Войти в почту

«Человек, сплотивший вокруг себя ультрас «фради», несмотря на политику»: репортаж The Irish Times о Черчесове

«Ференцварош», как и весь венгерский футбол в целом, переживает золотой век.

«Человек, сплотивший вокруг себя ультрас «фради», несмотря на политику»: репортаж The Irish Times о Черчесове
© Inoprosport

Беспрецедентным успехом на домашней и международной арене в последние годы они обязаны украинцам. Процветание же будапештского клуба в ближайшем будущем (включая противостояние в плей-офф Лиги Европы с «Шэмрок Роверс»), будет зависеть от россиянина. На фоне военного конфликта, поразившего Восточную Европу, на этот факт сложно не обратить внимания.

Бывший футболист «Тоттенхэм Хотспур» и сборной Украины Сергей Ребров привел «Ференцварош», из года в год становящийся чемпионом в своей стране, к новым высотам. Он тренировал «фради» 3 года и ушел с поста главного тренера в 2021-м. Под его руководством клуб неизменно выигрывал внутреннее первенство и добился серьезного по венгерским мерками достижения: добрался до группового раунда Лиги чемпионов, где провел запоминающиеся матчи против «Ювентуса» и «Барселоны».

Отбытие Реброва из клуба прошлым летом было окутано интригой. Официальной позицией было то, что тренер перерос «Ференцварош» и отправился навстречу новым вызовам. Согласно слухам, однако, Ребров устал от недовольства местных фанатов, которые требовали, чтобы в составе было больше местных воспитанников и меньше «гастарбайтеров» из-за границы. После череды трансферов, осуществленных без его ведома, терпение Реброва лопнуло, и он ушел.

Вскоре после этого ультрас «Ференцвароша» еще раз доказали, что они умеют быть услышанными. Преемник Реброва, бывший тренер дортмундской «Боруссии» Петер Штегер стал в «фради» персоной нон-грата еще до того, как успел ступить на будапештскую землю. Всему виной – безобидная на первый взгляд деталь из прошлого. Цвета у его предыдущей команды, венской «Аустрии», такие же, как у принципиальных соперников «Ференцвароша» - будапештского «Уйпешта». При Штегере команда утратила железную дисциплину, привитую Ребровым, и спустя 6 месяцев он был уволен.

«Дела в еврокубках при Штегере шли неважно, - рассказывает базирующийся в Будапеште журналист Арон Араньосси. – Да и в лиге команда разочаровывала. Он дал футболистам больше свободы, но при такой модели они быстро растеряли форму. Против «Ференцвароша» стало легко играть. Присутствовало ощущение, что Петер потерял нити контроля над командой. Еще перед тем, как он пришел в клуб, фанаты вывесили на трибуне баннер с надписью: «Лиловая свинья, мы не хотим видеть тебя». Так что болельщики предопределили судьбу Штегера еще до его прибытия».

Сменщиком Штегера стал еще один тренер с богатым резюме. Станислав Черчесов получил всемирную известность во время успешной работы во главе сборной России на чемпионате мира 2018 года. Исповедуя более суровый, авторитарный подход к работе, в отличие от либерала Штегера, Черчесов завоевал сердца венгерских болельщиков еще во время ЕВРО-2020, когда потроллил в Будапеште Криштиану Роналду, устроившего мини-протест против Coca-Cola.

А спустя 6 месяцев после своего назначения он укрепил свою популярность среди болельщиков клуба, приведя команду к чемпионскому титулу в чемпионате страны. Хотя, не сказать, чтобы все для него шло в столице Венгрии слишком гладко.

Частью наследия, оставленного после себя Ребровым, стали талантливый опорный полузащитник Игорь Харатин, а также его партнер по национальной команде Украины, полузащитник Александр Зубков. Харатин в 2021-м ушел в варшавскую «Легию», тогда как Зубков остался в «Ференцвароше» к моменту прибытия в клуб Черчесова за 2 месяца до старта военной кампании России на Украине. Под началом российского специалиста ранее являвшийся одним из важных членов команды Зубков утратил форму. Сыграла роль травма, но вскоре стало понятно, что дни Александра в Венгрии сочтены. Летом он уехал в донецкий «Шахтер».

«Зубков больше не был похож на себя после прихода Черчесова, - рассказывает Араньосси. – Он получил серьезное повреждение, и до конца оправиться от него у него так и не получилось. Когда находишься в такой ситуации, а потом в твоей стране начинаются военные действия, и твой новый тренер по стечению обстоятельств оказывается из России, это не помогает положению дел. Нет, не было такого, чтобы Черчесов пришел, и из-за этого из клуба удалились все украинцы. Зубков был травмирован и пребывал в разобранном состоянии. Так что там не было вины россиянина. Но я уверен, что национальность тренера возымела влияние на то, что Зубкову не удалось адаптироваться в команде по возвращении после повреждения».

«Черчесов отличается от Штегера. Он очень строг по отношению к игрокам. Он безжалостный тренер и дает футболистам большие физические нагрузки. Этим назначением руководство клуба показало, что намеревается изменить установившийся при Штегере порядок: «Либо ты следуешь тренерским указаниям, либо убираешься прочь».

При помощи такого стиля он быстро завоевал уважение супертребовательных фанатов. При том, что болельщики по-прежнему испытывали привязанности к ушедшему Реброву, Черчесов сплотил вокруг себя ультрас «фради», несмотря на политику.

«Конечно, после беспрецедентных успехов, которых добивался с «Ференцварошем» Ребров, в Будапеште Черчесов испытывает некоторое давление, но, глядя на его прошлые заслуги, все здесь с радостным волнением смотрят в будущее, - делится болельщик «Ференцвароша» Даниэль Ковач. – Уверенность в нем тут непоколебима».

«Военные действия на Украине переносятся нами сложно. Все-таки события происходят в соседней с нашей стране, и там живет много венгерских меньшинств».

«Но, даже при том, что у нас российский тренер, Зубков праздновал чемпионство по окончании прошлого сезона, выбежав на поле с украинским флагом, и болельщики ему аплодировали. Более того, «Ференцварош» разработал специальную программу занятий для более 100 украинских детей-беженцев, и предоставляет им условия для тренировок».

«Сейчас я опасаюсь, как бы на Западе на нас не начали давить с тем, чтобы мы уволили Черчесова. Думаю, это будет нонсенсом. Невинные люди из мира спорта не должны нести наказание исключительно из-за своей национальной принадлежности. Это не выход».