Войти в почту

Сборная России перестала быть народной командой

Сборная России по футболу начала отборочную кампанию к ЧМ – 2022. Менее чем за неделю будет проведено сразу три игры. Стартовала главная национальная команда матчем в Мальте, очень неубедительно победив футбольного «карлика» - 3:1. Третий мяч Россия забила за пару минут до конца встречи, а до этого Мальта минут тридцать жала гостей, и было неясно, увезет наша сборная домой три очка или нет.

Сборная России перестала быть народной командой
© Свободная пресса

Но сейчас речь не о том, чтобы анализировать наши шансы в борьбе за прямую путёвку в Катар. Речь о другом. Выступление команды, ради которой и существует, собственно, весь российский футбол, не вызывает такого ажиотажа, не говоря уж о какой-либо любви и единения.

Спустя три неполных года после домашнего ЧМ-2018 сборная России перестала быть народной командой. И растеряла то отношение, которое было тогда у людей в стране. Причём людей, в другое время абсолютно далеких от футбола.

Летом 2018 года наша команда действительно объединила страну. Правда, до той любви, которая была у команды Хиддинка 13 лет назад, было ещё далеко. Пожалуй, Евро-2008 – последний крупный турнир, на котором вся страна болела за сборную России в едином порыве. И стар, и млад, болельщики разных клубов, домохозяйки, — все ликовали благодаря победам команды Хиддинка, все радовались сэйвам Акинфеева и не разделяли голы спартаковца Павлюченко и зенитовца Аршавина.

По инерции сборную любили еще около двух лет, а потом случилось несчастье в Мариборе, всплыла получившая широкий резонанс кальянная история, Хиддинк покинул свой пост. Тем не менее, мы прекрасно помним, как ждали каждого матча нашей сборной (да и что греха таить, футбольных «карликов» тогда было неизмеримо меньше), как голландец Гус Хиддинк стал национальным героем России, а в семьях детей называли Гусами или даже Гусивановичами.

При Дике Адвокате были яркие матчи, но голландца считали прозенитовским тренером, и примерно тогда впервые вошло в обиход понятие «закрытого клуба».

Черчесов пришел накануне ЧМ-2018, ему пришлось затянуть разболтавшиеся гайки и проделать большую работу, чтобы построить команду практически на пустом месте. Но славы и обожания Хиддинка он не достиг. И в отличие от «русского голландца» народной любви не сыскал. Тренер сборной России — должность не выборная, так что Черчесов не обязан заботиться о рейтингах и нравиться своим избирателям, поэтому нелюбовь болельщиков его не слишком беспокоит. Однако футбол считается спортом «номер №1» во всем мире, поэтому главный тренер главной команды в очень большой степени – лицо страны.

Однако не только среди простых, интересующихся футболом от случая к случаю людей (так называемых «кузьмичей»), но и среди тех, для кого футбол — неотъемлемая часть жизни, такой поддержки, как даже три года назад, у сборной России нет. Скорее наоборот, имеет место низкий, а местами и «мусорный» рейтинг доверия.

В чем же причина? Ушли авторитетные ветераны Акинфеев, Игнашевич, Дзагоев и Самедов, которые во многом определяли лицо сборной. Начались малопонятные кадровые решения, святая вера в Семёнова и Ионова (над которым издевались полулюбители из Мальты, и который «привёз» гол в наши ворота), игнорирование заслуживающих внимания футболистов.

Капитаном, после ухода Акинфеева назначили неоднозначную личность — Дзюбу. Во время и какое-то время после ЧМ-2018, именно форвард стал чуть ли не главным героем страны. В принципе, из-за двух моментов: красиво отдавал честь после забитых мячей в ворота саудитов, египтян и испанцам с «с точки», и за зажигательную речь перед серией пенальти с хорватами. Кстати, он-то был заменён и в этой лотерее участвовать не мог. Почему бы не поговорить и не сказать громкие слова?

И вообще, Артём везде много говорил, чуть ли не по всем вопросам, и не только футбольным. Видимо, в какой-то момент он сам поверил, что чуть ли не главный человек. В футбольном пространстве уж точно...

Дальнейшие события, как и футбольные, так и жизненные, показали, что кроме красивых слов, мало что остается. Был, например, конфликт с болельщиками, после которого Артём обиделся (после этого в Питере были совершены во многом неадекватные действия силовиков против болельщиков «Спартака»). В итоге по всей стране активная часть любителей футбола демонстративно покидали стадионы. Были кадры с Азмуном из раздевалки «Зенита», ну и «то самое» видео. В футбольном плане «герой» сдал, в играх с более-менее серьёзными соперниками он всегда уходил в тень. В истории с «лучшим другом» Кокориным, отмолчался.

Станислав Черчесов не раз открыто или косвенно подчеркивал, что футболисты сборной России должны не только соответствовать высоким требованиям со спортивной точки зрения, но и быть примером для подражания. С самим посылом можно только согласиться, однако методы его реализации не вызывают доверия. Более того, заставляют болельщиков сборной России чувствовать себя обманутыми.

Кто определяет условия соответствия того или иного гражданина высоким стандартам представителя национальной команды? Кроме того, груз противоречивых решений Черчесова и его собственный публичный образ заставляют усомниться в том, что обозначенный им «пример для подражания» существует где-то за пределами головы Станислава Саламовича.

Дело не только и не столько в Дзюбе. Суть в том, что люди не понимают заявленных Черчесовым спортивных и особенно моральных требований к футболистам. Если бы тренер сборной говорил, что совершенно не интересуется личной жизнью своих футболистов и рад любому, кто помогает ему приносить результат, к нему возникало бы гораздо меньше вопросов.

Такой подход вполне допустим: многие, в том числе вполне успешные тренеры, искусно делают вид, что не замечают «проделки» своих подопечных вне команды, пока это не вредит общему делу. Черчесов мог бы поступать так же и оказаться над критикой, но он хочет обладать единоличным правом назначать героев и изгоев.

Истории Дзюбы и Соболева, Игоря Денисова и другие об этом говорят красноречиво. А так как его решения далеко не всегда кажутся очевидными и объективными, у людей возникает непонимание. Всё это приводит к тому, что активная поддержка сборной России заменяется статусом «смотрю матчи» или «слежу за результатами». Более того, во время матча России с Мальтой многие болельщики сообщали, что смотрят игры других сборных. Когда такое было?

Снова многие вспомнили про «закрытый клуб», к которому добавилась новая кличка сборной России — «команда друзей Черчесова»…

Дальше, скорее всего, будет только хуже. Народную любовь не купишь, завоевать ее дано не каждому, а у сборной России не лучшая стартовая позиция с Черчесовым и Дзюбой в главных ролях. Часто все начинается с личного отношения: болельщикам не нравится манера общения тренера, их раздражает пафос, которым нелепо пытаются окружить капитана, собравшего коллекцию скандалов. Нелюбовь к сборной России — она ведь далеко не о футболе, она об отношении к конкретным людям, неискренности.