Войти в почту

У футболистов диагноз БАС чаще всех на планете

Профессиональные футболисты – на первом месте в группе смертельного риска.

ДУШАНБЕ, февраль – SPORTS.tj. Трагическая история уроженца Таджикистана, игрока душанбинского «Памира» Сергея Мандреко, помогает лучше понять сущность болезни.

«БАС умеет находить жертвы в футбольной среде», – сказала в интервью tele-sport.ru жена Сергея Инга.

Оказывается, страшная болезнь (боковой амиотрофический склероз необратимо уничтожает двигательные нейроны головного и спинного мозга), встречается у 5−7 человек на 100 тысяч населения. Каждые 90 минут в мире диагностируется новый случай БАС. А мужчин среди заболевших в два раза больше, чем женщин.

Как передает «Tele-sport», оказывается, профессиональные футболисты – позиция номер один в группе смертельного риска. Они получают диагноз БАС примерно в семь раз чаще, чем представители любых других профессий, придуманных человечеством.

С 1973 года в одной только Серии А жертвами БАС стал 51 футболист (данные исследования профессора кафедры неврологии Туринского университета Адриано Чио). При этом в низших итальянских лигах и среди ветеранов, а также среди велосипедистов, баскетболистов и волейболистов таких случаев – ровно ноль. Как объяснить парадокс?

Оказывается, средний возраст заболевших футболистов – 42 года, что почти на 20 лет меньше, чем дает общая статистика по заболеванию.

Оказывается, самое уязвимое для БАС амплуа – полузащитники: на одного форварда и защитника приходится шесть хавбеков, и поди пойми почему.

Федерация футбола Италии не раз выделяла средства, которые могли бы помочь исследованиям, а некоторые действующие футболисты готовы отчислять в профильные фонды процент от своих контрактов.

БАС, кроме Фернандо Риксена, который играл за «Зенит», забрал в обозримом прошлом Пьетро Анастази (чемпион Европы-1968, «Ювентус», «Интер»), Стефано Боргоново («Милан», «Фиорентина», «Удинезе», «Брешиа»), Джимми Джонстона («Селтик», «Шеффилд Юнайтед»), Папа Бубу Диопа («Грассхоппер», «Фулхэм», АЕК), Кшиштофа Новака («Легия», «Вольфсбург»), Карела Урбанека («Градец-Кралове», «Локомотив» НН, «Кошице»), Мариана Чишовски («Жилина», «Тимишоара»), Лутона Шелтона («Шеффилд Юнайтед», «Карабюкспор», «Волга» НН). Каждого из этих парней можно отнести к профессиональной элите…

Сергей Мандреко, который общается с внешним миром глазами и лучше всех понимает расклад в своем сражении с БАС, готов рассуждать (и рассуждает) в личной переписке о том, почему в Германии работает программа развития футбола, а Россия и здесь идет своим путем; прав Станислав Черчесов, критикуя в жесткой форме некоторых футболистов сборной России, или нет; получится у Александра Головина заиграть в Бундеслиге, которая за ним внимательно наблюдает, или немецкий футбол – все-таки не его история.

А Инга Мандреко всякий раз подчеркивает: вы имейте, пожалуйста, в виду, что мы ни в чем не нуждаемся, у нас все есть, а если кто-то думает, что мы неспроста рассказали свою историю – нужно этих людей срочно разубедить. Так уж получилось, что взяли да рассказали, сами не ожидали.

«Поддержки много не бывает», – возражает журналист.

«Моральной, – уточняет Инга. – Тут согласна. Сережа рад, что о нем вспомнили. Это сейчас самое главное».