Войти в почту

Гонка с Протасовым, золото Сеула и легенда «Аустрии». Лучшему футболисту Литвы Нарбековасу – 56

Сегодня исполнилось 56 лет лучшему футболисту в истории Литвы, бывшему полузащитнику «Жальгириса», олимпийскому чемпиону Арминасу Нарбековасу.

Гонка с Протасовым, золото Сеула и легенда «Аустрии». Лучшему футболисту Литвы Нарбековасу – 56
© Советский спорт

ЛИТОВСКИЙ МАРАДОНА

Игроков, блиставших в 80-х годах прошлого века, принято было сравнивать с Диего Марадоной. Обычно столь лестного сравнения удостаивались полузащитники, обладающие уникальной техникой, ведущие игру команды и при этом много забивающие. Так появился «карпатский Марадона» – Георге Хаджи. Ну, а звание литовского Марадоны смело можно присудить Арминасу Нарбековасу. Здесь он вне конкуренции.

Он дебютировал в основе команды высшей лиги, будучи школьником. Юркий, подвижный, с мягкой, кошачьей техникой, он был одним из лидеров необычной, со своим неповторимым стилем команды, оставивший след в истории советского футбола – «Жальгириса».

Нарбековас – выпускник Паневежского спортинтерната, откуда и вышел практически весь тот «Жальгирис» 80-х. Разве что, кроме Вячеслава Сукристова, вице-чемпиона Европы-88, единственного коренного вильнюсца в той команде.

Создатель «Жальгириса» Беньяминас Зелькявичюс приметил техничного паренька и пригласил его в Вильнюс в 1983 году, команда только что вышла в высшую лигу. Тренер постепенно подпускал юного новичка к основе. В том сезоне 18-летний школьник отыграл в вышке лишь несколько матчей, но два гола забил. Но на следующий год уже закрепился в основном составе окончательно.

Это была золотая пора советского футбола – с 1983 года вплоть до распада СССР. Команды высшей лиги были не похожи друг на друга. Разнообразие стилей было потрясающее. Это сейчас все какие-то одинаковые. А тогда сразу можно было отличить тбилисское «Динамо» от минского, «Арарат» от «Жальгириса», а «Спартак» от «Динамо» киевского.

– В таком чемпионате футболисты очень быстро прогрессировали, – сказал мне как-то Зелькявичюс. – Если в игроке был потенциал, надо было его только не сломать психологически, потихоньку подпускать к основе.

Ну, как не расти, когда твои оппоненты – Алейников, Гоцманов, Зыгмантович, Кондратьев, Грачев, Черенков, Гаврилов, Блохин, Яковенко, Беланов, Демьяненко, Заваров, Протасов, Литовченко, Добровольский, Михайличенко, Яровенко, Пехлеваниди, Кипиани, Чивадзе, Сулаквелидзе, Шенгенлия… Это навскидку. Можно смело перечислить почти все основные составы команд высшей лиги.

Мы в середине 90-х говорили с Зелькявичюсом не только о Нарбековасе, а и о стремительном прогрессе Сукристова, Баранаускаса, Панкратьева. Мудрый тренер аккуратно внедрял в состав по два-три новичка в течение сезона.

Пик пришелся на 1987-й – «Жальгирис» впервые завоевал бронзу чемпионата СССР, и выиграл Всемирную Универсиаду в Югославии. В группе была обыграна сборная хозяев с Просинечки, Шукером, Панчевым, Стойковичем и другими звездами в составе.

Полузащитник-бомбардир (53 гола в высшей лиге) – этот год, 87-й, стал особенно удачным и для самого Нарбековаса. Он долго соревновался с форвардом «Днепра» Олегом Протасовым за звание лучшего бомбардира чемпионата. Все решилось на финише.

В предпоследнем туре «Днепр» принимал дома «Жальгирис». У матча был двойной подтекст – встречались главные конкуренты в борьбе за серебряные медали. У Нарбековаса было 15 забитых мячей, у Протасова – 14 плюс матч в запасе.

– Мы договорились всей командой держать Протасова, чтобы помочь Арминасу, – рассказывал автору этих строк нападающий «Жальгириса» Стасис Баранаускас. – Но где ж его удержишь?! Арминас один гол забил, а Протасов – два. А в последнем туре еще два положил. И стал лучшим бомбардиром – 18 голов, Нарбековас был вторым – с 16-ю.

«Днепр» тогда обошел «Жальгирис» и в гонке за серебро. Но и бронзе в Литве были рады. Когда команда вернулись в Вильнюс с последнего тура с выезда, в аэропорту футболистов встречали тысячи людей.

СЕУЛ

Про гол Нарбековаса в дополнительное время на 92-й минуте итальянцам на Олимпиаде в Сеуле много написано. Он шведой положил мяч в дальний угол, как в лузу. Затем Михайличенко забил победный на 106-й (3:2).

До этого Нарбековас забил еще США в матче группового турнира. Итальянцы играли жестко, голеностоп у Арминаса после матча распух. На финал он все же вышел на уколах, но хватило его только на первый тайм. А затем его заменил Юрий Савичев. Золотой гол Савичева бразильцам в дополнительное время на 103-й минуте давно стал классикой.

История о том, что Нарбековас мог пропустить Олимпиаду, известна. Он сам ее рассказывал не раз. Но коль такой повод, грех не повторить вкратце. После одного из отборочных матчей олимпийской сборной за границей был ужин в отеле, шведский стол.

Арминас поставил тарелку и пошел за добавкой, когда вернулся, на столе стоял бокал пива, кто-то его оставил и тоже пошел к столу. И в это время зашел Бышовец: «Что Норбик, пивко потягиваешь?» – «Это не мое», – сказал Арминас. Но Бышовец не поверил и больше не вызывал на отборочные игры. Лишь накануне Олимпиады тренер изменил свое решение.

Из-за этого же пострадал и Стасис Баранаускас. Он провел почти все отборочные матчи в основе. Два важнейших гола забил Швейцарии на выезде, а в Сеул Бышовец его не взял.

Еще в 90-х Стасис недоумевал по этому поводу в разговоре со мной: «И почему Бышовец не взял меня на Олимпиаду, не понимаю?».

Как-то Анатолий Федорович побывал в гостях в в редакции «Советского спорта», и я задал ему этот мучающий всю жизнь Стасиса вопрос. «Любил прикладываться», – ответил тренер. Но люди, знающие Баранаускаса, уверяют, что это не так.

Такие вот гримасы судьбы, видимо, Бышовец тоже увидел где-то с бокалом пива Стасиса, и тот из-за такого недоразумения не стал олимпийским чемпионом.

ЛЕГЕНДА «АУСТРИИ»

В 1990 году Нарбековас и Вальдас Иванаускас имели все шансы сыграть на ЧМ в Италии, Валерий Лобановский постоянно вызывал на сборы обоих и говорил, что на них рассчитывает. Но в начале марта 1990 года Литва объявила независимость, и «Жальгирис» вышел из чемпионата СССР.

Литовцы отправились в «Локомотив», который тогда боролся за возвращение в высшую лигу. Договор был с Юрием Семиным такой: если будут предложения из-за границы, Семин литовцев отпустит. Нарбековаса и Иванаускаса пригласила «Аустрия». И Юрий Палыч слово сдержал, хотя предстояли переходные матчи с «Ротором».

За венский клуб Нарбековас отыграл пять сезонов, забил 30 мячей, выиграл много трофеев и в виде исключения получил австрийское гражданство. В Литве двойное гражданство запрещено, поэтому надо отказываться о гражданства Литвы, если хочешь стать гражданином другой страны. Однако специальным указом президента Литвы Нарбековасу разрешили получить второе гражданство.

Личное делоАрминас НАРБЕКОВАСРодился 28 января 1965 года в Гарджай (Литовская ССР).Достижения. Олимпийский чемпион-1988, бронзовый призёр чемпионата СССР-1987, чемпион Универсиады-1987, чемпион Австрии (1990/91, 1991/92, 1992/93), Обладатель Кубка Австрии (1991/92, 1993/94).Личные достижения. Лучший футболист Литвы (1985, 1986, 1987,1988).В ноябре 2003 года к 50-летнему юбилею УЕФА Литовская федерация футбола назвала Нарбековаса лучшим литовским футболистом за последние 50 лет.