Войти в почту

Почему в полуфинале Евро-2020 сыграют тренерские команды

Чемпионат Европы подтвердил сформировавшуюся в мировом футболе тенденцию: сильно возросла роль тренера, а наличие в команде индивидуально сильных исполнителей не гарантирует успех. Три из четырёх полуфиналистов турнира имеют ровный состав и не располагают суперзвёздами калибра Криштиану Роналду и Кевина Де Брёйне, что не помешало им дойти до решающей стадии Евро-2020. Как отсутствие топовых игроков помогло Италии, Испании и Дании гарантировать себе медали — в материале RT.

На чемпионате Европы по футболу определились все полуфиналисты. Вопреки ожиданиям многих аналитиков и экспертов, в их числе не оказалось сборных Франции, Бельгии, Германии и Португалии, располагавших отличным подбором исполнителей и поэтому бывших в числе фаворитов соревнований. Поддержать реноме удалось лишь Англии, пусть и в не самой яркой манере, но всё же добравшейся до решающих стадий первенства. При этом компанию «трём львам» составили пусть и довольно мощные коллективы, но не имеющие в обойме игроков калибра Гарри Кейна, Килиана Мбаппе, Кевина Де Брёйне или Криштиану Роналду. Всё это стало очередным подтверждением того, что в мировом футболе успеха могут добиваться и тренерские команды.

В целом, к числу подобных можно смело отнести всех четырёх полуфиналистов Евро. Даже Англия с её сверхталантливым поколением скорее представляется не командой звёзд, как было во времена Фрэнка Лэмпарда и Стивена Джеррарда, а единым коллективом, объединённым общей идеей. Готовность родоначальников футбола действовать предельно прагматично и местами даже чересчур «сушить» игру и есть свидетельство того, что они всецело доверяют своему наставнику и готовы беспрекословно следовать его идеям. Сложно сказать, мог ли Гарет Саутгейт добиваться результата и попутно использовать весь атакующий потенциал своих подопечных, но факт остаётся фактом. На двух последних крупных соревнованиях британцы попали в топ-4, чего им не удавалось много лет.

Но если Англия в сложные моменты всегда могла рассчитывать на звёздных Рахима Стерлинга и Гарри Кейна, во многом и предопределивших успех сборной как на групповой стадии, так и в плей-офф, то у трёх оставшихся полуфиналистов не было подобной опции. Италия и Испания хоть и располагали довольно серьёзными по европейским меркам игроками, но вряд ли кто-то из них обладал статусом одного из сильнейших футболистов в мире на данный момент. Это же касается и Дании, но с той оговоркой, что её подбор исполнителей изначально смотрелся ещё более скромным. Да, на общем фоне выделялся Кристиан Эриксен, но его участию в турнире помешали проблемы со здоровьем. А Пьер-Эмиль Хёйбьерг, Юссуф Поульсен и Йоаким Мехле вряд ли относятся к элите, хоть и защищают цвета больших клубов.

В целом, подобное положение дел подтверждается и ценой на игроков вышеперечисленных национальных команд. По версии Transfermarkt, в сотню самых дорогих футболистов планеты входят лишь 15 представителей сборных Италии и Испании вместе взятых (считая Ансу Фати, не попавшего на Евро из-за травмы), в то время как Дания и вовсе не представлена. При этом в топ-20 попал лишь универсал из мадридского «Атлетико» Маркос Льоренте, оценённый в €80 млн. Причём это не помешало ему уже по ходу чемпионата потерять место в основе. Первые два матча хавбек отработал от свистка до свистка, после чего пропустил важнейшие встречи со Словакией и Хорватией, а в противостоянии со Швейцарией провёл на поле всего 30 минут. Таким образом, причислять его к числу определяющих игру спортсменов, как минимум, нелогично.

Подобное же можно сказать и о большинстве других футболистов сборных Испании и Италии, попавших в рейтинг Transfermarkt. Присутствие Педри, Родри и Микеля Оярсабаля в первой тридцатке обусловлено высоким уровнем таланта и возрастом, дающим основания надеяться на значительный прогресс в будущем. При этом лишь хавбек «Барселоны» регулярно появляется в основе «красной фурии», в то время как его партнёры выходят на замену. Коке, Пау и Феррана Торреса можно причислить к представителям стартового состава, но назвать незаменимыми — навряд ли.

К числу топовых футболистов логично отнести разве что Серхио Бускетса и Жорди Альбу, которые в своё время были одними из сильнейших на своих позициях. Однако сейчас обоим уже за 30 и их влияние на игру коллектива заметно уменьшилось. Кроме того, оба никогда не были яркими индивидуалистами, способными в одиночку решить исход встречи, а скорее имели способность идеально раскрываться в команде.

То же касается и итальянцев. Несомненно, Марко Верратти является одним из лучших центральных полузащитников планеты, но в его задачи никогда не входило определение итогового результата матча. А на старте Евро-2020 отсутствие полузащитника «Пари Сен-Жермен» не ощущалось остро, ведь его неплохо подменял Мануэль Локателли. К ключевым игрокам нельзя отнести ни Николо Бареллу, ни Федерико Кьезу — и это несмотря на их важнейшие голы в ворота Бельгии и Австрии соответственно. Лет семь назад суперзвездой можно было назвать Джорджо Кьеллини, но качества защитника раскрываются в связке с партнёрами по обороне и голкипером, а в одиночку он крайне редко может повлиять на ход встречи.

Несколько лет назад возможные травмы условных Андреса Иньесты, Рауля, Андреа Пирло и Франческо Тотти заметно снизили бы шансы испанцев и итальянцев на успешное выступление на первенстве, но на этот раз наставникам удалось изящно выйти из данной ситуации. Роберто Манчини и Луис Энрике сумели обратить нехватку явных лидеров себе во благо. Использовав сильнейшие качества своих подопечных, они построили коллективы, в которых угроза может исходить от кого угодно. Это же относится и к Дании. Именно непредсказуемость и взаимозаменяемость стали одними из ключевых факторов удачного выступления сборных и их прохода в полуфинал.

Подтверждение тому — отсутствие явного бомбардира во всех трёх командах. Так, у Дании голами отметились семь разных футболистов, в то время как у Испании и Италии — по шесть. И лишь Касперу Дольбергу удалось достичь отметки в три забитых мяча, в то время как остальные ограничились максимум двумя точными ударами. У других сборных ситуация обстоит иначе. У Англии по три раза отличились Кейн и Стерлинг, а компанию им составили лишь Гарри Магуайр и Джордан Хендерсон. Причём последние двое смогли поразить лишь ворота Украины в четвертьфинале, а на протяжении первых четырёх матчей опасность исходила исключительно от форвардов «Тоттенхэма» и «Манчестер Сити».

На фоне этого многие другие выглядели довольно предсказуемыми и зацикленными на своих звёздах. Так, ударная мощь Чехии была сосредоточена вокруг Патрика Шика, забившего пять из шести мячей сборной на турнире. Похожая ситуация и в Португалии, где помимо Криштиану Роналду внести свои имена в протокол смогли лишь Диогу Жота и Рафаэл Геррейру. Всего двое футболистов отличились в составе Швеции, трое — у Германии и Франции, четверо — у Украины, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов.

И это не считая того, что звёзды склонны выбиваться из общего тактического рисунка и не спешить исполнять ряд функций. Зачастую это касается работы без мяча и прессинга, играющих важнейшую, если не первостепенную роль в современном футболе. Тот же Роналду никогда не славился подобным, что во многом и стало камнем преткновения во время его пребывания в «Ювентусе».

Манчини, Энрике и Каспер Юльманн были лишены необходимости подстраиваться под ярких индивидуалистов и смогли всецело реализовать свои задумки в плане как атаки, так и обороны. Без мяча все три команды смотрелись крайне впечатляюще и зачастую именно это приносило плоды. Достаточно вспомнить голы Италии в ворота Бельгии, к которым привёл именно качественный контрпрессинг.

В общем счёте всё это привело к тому, что нынешний чемпионат Европы стал одним из самых непредсказуемых и захватывающих в XXI веке. Да, на стадии плей-офф он лишился почти всех звёздных сборных, но это не оказало пагубного эффекта, а, наоборот, лишь закрутило интригу в борьбе за золотые медали. Безусловно, по уровню футболистов Англия стоит особняком, но сбалансированные и отлично обученные Италия и Испания вполне могут составить им достойную конкуренцию. Не стоит сбрасывать со счетов и Данию, чуть было не обыгравшую Бельгию в группе. И это спустя несколько дней после случившегося с Эриксеном.