Войти в почту

Рюдигер намерен остаться в «Челси», но договориться стороны пока не могут

Сергей Мандреко – известный футболист душанбинского «Памира», который борется с ужасной болезнью. БАС – бковой амиотрофический склероз, такой диагноз поставили Сергею Владимировичу 5 лет назад.

ДУШАНБЕ, февраль – SPORTS.tj. Сегодня – про Мандреко говорят его друзья из мира футбола.

Заслуженный тренер России БОРИС ИГНАТЬЕВ работал с молодежной сборной СССР, в которой Сергей Мандреко играл важные роли.

– Серегу высмотрел в Таджикистане и подтянул в юношескую сборную Союза Геннадий Иванович Костылев. Ребята 1969-го, 1970-го, 1971 годов рождения, заигранные по юношам и молодежи, – неповторимое поколение, – передает слова Игнатьева tele-sport.ru. – Золотое, бриллиантовое. Почти все состоялись позже как серьезные футболисты. Берем навскидку: Юран, Кирьяков, Тетрадзе, Чугайнов. Колыванов, Тедеев, Щербаков, Овчинников, Никифоров, Касымов, Онопко, Шустиков, Беженар, Мандреко… Если хотите, еще два-три десятка фамилий легко назову.

Когда Сергей закончил по возрасту у Костылева, я забрал его в молодежку. Сомнений ноль: будет играть. Фланговый хавбек, универсал, но справа – получше. Крепкий парень, даже мощный. Боец. С головой, с ударом, с отличным объемом, с качественным скоростным дриблингом. И без присущей многим молодым вычурности.

Фишками, от которых падают в обморок фанаты – мячик на носу покрутить, исполнить на ровном месте «пяточку», убрать пятерых на паре замахов, как, например, Кирьяков, – Серега трибуны особо не баловал. Зато по сумме качеств равных ему было немного: фундаментально надежный игрок, находка для тренера. Вокруг таких людей и строятся команды, хотя сами они могут об этом даже не догадываться.

– Футболист без недостатков?

– Почти. Без игровых недостатков. За пределами поля Серега мог иногда покуролесить, чего уж греха таить. Может, этим и приглушил немножко свой потенциал. Но в любом случае не выпадал из обоймы – всегда был на виду, во всех командах. Вызывался и в национальную сборную, и в олимпийскую. Поиграл за СССР, за СНГ, за Россию, за Таджикистан. А еще у него всегда был полный порядок с совестью. Заходишь в перерыве в раздевалку, хочешь напихать, если что-то получается плохо, – а он весь в себе: глаза в пол, молчит, переживает. И ты понимаешь: человек ждет советов, а не претензий.

СЕРГЕЙ КИРЬЯКОВ, чемпион Европы среди юношей и молодежи, бронзовый призер чемпионатов СССР и России, первый российский футболист, ставший претендентом на «Золотой мяч» по версии France Football.

– Мы с Сергеем сначала в молодежке пересеклись. Он на год младше, раскрылся у Костылева в юношеской команде, а потом, когда уже был в статусе, прошли вместе отличный отрезок у Игнатьева. А в зрелом футбольном возрасте рубились уже друг против друга. В прямом смысле, лицом к лицу: я за «Карлсруэ», «Гамбург» и «Теннис-Боруссию», он за «Герту». Приехав в Германию, он заиграл сразу, без раскачки, – на классе, на опыте, которым оброс в Австрии. Нужно понимать, что Бундеслиге заиграть непросто: слабых туда не зовут, а средние там не выживают.

Сергей играл не так броско, как полезно. Работал исключительно на команду, давал невероятный объем. Характером – боец. Спокойный, работящий, ногу в борьбе не уберет, встретит жестко, но без подлости, ни сантиметра игрового пространства не отдаст. В Германии таких футболистов очень ценят.

АЛЕКСАНДР АЗИМОВ, легенда «Памира», обладатель могучей «пушки», о которой хорошо помнят вратари многих советских команд. 282 матча за родной клуб, 73 гола – мастер! Сергей Мандреко в нашей переписке уточнил: «Саша бил штрафные, и ему не было равных».

– Я уехал в «Аустрию» Клагенфурт осенью 1990-го. Поначалу «Памир» не отпускал, но потом все сложилось удачно: решили задачу по сохранению места в высшей лиге, обыграли «Динамо» 2:0, я гол забил Харину – и вопрос с Австрией был решен.

– Сергей к тому времени был игроком основного состава?

– Нет, выходил, как правило, на замену, но пару раз в основе мы с ним сыграли. Мне он очень понравился, помню, в матче со «Спартаком» в начале сезона-1990. Играли в манеже, и Сергей на своем фланге выглядел просто здорово, хоть мы и сгорели 0:1. Многие его тогда отметили, среди специалистов пошли разговоры: в «Памире» появился интересный парень.

– Еще бы. В юношескую сборную Союза просто так не вызывают. Поддерживали молодого или поддушивали?

– У нас была дружная команда, никто никого не душил. Многие заиграли потом в хороших клубах, и Сергей в их числе. Он уехал из Таджикистана очень вовремя: предложений хватало, на родине началась гражданская война, нужно было принимать решение. А в «Рапиде» раскрылся уже на полную катушку. В Душанбе мы друг друга толком узнать не успели – вместе играли мало, приличная разница в возрасте, – но в Австрии познакомились близко и подружились семьями. Так до сих пор и дружим.

С Сергеем всегда было очень легко. Он такой человек, знаете, – последнюю рубашку снимет без раздумий и отдаст, если нужно. Слова «нет», когда о чем-то просят, никто никогда от него не слышал. Думаю, многие пользовались этим в личных целях. Только вот где они сейчас?

– Супруга Сергея Инга дала мужу яркую характеристику: человек-шампанское.

– Когда он уже играл за «Бохум», приехал, помню, к нему в гости. Прекрасный дом под Дюссельдорфом – понятно, что в аренде. А он его обставил, будто свой. Мебель шикарную завез, все дела. Такие деньги вбухал! «Серега, – говорю, – зачем?» – «Да ладно! Все должно быть красиво». Пытался его надоумить, чтобы инвестировал в недвижимость, а он не слушал, только смеялся.

Или такой пример, вроде бы мелочь, но очень характерная. «Герта» играет с «Баварией», прошу Сергея помочь с билетами – мне и моему парнеру-банкиру. Конечно, помогает. После игры забирает нас прямо со стадиона, везет в шикарный итальянский ресторан, накрывает стол… Другой бы только об отдыхе и восстановлении и думал, но не Сергей. Друг рядом, о чем тут можно говорить!