Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Матч-центр
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Bobsoccer.ru обсуждает новую инициативу . Друзья мои, не торопитесь! Озвученная 31-го декабря инициатива РФС о проведении уроков футбола в школах не означает, что после каникул ваши дети поголовно начнут гонять мяч. Ситуация такова: в рамках стратегического проекта «Футбол в школе» третий урок физкультуры будет отведен футболу только в трех пилотных регионах, Нижегородской и Свердловской областях и Республика Татарстан (там так же проведут масштабные соревнования и комплекс популяризации этого вида спорта). Остальным по желанию. Вопросов два: совпадают ли желания с возможностями и готовы ли российские школы к подобной инициативе? Увы, на оба вопроса дам отрицательный ответ. Материально-техническая база подавляющего большинства школ Санкт-Петербурга не позволит реализовать эту разумную инициативу. В типовых ОУ функционирует лишь один спортивный зал, где до пандемии занимались по два, а то и по три класса. Сейчас это строго настрого запрещено , но словно в отместку здравому смыслу дети изучают физкультуру по учебникам в кабинетах, поскольку иначе составить расписание из расчета трех часов физкультуры в неделю в каждом классе каждой параллели невозможно. Денег на замену устаревших покрытий в залах и на стадионах на современные тоже ни у кого нет. Вторая проблема – кадры. Футбол в школах отдадут на откуп учителям физической культуры, многие из которых либо вышли на пенсию, либо приближаются к пенсионному возрасту. Молодежь на низкооплачиваемую работу не идет, люди среднего поколения на пороге профессионального выгорания. Выпускниц университета имени Лесгафта еще можно встретить в петербургских школах, а вот двадцатитрехлетних ребят с высшим физкультурным образованием практически нет. Бывшие спортсмены предпочитают тренировать детей в клубах и секциях, а не вкушать прелести школьной жизни, насыщенной детской вседозволенностью и родительским давлением. Кто же будет преподавать футбол? Два урока физкультуры в неделю отводятся легкой атлетике (первая четверть), гимнастике с элементами акробатики (вторая), лыжам (третья), спортивным играм и нормативам (четвертая). А вот третий урок каждый учитель проводит по своему разумению. Возникает дилемма. С одной стороны, некоторым мальчишкам действительно в радость повозиться с мячом вместо подтягиваний и отжиманий. Но как поступать с девочками? В обучающем модуле РФС сказано так: «Не вовлекая девочек в футбол, мы неосознанно закрепляем представление детей (обоих полов) что девочки не могут и не должны играть в футбол. Задача учителя – изменить эти установки в контексте смешанных групп». Но, на мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье, спортивные танцы. Подчеркну, это мое личное мнение. «Футбол в школе» даст возможность каждому ребенку заниматься спортом и стать ближе к футболу, - рапортует РФС, - а тем учащимся, кто по каким-то причинам не попал в спортивную школу, проявить себя на школьных соревнованиях, чтобы в дальнейшем быть замеченными региональными тренерами-селекционерами». Нельзя обманывать детей! Шансов на то, что в 12-14 лет они составят конкуренцию ребятам даже из «Северного пресса» и «Московской заставы» нет, тогда как скамейка запасных в этом возрасте очень больно бьет по самолюбию. В соревнованиях, о которых говорится в коммюнике РФС, масса нюансов. Например, в матчах между школами побеждает не та команда, с которой лучше работает учитель физкультуры, а та, в которую наберут больше профессионалов. Например, моему «Прорыву» в обозримом будущем не обыграть сверстников из школы 473 Калининского района, в которой учатся юные футболисты из Академии . Так же, как и нашим соседям из 268 школы, в которой нет футбольной секции, не обыграть нас, побеждавших «Ангелболл», «Неву» и «Олимп» из второй и первой лиги первенства Санкт-Петербурга и на равных игравших со сборными командами из Самарской области и Махачкалы (в августе проиграли оба матча с одинаковым счетом 2:3). Здесь на первый план выходят тонкости регламента (можно ли задействовать ребят из специализированных секций, и если да, то в каком количестве), а не качество подготовки. Не однозначен посыл РФС о «продолжении углубленного обучения в футбольных секциях на базе Школьных спортивных клубов». «При участии Российского футбольного союза в каждом регионе будут создана система, объединяющая Школьные спортивные клубы со спортивными школами, куда смогут перейти талантливые дети, - говорится в коммюнике, - учащиеся школ смогут стать ближе к профессиональному футбольному клубу своего города и региона, участвуя в мероприятиях, организованных специально для них». Это из серии очень «хорошо забытое старое»: я лично открывал ШСК на базе канувшей в лету школы 216 с углубленным изучением польского языка в 2013 году. Не нова и идея создания Единой школьной футбольной лиги: в Санкт-Петербурге благодаря стараниям Светланы Владимировны Патрушевой этот проект реализовывался на протяжении многих лет (команда школы 346 в 2015 году выиграла Школьную лигу). Тем не менее в инициативе РФС есть несколько позитивных моментов. Я давно говорил, что государство обязано развивать массовый спорт, а урок футбола в школах – один из шагов по реализации этой задачи. Во-вторых, РФС организовал великолепные онлайн-курсы по повышению квалификации. Я с удовольствием потратил несколько часов на усвоение предложенной программы – поверьте, в ней есть действительно интересные и правильные модули (на теме «Знания футбольных правил» ошибся только один раз, с действиями судьи при повторном касании мяча подававшего угловой игроком). Позволю себе посоветовать РФС и Министерству просвещения сделать несколько вещей. Во-первых, предоставить регионам и детям возможность принимать самостоятельные решения. Выбор велик: шахматы, хоккей, легкая атлетика, гимнастика, теннис и тот же футбол. Во-вторых, организовывать общение детей со звездами спорта, изменить систему оценивания знаний, умений и навыков по физкультуре (зачет-незачет и бальная шкала, влияющая на итоговую аттестацию в 11 классе), раскрыть детей специальной группы здоровья, которые могли бы участвовать в организации соревнований, судействе, создании тематических сайтов и чатов и так далее. Лекции, посещение спортивных соревнований, футбольные фестивали, создание тематических телевизионных передач, участие в турнирах – вот механизм приобщения детей к здоровому образу жизни посредством занятий футболом. Ключевая задача – поднять престиж урока и повысить статус учителя физической культуры. Ну и, конечно, отменить ЕГЭ, негативно влияющий на психологическое здоровье наших детей. Впрочем, это совсем другая история. Подчеркну, мы говорим не о профессиональном спорте и уж тем более не о спорте высоких достижений, а о массовом футболе, из которого и выходят будущие звезды. Чем выше будет зона обхвата, тем вероятнее появление новых Аршавиных, Кержаковых, Кузяевых и Прохиных. , , заинтересованные тренеры нашли на уроках физической культуры. Профильный урок футбола – неплохой, но в данном варианте не до конца продуманный шаг. Но с чего-то надо, и хотя бы за это РФС и Министерству просвещения – большое спасибо.
Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?
Фото: BobsoccerBobsoccer