Войти в почту

Новый овертайм Профессора. Знаменитому Игорю Ларионову исполнилось 60 лет

Он из тех людей, которые своей жизнью доказывают, что никогда ничего не поздно начать.

Новый овертайм Профессора. Знаменитому Игорю Ларионову исполнилось 60 лет
© Советский спорт

В 29 лет поехал в НХЛ, уже все выиграв с ЦСКА и сборной Союза. Тогда уезжали в основном те, кому под тридцать или уже за. Большинство отправлялось с мыслями – доиграть, заработать напоследок карьеры. А она у Ларионова обрела новый смысл. Не сразу и непросто это получилось, зато как красиво. Как долго и славно вышло. Кто бы мог подумать на закате Советского Союза, что так все оно будет.

В 41 он уже взял третий Кубок Стэнли с «Детройтом», который был напичкан звездами разного пошиба. Но щупленький с виду Профессор никогда не выпадал из той суперкоманды. В сезоне-2001/02 он провел 107 матчей! Помимо НХЛ, сыграл на Играх в Солт-Лейк-Сити, где завоевал бронзу в команде бывшего многолетнего партнера по ЦСКА, сборной и «Детройту» Вячеслава Фетисова. А третий Кубок Стэнли вполне мог и не состояться, если бы не гол Игоря Николаевича в третьем овертайме финальной серии с «Каролиной». В матче номер три.

Он был самым возрастным игроком того розыгрыша. Несмотря на это, именно Ларионов на 15-й минуте третьего овертайма забил один из крутейших голов в истории лиги. Его шайба поставила точку в матче, который длился больше шести часов. Профессор убежал с «Детройтом» в контратаку, подобрал шайбу на синей линии, уложил на лед сначала БэйтсаБатталью, а затем Артура Ирбе и бросил с неудобной руки. Гол можно пересматривать бесконечно…

Когда в 59 его назначили помощником Валерий Брагина в российской молодежке, многие посчитали это авантюрой. В таком возрасте не начинают не только тренерские карьеры. Вообще никакие. Но то касается простых смертных. Ларионов к этой категории граждан не принадлежит. Это по паспорту был бы с сегодняшнего дня пенсионером, если бы в 2018-м нам не накинули пять лет дополнительных работ. Но те, кто хорошо знает Профессора, скажут однозначно: в душе ему нет и полтинника, какая тут к черту пенсия. Его нельзя мерить стандартными категориями.

Да и с виду Игорь Николаевич мужчина еще в самом соку. Такая форма от режима. Один из его партнеров по великой Красной Машине как-то рассказывал с улыбкой, объясняя, как так можно выглядеть в ларионовском возрасте. «Все по вечерам жрали и выпивали крепко, а Ларс всегда морковки погрызет и бокальчиком хорошего красного запьет. Вот и сохранился». Может, действительно от такого воздержания. А может, и врожденное здоровье. Как бы там ни было, он по-прежнему в полном порядке. К физической силе надо добавить большой ум. Его профессором называли не за очочки, которые ему очень идут. За умение анализировать, просчитывать, признавать ошибки и исправлять их. И еще за удивительную выдержку.

После Кубка «Карьяла», который Ларионов выиграл в ноябре с российской молодежью у соперников по Евротуру, выступавших мужиками, один из наших хоккеистов заметил: Игорь Николаевич ни разу не повысил голос, даже если кто-то ошибался. Это дано не каждому, особенно в тренерской профессии. И это не потому, что человек неконфликтный. Напротив, у Ларионова не раз в жизни возникали ситуации, когда приходилось драться по-настоящему. Не только на льду, хотя и там он никогда не уходил от вызова на бой, несмотря на свои скромные габариты. Свое право начать энхаэловскую карьеру приходилось когда-то выгрызать в борьбе с чиновничьим беспределом, и он выиграл на этом поле. Суметь не вспылить, когда видишь чью-то грубую ошибку, это от того, что гордыня обходит человека стороной. Кто я такой, чтоб судить другого за его промахи. Профессор всегда привык отвечать за свои.

А потому выиграет он, уверен, и как тренер. Одним Евротуром его аппетит не ограничится. Как и ролью тренера молодежной сборной. Что-то подсказывает, что России, которая в хоккея полна талантливыми игроками и суперзвездами разных возрастов, судьба посылает того, кто, надеюсь, поведет ее в битву за олимпийское золото. На Играх с участием всех сильнейших.

Часто приходится думать о том, что поколение Овечкина и Малкина, а теперь и новые наши звезды Кучеров, Панарин, Василевский достойны выиграть все вместе что-то грандиозное. У России такой награды нет. Не появилось у нас в постсоветское время тренера, который смог бы сподобится на такое чудо. Очень близок к этому был Владимир Юрзинов в Нагано-1998, но остановился в полушаге от вершины. Но должен же появиться у российского хоккея свой Моисей.

Может, за этим и вернулся в наш хоккей Профессор? За победной шайбой в очередном овертайме своей славной и долгой карьеры? А что, было бы символично закольцевать так свою хоккейную жизнь. Понятно, что не нам и не ему решать, как все в итоге сложится. Но пожелать то Игорю Николаевичу Ларионову, чтобы у него получилось на радость всей хоккейной России, никто не мешает. Он точно был бы этого достоин.