Войти в почту

Что такое Супербоул и почему США сходят с ума с американского футбола

Так соккер или футбол?

Что такое Супербоул и почему США сходят с ума с американского футбола
© runews24.ru

Часто возникает недопонимание, почему в США американскую игру называют футболом, а европейскую — «соккером». Всё просто: футболом в средневековой Европе изначально называли все игры с мячом, в какие играют, стоя на ногах. По сути, и баскетбол, и волейбол — тоже футбол, если разбираться этимологически. А «соккер» — вовсе не уничижительное название привычной нам игры, а англоязычное сокращение «association football»: в 1863 году в Англии, чтобы отличать футбол от других форм игры, его назвали “Association football”, выделив “soc” из слова “association” и добавив оксфордский разговорный суффикс “-er”.

Немногим позднее в США появился вид спорта, позаимствовавший элементы как регби, так и футбола. Он получил название «футбол» и вскоре обрел гигантскую популярность в стране, и чтобы отличить американский футбол от европейского, было принято решение определиться с названиями. Так знакомый нам футбол стал в США «соккером».

Немного об особенностях американского футбола

Часто этот вид спорта называют регби, но регби и американский футбол на самом деле так же далеки друг от друга, как плавание и водное поло. Вкратце рассказать правила не получится, но для общего понимания пройдёмся по основным моментам.

В американский футбол играют две команды по 11 человек на поле. Важно, что «на поле», ведь по факту в одном клубе целых три (а то и больше) полноценных состава по 11 игроков: атакующий, защитный и натренированный под собственные комбинации. В отличие от баскетбола или традиционного футбола, в американском варианте не бывает ключевого игрока на поле — это противостояние отлаженных механизмов, исключительно командный спорт, и каким бы крутым атлетом ни был тот или иной игрок, без отточенных действий напарников толку от него на поле будет немного.

Что происходит на поле?

Задача соперников — ударом по мячу ногой попасть по высоким воротам или занести мяч в зачётную зону противника. Для этого нужно преодолеть сто ярдов поля, что непросто, ведь противоположная команда всеми силами будет этому мешать. Игроков можно валить, выталкивать за пределы поля и сбивать с ног. Запрещена откровенно грубая игра и хватание за шлем и маску — это опасно: так можно сломать шею игроку.

Получить очки можно по-разному. Забежать с мячом в зону противника или поймать в ней мяч от своего игрока — это тачдаун (6 очков). Сразу после успешного тачдауна можно либо пробить ногой по воротам (1 очко), либо попытаться ещё раз занести мяч в зону и сделать второй тачдаун (но в таком случае команда получит 2 очка). Затем начинается новый розыгрыш. Также можно пробить по воротам из игры: попадание принесёт три очка.

А как происходит сама игра?

Звучит непросто, на деле ещё сложнее: без отличной тактики для заветного тачдауна нужно ой как попотеть. Обычно продвижение к зачётной зоне разбивается на несколько этапов. Чем дальше команде удаётся пронести мяч, чем с более ближней отметки будет новый розыгрыш. В атаке команде даётся четыре попытки на преодоление десяти ярдов: получилось дойти до отметки — попытки обнуляются, не получилось — атака переходит сопернику.

За розыгрыш можно сделать сколько угодно пасов параллельно поперечным линиям и назад, и только один — вперёд. Кажется, что всё муторно и нединамично, однако если понаблюдать за игрой даже с таким поверхностным пониманием правил, достаточно быстро можно проникнуться интересом.

Супербоул

Супербоул — это финал регулярного чемпионата США по американскому футболу. За счёт популярности этого вида спорта в Америке день игры приобретает немыслимые масштабы по своей популярности — ни одна игра чемпионата не приковывает к себе столько внимания. За последние пять лет минимальное число зрителей матча только в США составило 165 миллионов человек — это число даже представить трудно.

За счёт этой популярности Супербоул обрастает своими особенностями. Они включают запредельно качественную и, как следствие, дорогущую рекламу (компании ежегодно соревнуются в креативе), наглухо забитые стадионы огромных размеров, яркое шоу каждую неигровую секунду. Здесь зрелищно буквально всё: выход команд, празднование полученных очков, выступления чирлидеров, работа маскотов и, разумеется, массовое шоу в перерыве.

Традиционное шоу

Выступить на Супербоуле — это огромная привилегия. Неудивительно, что перерыв матча занимают исключительно лучшие среди топ-исполнителей. Мадонна, Принц, Ашер, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers, U2, Бейонсе, Coldplay, Бруно Марс — это лишь некоторые имена. Причём, как правило, один Супербоул собирает сразу несколько знаковых артистов в одном масштабном номере. Аккомпанируют им сотни хореографов, акробатов, даже наездников — всё зависит исключительно от фантазии режиссёров-постановщиков.

В 2022 году импровизированная сцена на стадионе собрала ядерную смесь из компонентов, которые буквально «свели олдскулы» поколению за 25. Старая школа американского хип-хопа в лице Доктора Дре, Эминема, Снуп Догга, 50 Cent и других рэперов стала одним из наиболее масштабных шоу за долгие годы проведения Супербоула, вызвав тонны ностальгического восхищения во всех сегментах «Твиттера» и других социальных сетях, а также породив миллионы мемов.

Особенная реклама

Для понимания: в эфирное время матча 30 секунд рекламного времени стоит от пяти миллионов долларов. Ещё раз: $ 5 000 000 за 30 секунд рекламы. И да: каждая секунда выкуплена ещё за несколько месяцев до события.

Это неудивительно: такое количество зрителей — золотая жила для любой компании и каждого рекламодателя. Но мало выкупить время, надо ещё и создать такой ролик, чтобы его ещё долго пересматривали, отправляли друг другу ссылки, рассказывали знакомым и постили во всех социальных сетях. Немудрено, что для этого приглашают гигантов видеопроизводства: например, британского режиссёра Ридли Скотта и его соотечественника Гая Ричи, а снимаются в их работах ведущие голливудские актёры. Некоторые рекламные ролики даже выигрывали гран-при «Каннских львов».

Трейлеры кинофильмов

Именно на Супербоуле прокатчики и кинокомпании показывают трейлеры своих ведущих новинок: поднять ещё большую шумиху вокруг фильма практически невозможно. Соответственно, именно поэтому в трансляцию матча часто врезают дебютные трейлеры дорогих кинолент.

Итог

Невероятный хайп среди англоязычного населения планеты вокруг Супербоула обусловлен двумя главными факторами: бешеной популярностью американского футбола в США и умением американцев делать невероятное шоу из, казалось бы, вполне рядового спортивного события. Впрочем, рассказывать об этом можно очень много, но куда эффективнее попытаться проникнуться этим видом спорта и в следующем году самому посмотреть трансляцию финала. А если к тому времени спадут все ковидные ограничения и появится возможность присутствовать на феерии очно — так вообще: по масштабам Супербоул легко обойдёт финал чемпионата Европы по футболу, День короля в Нидерландах или первомайские демонстрации на постсоветском пространстве.