Войти в почту

Лимитчики против халявщиков: почему в российском футболе надо отменять лимит на легионеров. Комментарий Семена Новопрудского

Свободная конкуренция всегда лучше естественной и тем более противоестественной монополии. Поэтому идея Российского футбольного союза (РФС) с подачи нанятого им для реформирования деградирующего отечественного футбола нидерландского аналитического агентства Hypercube отменить лимит легионеров — разумная и правильная. А противники этой идеи скорее пытаются прикрыть собственную профнепригодность.

Лимитчики против халявщиков: почему в российском футболе надо отменять лимит на легионеров. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Президент Российского футбольного союза Александр Дюков подтвердил, что организация выдвинула предложение об отмене лимита на легионеров в Российской профессиональной лиге (РПЛ) — главном дивизионе отечественного клубного футбола. «Предложение касается изменения подхода к определению количества легионеров. По сути, можно говорить об отказе от лимита на легионеров в принципе. В 2008 году легионеры играли больше, чем в сезоне-2020/21. Тем не менее наша национальная сборная выступила лучше», — напомнил Дюков.

В 2008 году команда заняла третье место на чемпионате Европы, и это пока высшее достижение сборной России после распада СССР. Причем тренировал ее тоже иностранец — голландец Гус «Иванович» (как его прозвали в народе) Хиддинк.

Депутат Госдумы Виталий Милонов тут же заявил, что легионеров в российском футболе не должно быть вообще (например, как в такой великой футбольной державе, как Северная Корея, добавим мы от себя). И пригрозил, что Госдума не допустит отмены лимита. Хотя пока у нижней палаты российского парламента вроде нет полномочий устанавливать регламенты для проведения футбольных соревнований в стране.

В выборе выражений депутат Милонов не стеснялся: «Можно накупить себе легионеров, радоваться, побеждать на клубном уровне, но наш спорт будет в заднице. А те, кто делает бабки на клубах, будут дальше и больше зарабатывать. Но мы ради чего спорт развиваем? Чтобы барыги стали богаче или чтобы парни и девчонки выбирали спорт, а не наркотики?» То есть, видимо, у молодого человека или девушки в России только два варианта жизненного пути — спорт или наркомания.

Российские клубы пока тоже не в восторге от предложения. За полную отмену лимита выступили лишь четыре клуба РПЛ из 16: казанский «Рубин», «Краснодар», московское «Динамо» и «Сочи». «Спартак» — за смягчение лимита: московский клуб не поддерживает формат «10+15» (десять легионеров + 15 россиян в заявке), но предлагает ввести некие критериев качества для легионеров. Позиция московского «Спартака» такова: «Если игрок не будет соответствовать критериям качества — клуб должен переводить деньги в специальный фонд, который поощряет тех, кто развивает и активно задействует доморощенных игроков. Если позже легионер улучшил игру и стал соответствовать критериям — деньги клубу возвращаются». Кто и как это будет определять и зачем создавать какой-то дополнительный странный фонд содействия российским игрокам в российских клубах, непонятно. Такого нет ни в одной развитой футбольной державе.

Самый богатый (спасибо «Газпрому») и титулованный клуб России последнего десятилетия петербургский «Зенит» выступил с коммерческим предложением в духе идеи гоголевского Чичикова скупать мертвые души крепостных крестьян у помещиков: установить тариф, по которому можно будет выкупить место в заявке для иностранца. Такой формат лимита позволит нуждающейся в дополнительном легионере команде выкупить для него место у клуба, которому иностранец не требуется. У «Зенита» пока явно есть возможности при желании выкупить по такой схеме практически любого легионера у любого другого российского клуба.

Пока по факту с сезона-2020/21 в РПЛ действует новый лимит на легионеров — «8+17», то есть в заявке на сезон из 25 игроков может быть максимум восемь иностранных. При этом игроки из стран Евразийского экономического союза легионерами не считаются. Но вот беда: футболисты входящих в Евразийский экономический союз государств — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — еще слабее, чем российские.

Главные возражения противников лимита — мол, отмени его, и во всех российских клубах будут сплошные иностранцы, а играть в сборной России станет совсем некому. Эта логика порочна изначально. Во-первых, профессиональные клубы вообще не должны готовить «отечественных» футболистов: их задача — выигрывать титулы, зарабатывать деньги и радовать болельщиков игрой. Когда ваша команда побеждает, болельщики обычно не смотрят в паспорта выходящих на поле игроков.

Во-вторых, в российских условиях лимит на легионеров давно превратился в негласное соревнование «лимитчиков» с халявщиками. Иностранцы приезжают в российские клубы тупо зарабатывать деньги (лига в стране слабая, на победу в еврокубках рассчитывать не приходится, и легионеры это прекрасно понимают). Зато необходимость иметь в заявке 17 или 15 игроков с российским паспортом и не менее пяти-шести россиян непосредственно на поле приводит к тому, что российские футболисты получают гигантские деньги просто за свое гражданство.

Любой минимально талантливый российский футболист знает, что попадет в состав своего клуба независимо от качества игры. Да еще и получит зарплату в десять, а то и в сто раз выше средней по стране. В итоге никакого стимула развиваться или рвать жилы за сборную у него нет.

Российских футболистов должны готовить детско-юношеские спортивные школы или клубные академии. Вот на это пусть и дает деньги государство школам (привет депутату Милонову), а владельцы клубов — своим академиям. Даже в странах, где есть лимит на легионеров, паспорт уже давно не имеет решающего значения: все лучшие клубы планеты — сборные мира, если смотреть на гражданство игроков. Считать, что российским клубам помешает побеждать в Европе и качественно играть дома отсутствие лимита на легионеров — отговорка в духе того самого плохого танцора, которому вечно что-то мешает танцевать.