, если талоны на питание выдают, да еще и электриком на каком‑то заводе прописали. Этих денег хватало вполне.

От армии освободила мама

Популярность «Энергии» в те годы была в городе сумасшедшей. По десять тысяч на стадионе собиралось – биток! Фанаты регулярно у доски с турнирной таблицей толпились. Тут велся анализ матчей, обсуждались новости. Майсурадзе пользовался симпатией – хороший защитник, быстрый, жесткий. 

Но был случай, когда и ему досталось по первое число. В домашней игре против «Терека» в безобидной ситуации схватил мяч рукой. Пенальти, домашнее поражение 0:1. Случилось это после его возвращения из ростовского СКА. А оказался он там после того, как правого защитника «Энергии» призвали в армию.

– Меня два раза включали по итогам сезона в сборную зоны «Юг», и ростовчане мной заинтересовались, – делится Майсурадзе. – Иду на тренировку, а навстречу милиционер и майор из военкомата. Поехали в армию, говорят. Не дали даже домой зайти.

Премиальные отрезы и черная икра ложками

Армейская жизнь впечатлила с первого же дня. Спал на мешке, который набил соломой, картошку чистил на кухне в промышленных масштабах, поражался скорости сослуживцев, которые в сапогах кроссы бегали. Самое яркое воспоминание – встреча с легендарным тренером Виктором Масловым, который уговаривал его потерпеть и дождаться своего часа.

Но в СКА тогда такие люди играли, что не поверил Сергей в грядущую удачу. Понедельник, Копаев, Матвеев… Да и по Волжскому затосковал. Нигде такой атмосферы в команде не было, как в «Энергии», убежден и сейчас Майсурадзе. Чтобы вернуться в Волжский, пришлось пойти на хитрость: мать обратилась в военкомат, что по состоянию здоровья нуждается в помощи сына. И Сергея уволили в запас.

Первую квартиру в Волжском Сергей получил уже через два года после приезда в город-спутник областного центра. Когда после развода попросил помочь с жильем – опять не отказали, ценили футболистов, баловали. 

Перед командой заоблачных целей не ставили, но самоотдачи, добросовестной игры – непременно. «Когда вы побеждаете, люди работают с особым настроением. Вы выкладываетесь, и они стараются», – так говорили игрокам на встречах с руководством.

Поддерживать энтузиазм спортсменов материально не забывали. Однажды всем по отрезу добротной ткани вручили. Велели пошить костюмы и в них щеголять. Порой перед ответственными матчами, сборами вытаскивали загулявших из милиции, но в целом с нарушителями боролись.  Штраф иногда четверть от зарплаты составлял. За курение, за выпивку наказывали. Если поймали, конечно. Некоторым заводилам и вовсе зарплату не выдавали, только их женам. На этой почве родился анекдот: один из игроков пришел в бухгалтерию с сыном. И обученный малец жалостливо попросил: тетя, дайте папе денежек.

– Отыграем игру, администратор спрашивает: кому осетрина нужна? – вспоминает Майсурадзе. – Зайдем к нему в гараж, а там туши лежат огромные. – Теперь даже не верится, что черную икру ложками, словно кашу, ели. В ресторан зайдем зимой выпить по 150, а бутерброд с черной икрой – 75 копеек. На всю жизнь этого деликатеса наелся. Но самой вкусной была та рыба, которую сами ловили. Руку опустил и тащи добычу. Всю команду на Волгу вывозили, чтобы вместе отдыхали.

«Здесь мой дом»

Звали Майсурадзе в «Трактор» – не пошел, манили квартирой в Симферополе – отказался. А на кой ему Волгоград или Крым, если в Волжском все устраивает. Всегда в основе – уже около 500 матчей сыграл, капитанскую повязку доверяли. 

Потому громом среди ясного неба стала концовка сезона 1969 года. Отыграли в Кисловодске последний матч, заняли пятое место в зоне, и тут же команде сообщили: финансирование «Энергии» прекращается, ищите новое место работы.

– Мне 30 тогда было, здоровья хватало, – делится Сергей Платонович, – ни одной серьезной травмы не было, не курил, по ходу сезона всегда режимил. Можно было команду найти, но будто в пропасть упал и ничего не хотелось. В таком же состоянии было и большинство ребят.

С футбольного поля ушел в заводской цех

Переход от профессионального спорта к обычной жизни дается обычно тяжело. Но нужно отдать должное волжанам. Своим вчерашним кумирам они постарались помочь с работой.

Майсурадзе предложили освоить профессию наладчика на подшипниковом заводе. С год он учился в Ленинграде управлять станками с ЧПУ (числовое программное устройство). После чего почти сорок лет трудился на Волжском подшипниковом заводе. 

Но это днем. А вечером и в выходные тренировал мальчишек, родители которых трудились на ВПЗ. Потом лучших отдавал в спортшколы в надежде, что выпестуют там новое поколение для команды его жизни – «Энергии». Не раз звали его за эти годы близкие вернуться на родину, в Нальчик. 

Но он и мысли такой не допускает, хотя уже третий год вдовец. – Куда я теперь поеду, – здесь мой дом, здесь моя жизнь прошла – в Волжском.

Олег Дударин, бывший игрок и главный тренер команды «Энергия»: «Любовь к футболу и детям – счастливое сочетание»

– Я начал играть в «Энергии», когда Сергей Платонович уже превратился в один из столпов команды. Играл он жестко, самоотверженно, дисциплинированно, но, как рассказали ветераны, порой темперамент его подводил. На одном из матчей взялся донимать некий не совсем трезвый болельщик. Честил и обзывал его и всю команду всяко-разно. Терпел Майсурадзе долго, а потом сорвался. Прямо по ходу игры к горе-фанату сорвался. Капитан за ним, чтоб до беды не дошло. Фанат наутек. И пока они друг за другом гонялись, соперник счет сравнял. 1:1 игра закончилась, но запомнилась она только благодаря неудавшейся погоне. Не расформировали бы команду в 1969-м, он бы еще долго играл. Но вряд ли кто удивился, что Сергей Платонович потом детским тренером много лет работал. Он и детей любил, и футбол, так что сочетание счастливым получилось.

Анатолий Любименко. Фото Анатолий Любименко, из личного архива Сергея Майсурадзе.