Войти в почту

Крутые дебюты Романова и Капризова в НХЛ — заслуга ЦСКА? Никитин — самый недооцененный тренер России

Наблюдая за дебютами Александра Романова и Кирилла Капризова в НХЛ, в голову лезет много вопросов. Например, почему на родине молодому защитнику доверяли жалкие три минуты в плей-офф, а в забугорном Монреале вдруг выдали чуть ли не двадцать три? А ведь нам вдалбливают в головы, что там за Атлантическим океаном русские мальчишки никому не нужны. Нужны, выходят. И очень даже. Клубы НХЛ готовы ждать наших игроков годами, а потом сходу, лишь по итогам тренировочного лагеря, ставить в ведущие звенья, выпускать на большинство и доверять решающие минуты матчей. Парадокс, да и только.

Крутые дебюты Романова и Капризова в НХЛ — заслуга ЦСКА? Никитин — самый недооцененный тренер России
© Sport24

Так сразу и не скажешь, что удивляет больше: безграничное доверие со стороны североамериканских тренеров или то, как спокойно Романов с Капризовым переварили выделенное им игровое время. Первая реакция журналистов в такой ситуации — звонить детским тренерам. Из подобных разговоров мы узнаем, что внук Зинэтулы Билялетдинова всегда был «машиной», даже тогда тренировался в шесть утра с одной лампочкой на катке. Но пытаясь копнуть глубоко, словно психологи, считающие, что все проблемы идут из детства, мы забываем о тех, кто готовил новых героев Америки не к большому хоккею, а непосредственно к НХЛ.

На новостных лентах СМИ вы не увидите комментариев Игоря Никитина. Не только потому что он человек сдержанный и не особо открытый для прессы. Просто мало кто ассоциирует главного тренера ЦСКА с яркими вспышками наших парней в НХЛ. Ведь это именно он в серии с «Торпедо» выпускал Романова всего на несколько жалких смен. Ведь это он за два года всего однажды дал лидеру молодежной сборной России те самые 20 минут, которые Клод Жульен предоставил Саше сходу. Ведь это тот самый Никитин, который закрыл перед креативным защитником двери в спецбригады большинства! Его скорее впору считать душегубом большого таланта. Но не все так однозначно.

То, что происходило с Романовым в ЦСКА, легко толковать как классическое маринование молодежи. В России такое на каждом шагу. Плавали, знаем. Глядя на то, как мастерски внук великого тренера разбирался с шайбой, играя за молодежную сборную, его роль в клубе вызывала чувство глубокой несправедливости. Мол, вот же! Он умеет! Дайте шанс! Не давали. Игровое время Романову в ЦСКА выписывали строго дозировано, почти по талонам. А километровую очередь за местом в большинстве он так и не смог выстоять. Нестеров, Марченко, Киселевич и Робинсон — набор защитников, который и в «Канадиенс» при случае не затерялся бы.

В общем, складывается впечатление, будто Романов вырвался из клетки и расправил крылья. Но что если на этот этап карьеры посмотреть под другим углом? Допустить, что Сашу не угнетали в ЦСКА, а готовили. Может быть не целенаправленно к НХЛ, не ради «Монреаля», но целенаправленно и планомерно выводили на новый уровень. Прямо как Михаила Сергачева в «Тампе». Его, изначально тоже очень яркого атакующего защитника, к большинству в первые сезоны в НХЛ и близко не подпускали. Объясняя это тем, что для начала молодому игроку нужно научиться правильно играть в обороне. Заложить некий фундамент. А уже на его основе возводить все остальное здание.

Сергачев, пройдя через временные лишения, в итоге стал «первым после Хедмана». Не оголтелым «полузащитником», а околотоповым игроком обороны уровня первой пары клуба НХЛ. И это в 22 года! Так что нельзя исключать, что перформанс Романова в матче с «Торонто» — это следствие того, какую школу он прошел у Никитина в ЦСКА. Атакующие навыки в нем убить не смогли, а вот дисциплинированность и собранность привили. Не секрет, что «армейцы» играют по довольно строгой системе. Ее можно критиковать за незрелищность, но глупо отрицать: это приносит результат. И не только командный, но и индивидуальный. Капризова как игрока начали лепить задолго до встречи с Никитиным, но три года в ЦСКА ему тоже пошли на пользу.

Какое-то время хоккей ЦСКА не критиковал только ленивый, а порядки в московском клубе называли не иначе, как казарменными. Причем особой разницы между ЦСКА Квартальнова и ЦСКА Никитина было принято не замечать. Но вскоре после того как помощник стал главным началась оттепель. Стало меньше истерик, почти сошла на нет безумная ротация — этот вирус перешел на другой «армейский» клуб, с берегов Невы. Оттаял и сам Никитин. Он не стал любимчиком журналистов, но начал чаще показывать человеческое лицо. Кажется, изменилась и обстановка в команде. А в том, что Игорь Валерьевич неплохой тактик, мы знали и раньше. Он ведь работал в сборной и при Билялетдинове, и при Знарке. В некотором роде уникальный опыт.

Примеры Романов и Капризов кому-то могут показаться слабыми и неубедительными. Первый у Никитина больше тренировался, чем играл, а второй начал подавать звездные позывы еще выступая за «Салават Юлаев» в звене с Линусом Умарком. Да и один матч в НХЛ — так себе выборка. Но то, что работу в НХЛ себе нашли еще трое экс-игроков ЦСКА, говорит о многом. Илью Сорокина уберет со скобки — он вратарь, это отдельная каста. И если в том, стал ли лучше Никита Нестеров, есть кое-какие сомнения, то прогресс Михаила Григоренко за время отсутствия в Северной Америке очевиден. Три года назад он уезжал из «Колорадо» мягкотелым медлительным центром. Тогда как «Коламбус» в его лице подписал двустороннего вингера с прокаченным броском. У Никитина Григоренко замаскировал недостатки и нашел себя в новом амплуа. Такие метаморфозы случайными не бывают.

Чертовски интересно, как сложится в НХЛ у игроков, которые до сих пор работают с Никитиным. Например, у Константина Окулова. На него и год назад заглядывались некоторые североамериканские команды. Даже Майк Бэбкок набирал номер новосибирца. Но сам Окулов решил еще на год остаться в ЦСКА. Помимо пандемии коронавируса и бытовых вопросов (осенью Константин стал отцом двух близняшек) на решение повлияло желание форварда устранить все заусенцы и шероховатости в своей игре. Если и уезжать в НХЛ, то на взлете, будучи безусловным лидером команды. И если первый сезон у Никитина обернулся для талантливого игрока сущим кошмаром с постоянными сслыками в Высшую лигу, то за последующие годы он возмужал и по примеру Григоренко заметно прибавил в броске. Сегодня Окулов — лучший бомбардир ЦСКА. А Дмитрий Саморуков? Кажется, поставь его прямо сейчас в третью пару «Эдмонтона», и погоды молодой защитник не испортит. Даже лучший бомбардир «Авангарда» Сергей Толчинский реабилитацию после АХЛ проходил именнно у Никитина.

Под развитием часто подразумевают свободу. Хороший тот тренер, кто развязывает руки и позволяет творить. Именно таким пытаются представить Игоря Ларионова. Никитин, конечно, другой. Но зато он закладывает базис, который позволяет держать уровень как в сборной, так и в НХЛ. У него игроки развиваются и с точки зрения понимания игры (через ту самую системность), и в плане отдельно взятых технических навыков. Примеров тому, как мы видим, уйма. Учитывая, что большинство его подопечных уезжают за рубеж, недалек тот день, когда Игоря Валерьевича согласно новым трендам признают иностранным агентом. Но на самом деле, Никитин готовит качественных игроков не для североамериканских клубов, а для всего нашего хоккея. Об этом нужно задуматься и руководителям сборной России, где самый недооцененный тренер страны уже два года не работает.

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android