Войти в почту

Портрет тренера Кучерова и Василевского, который повезет сборную Канады на Олимпиаду-2022

В сети появилось прелюбопытное интервью с Джоном Купером, который выиграл с «Тампой» два последних Кубка Стэнли, а на Играх в Пекине возглавит Кленовых. Приводим самые интересные фрагменты.

Портрет тренера Кучерова и Василевского, который повезет сборную Канады на Олимпиаду-2022
© Советский спорт

РАБОТА НА СКАМЕЙКЕ

Я стараюсь не давать воли эмоциям. Потому что искренне считаю, что команда может копировать поведение тренера. Начнешь сам рявкать на судей – тогда и игроки станут кидаться на них. И все летит в тартарары. Возможно, потому я всегда так интенсивно жую жвачку.

ФИНАЛ КУБКА СТЭНЛИ-2021

После победы в первой игре финальной серии над «Монреалем» Чарльз Баркли (экс-звезда НБА) написал мне: «Осталось еще три, коуч». Я ответил: «Нет. Осталась еще одна. Но надо сделать это три раза». В этом мой подход. Не стоит торопить события. Надо двигаться от матча к матчу.

БОББИ ОРР

Первый хоккеист, которого я помню – Бобби Орр. Я просто обожал «Бостон». Спускался в подвал и играл турниры сам с собой. Бросал по сушилке. «Бостон» у меня всегда побеждал. Орр – это человек, из-за которого я влюбился в хоккей. Но хоккей – это зимний спорт. А летом я играл в лакросс. Я вообще искренне верю в то, что надо играть во все виды спорта.

КАК СТАЛ МУЖЧИНОЙ

Родители хотели, чтобы я быстрее повзрослел и жил отдельно. Из дома уехал в 15 лет в Саскачеван и стал играть за «Нотр-Дам» в городке Уилкокс. Тогда я очень сильно переживал. До сих пор помню, как родители оставили меня в Уилкоксе и уехали. Я даже не уверен, что там хотя бы светофоры были. Это особенное место. И у тебя нет выбора. Надо взрослеть. Ты один, тебе 15, надо как-то жить. В итоге я со всем справился. Да, не через хоккей, но я все равно не стал его любить меньше. Пришел мальчиком, а ушел мужчиной. Понял, что преуспеть во всем не получится и надо искать свой путь к успеху.

ОТ АГЕНТА К ТРЕНЕРУ

Закончив юрфак вуза на Лонг-Айленде, я хотел вернуться в хоккей в качестве агента. Но в итоге решил, что это не мое. Я тогда как раз только-только начал тренировать. Мне безумно нравился аспект командной работы. Потому не хотелось работать на другой стороне. Не представлял себе, как буду представлять интересы ряда игроков сначала в одной команде, а потом в другой. Потому в итоге выбрал путь тренера. Уехал из Нью-Йорка и поступил в университет имени Томаса Кули на западе Мичигана в городе Лансинг и стал… адвокатом игроков нашего университета. Попутно начал тренировать школьную команду. В начале карьеры мне ничто не приносило столько удовольствия, как работа с этой командой. Я только и думал о том, как побеждать снова и снова.

ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Окончательно уйти из адвокатов в тренеры решил, когда мне было слегка за 30. Я не из тех, кто загадывает на 5-6 лет вперед. Строю планы только на ближайший год. Думаю, этим меня и подкупил хоккей. Ведь каждый сезон уникален. Мне нравится это ощущение, когда у тебя 23 человека и надо сделать из них единый кулак за полгода. Всегда верил, что это реально. Я очень сильно опирался на культуру. Учился подбирать правильных игроков по ходу сезона.

КАПИТАН

Не думаю, что у меня когда-либо был капитан, который лидировал в команде по очкам. Главное, чтобы от него прямо разило характером.

КАК СОЗДАТЬ КЛАССНУЮ КОМАНДУ

Мне нравится процесс создания команды с нуля. Если вам нужен совет, то вот на что бы я обратил особенное внимание – надо окружить себя хорошими людьми. И нельзя отказываться от своих убеждений. Не стоит делать что-то кому-то в угоду. Нужно оставаться верным своим ключевым ценностям.

МОТИВАЦИЯ И БУДУЩИЙ КАПИТАН «АЙЛЕНДЕРС»

Играем против «Фарго» в университетском финале. Серия до трех побед. Проигрываем первый матч дома. Их вратарь подбросил ловушку вверх и сделал вид, что подстрелил ее из клюшки – потому что он нам гол забил через всю площадку в пустые ворота. Фотка сумасшедшая получилась – я ее распечатал в крупном формате. Проигрываем и второй матч. Летим 0-2 в серии перед выездом в Фарго. А мы фавориты. Так вот я это фото и повесил на дверь. И говорю команде: «Вот кому мы проиграли». Выходим на третий матч. Горим 2:3 за 30 секунд до конца. Я закрываю лицо руками, поверить не могу, что проигрываем серию всухую. Снимаем вратаря. Угадайте, кто сравнивает счет? Андерс Ли! Фантастический игрок. Матч уходит в третий овертайм, и мы берем верх. Побеждаем и в следующем. Едем домой, выигрываем, становимся чемпионами. И все это благодаря Андерсу Ли. Будущему капитану «Нью-Йорк Айлендерс».

И ЕЩЕ О МОТИВАЦИИ

В том же сезоне мы шли на шестом или седьмом месте, а тут еще продули сборной США, которая моложе нас. Я был в бешенстве. Никогда ничем не кидаюсь в раздевалке, но тогда я стол перевернул. В общем, очень тяжело поражение воспринял. Думаю: «Как быть дальше? Как достучаться до игроков?» Вот что мы сделали: назначили на шесть утра следующего дня командное собрание на футбольном поле. И я с моими ассистентами на него не явились, написав на листке: «Вы пришли, а мы – нет. Почувствуйте себя на нашем месте». Ну и добавил что-то вроде «надеюсь, вы не провалите сезон». Прикрепил это к древку и воткнул на отметке 50 ярдов.

И вот пацаны приходят в шесть утра. Смотрят по сторонам – а тренеров нет. 6:20, 6:30 – никого. Кто-то говорит: «А что это там в центре поля?» Они подходят, видят записку. Думаю, тут-то они все и осознали. Перед пятым матчем финальной серии с «Фарго», когда на кону стоял кубок, капитан команды принес эту записку, положил ее на лого клуба в центре раздевалки и сказал: «Помните тот день?» Мы выиграли и стали чемпионами.

ЗНАКОМСТВО С АЙЗЕРМАНОМ

В университетской лиге меня все устраивало. Когда предложили возглавить фарм-клуб «Тампы», я подумал, зачем куда-то ехать? Но возможность просто встретиться с самим Айзерманом перевесила. У меня дома его карточка с дебютного сезона лежит! Тем более они все мне оплатили. Летел первым классом. Кажется, вообще впервые. Заселили в какой-то бомбический отель. Там номер больше любой квартиры, где я когда-либо жил!

Иду на встречу со Стивом. Сижу перед его дверью – аж колени трясутся. Захожу в офис. Думал, он меня встретит весь такой серьезный. А он оказался невероятно приятным человеком. Я прямо обалдел. Блин, да это же Стив Айзерман! Замечу одну деталь, которая его не обрадует – я был чуточку выше, и мне это понравилось.

Собеседование длилось часа три. А по ощущениям – меньше минуты. Возникло какое-то наитие, что ли. Прилетаю домой, жена спрашивает, что и как. А я говорю: «Ну… Вряд ли они меня возьмут, потому что понятия не имеют, кто я такой. Но я уверен, что сделал все для того, чтобы они сомневались до последнего». На следующий день мне позвонили и предложили работу в «Норфолке».

КАК ПРОБИЛСЯ В НХЛ

Рецепт построения успешной команды один и тот же что на школьном уровне, что в НХЛ. Однако каким же наивным я был в плане профессионального хоккея! Даже не знал, что такое «суточные». Реально. Сажусь в автобус, а мне конверт протягивают – это что еще такое? Да ладно?! Вот это жизнь! А налог платить с этого надо?

Во втором сезоне в «Норфолке» до конца регулярки оставалось 28 матчей - и мы ни разу не проиграли! Матчей 20 подряд вообще в основное время выигрывали. В плей-офф две последние серии взяли всухую. Всего выиграли десять кубковых матчей кряду. То есть вся эта серия длилась где-то 43 или 46 матчей, а в конце мы стали чемпионами АХЛ. С этого, наверное, и началась моя карьера в НХЛ. Но тут вся заслуга принадлежит команде. Парни никому не собирались уступать.

После волшебного сезона в АХЛ у меня были собеседования с тремя другими клубами. Но никто не предложил работу в НХЛ. И для меня это был наилучший вариант, потому что тогда я не был готов к НХЛ. Если ты никогда в ней не играл, надо ждать своего шанса. В итоге в «Тампе» освободилось место. Я отработал там последние 14 или 15 матчей сезона, что было очень хорошо для меня. Правда, мне хотелось в АХЛ выиграть второй Кубок Колдера подряд, но Айзерман сказал: «Нужно, чтобы ты начал работать с основой и привык к игрокам, получил опыт работы в НХЛ. Мне не хочется, чтобы ты выходил из автобуса и шел в хвосте игроков, потому что не знаешь дорогу в раздевалку».

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ