Войти в почту

Хабиб Нурмагомедов провел встречу с Хавьером Мендесом

Бывший игрок «Памира», экс-тренер «Истиклола» Олег Ширинбеков рассказал о Таджикистане и многом другом в интервью российским медиа.

ДУШАНБЕ, февраль – SPORTS.tj. 57-летний Ширинбеков – о детстве в Таджикистане, о знакомстве с Рахимовым и Черевченкои другом.

– Как поживаете?

– Да так, потихоньку. Сейчас на даче живу.

– Постоянно или на время карантина?

– В октябре приехали и до сих пор здесь.

– Далеко от Москвы?

– 43-й километр по Носовихинскому шоссе. Это за Электроуглями.

– И чем там занимаетесь кроме расчистки снега?

– Больше особо нечем. (Смеется.) Когда внук приезжает, с ним нянчимся, – приводит его слова «Sportbox».

– Давно сидите без дела?

– Моим последним местом работы была «Бухара». Я поехал туда в позапрошлом году в августе. В прошлом мы начали первый круг, но разгорелась пандемия, и в марте мне пришлось вернуться в Москву.

– В «Бухаре» работали главным?

– Нет, помощником. Главным был Мухсин Мухамадиев. Поэтому я туда и поехал.

– Тренерскую работу в нынешних условиях найти очень трудно?

– Практически невозможно. Если речь о том, чтобы тренировать взрослых ребят.

– Вам довелось играть или трудиться под началом больших тренеров – Юрия Семина в «Памире», Валентина Иванова в «Торпедо», Олега Романцева в «Сатурне»… Расскажите, пожалуйста, как у вас складывались отношения с ними.

– Я бы добавил к этому списку Валерия Лобановского, у которого тренировался, будучи кандидатом в сборную СССР, Анатолия Бышовца, Евгения Кучеревского, Вадима Никонова и Виталия Шевченко.

– Давайте начнем с Семина, оставившего свой след и в Таджикистане.

– Я в «Памир» пришел благодаря Палычу. Играл за институт физкультуры, в котором учился, оттуда меня и пригласили в дубль «Памира». Юрий Павлович как раз тогда принял первую команду. Спасибо ему большое, что обратил на меня внимание и взял в основу. Надеюсь, оправдал его доверие. Тренер он, конечно, великий. Это и его карьера, и результаты показали.

– С Ивановым в «Торпедо» непросто было?

– Как только поступило предложение от этого клуба, я тут же согласился. Потому что «Торпедо» всегда было моей любимой командой: я с детства болел за него вместе с отцом. Но уехал в Москву не сразу: меня попросил остаться в «Памире» тогдашний главный тренер Шариф Назарович Назаров, поскольку дела в команде были плохи. Он сказал: «Помоги мне, а в конце года (1986-го) уже решишь, куда идти». Я переговорил с Юрием Васильевичем Золотовым из «Торпедо», объяснил ему ситуацию, он меня понял.

– Что считаете своим самым большим успехом на тренерском поприще?

– (Смеется.) В 2013-м проработал я сезон в душанбинском «Истиклоле» – и мы выиграли Кубок Таджикистана и заняли второе место в чемпионате. Лично для меня это большая радость.

– А в качестве футболиста?

– Это 1988 и 1991 год, когда «Торпедо» стало бронзовым призером чемпионата Союза. Ну, и три финала Кубка СССР, которые выиграть не удалось. Я только поздравлял победителей. (Иронически смеется.) Не повезло мне.

– Если оглянуться назад, наверное, нетрудно догадаться, какому клубу отдано ваше сердце?

– Конечно. Хотя у меня таковых два: «Памир» в начале карьеры и «Торпедо» – продолжение.

– С кем-то из бывших торпедовцев поддерживаете теплые отношения?

– Разумеется. И с Колей Савичевым, и с Гречневым, с Полукаровым, Генкой Гришиным, Сашкой Дозморовым… С Роговским, Афанасьевым, Сергеем Жуковым. У нас всегда были нормальные отношения.

– О Таджикистане: вас теперь что-то связывает с ним?

– Это моя родина! Я там родился, там стал футболистом «Памира», оттуда переехал в Москву. За меня вся республика болела, когда я играл за «Торпедо». Из родственников там уже никого не осталось, но родина есть родина.

– Какое у вас самое яркое воспоминание из детства?

– Я мальчишкой целыми днями пропадал на стадионе, потому что он был под боком. У меня папа был учителем физкультуры в интернате, поэтому я в детстве во все игры играл – баскетбол, волейбол, футбол. Только в гандбол не играл.

– Ваши родители живы-здоровы?

– Да, слава богу, они теперь здесь, в Москве.

– Что скажете о нынешнем таджикском футболе?

– Честно говоря, он очень слабый. Денег нет, перспективных ребят, насколько мне известно, нет. Что дальше будет, не знаю. Я же говорю, в 2013 году я там работал, видел все своими глазами. Большие проблемы с финансами практически у всех клубов. А без этого никуда и не рыпнешься!

– И тем менее, два хорошо известных вам человека, прошедшие через таджикский футбол, сейчас тренируют клубы РПЛ – это Игорь Черевченко и Рашид Рахимов. За счет чего они пробились?

– Откровенно говоря, не знаю. Видно, хорошо работали, показали себя. А главное – воспользовались доверием, которое им было оказано. Если доверие не оправдываешь, твоя вина во всем. А оправдываешь – продолжаешь работать. С Рашидом мы вместе играли в «Памире», а Игорек, помню, еще маленьким постоянно приезжал к нам с отцом на базу и на стадион. Мы встречаемся и в Москве.

– Черевченко в короткий срок удалось преобразить «Химки».

– Это точно, но все же с опытом приходит. Сначала набиваешь себе шишки, а потом работать уже легче. Думаю, так.

– Благодаря футболу вы объездили полмира. А куда бы еще хотелось попасть?

– Я бы еще раз съездил в Австралию. Потрясающая поездка была у «Торпедо»! Мы были там на сборах, 21 день провели. Нам тогда показалось, что это другой мир, типа рая. (Смеется.)

– Удалось поездить по стране?

– Мы жили на базе местной олимпийской сборной. Было два вылета на товарищеские матчи со сборной Австралии – в Мельбурн и Перт, остальные игры проводили «дома». Покатались, посмотрели, запомнили на всю жизнь. Будь возможность, с удовольствием бы туда вернулся посмотреть, как оно там осталось или что прибавилось. Красота!

– Когда в вашей жизни был пик счастья?

– Наверное, 1990 год, сын родился.

– Кстати, несколько слов о вашей семье.

– У меня сейчас уже вторая семья. Жена – Ирина, мы с ней учились на одном курсе в институте физкультуры в Душанбе. После развода встретил ее в Москве, и решили пожениться. А сын – от первого брака, 26 февраля ему 31 год будет. Он тоже Олег.

– Чем занимается ваша супруга?

– Теперь пенсионер. Успела запрыгнуть в последний вагон! (Смеется.) Подфартило ей, а мне до пенсии еще пахать и пахать.

– Вы уже дедушка?

– Да, внук родился 6 декабря 2020 года. Ему скоро будет два месяца.

– Что, тоже Олег?

– Нет, он Никита.

– Хотели бы ему футбольного будущего?

– Только если у него самого желание будет. В этом случае я ему помогу. А сам заставлять не буду. Я и сына не заставлял. Начал заставлять, но толку никакого.

– Если бы не футбол, как думаете, где бы себя реализовали?

– Все равно стал бы футболистом. (Заливисто хохочет.) В любом случае поступил бы в институт физкультуры. Ну, был бы преподавателем физкультуры. Как отец.

– Чем собираетесь заняться на пенсии?

– У меня давно есть мечта – уехать на море и там жить спокойно. На Черном море. Далеко не надо, у нас и в России хорошо.