Войти в почту

Смерть в Бангладеш: «Росатом» теряет слишком много людей

Полиция Бангладеш начала расследование загадочных смертей россиян, занятых на строительстве АЭС «Руппур».

Смерть в Бангладеш: «Росатом» теряет слишком много людей
© Свободная пресса

По информации СМИ, в провинции Пабна в течение 11 дней при разных обстоятельствах умерли сразу пять наших специалистов. Двое скончались в одном и том же медицинском центре, но в разное время, еще один умер во сне, еще двое (но по одиночке!) в жилом комплексе, где живут россияне, занятые на строительстве АЭС. «Росатом» объявил, что сотрудничает со следственной группой.

Трагедия никак не скажется на дальнейшей реализации проекта АЭС «Руппур», ответили «СП» в департаменте коммуникаций «Росатома». На сайте госкорпорации говорится, что в декабре на АЭС начали сварку главного циркуляционного трубопровода, а также завершили бетонирование последнего яруса внутренней защитной оболочки второго энергоблока.

Гибель россиян в Бангладеш заставляет вспомнить авиакатастрофу под Петрозаводском в 2014 году, в которой погибли пять ведущих специалистов «Росатома», занятых на строительстве АЭС в Бушере (Иран). Тогда израильская пресса выдвинула конспирологическую версию: россияне помогали Ирану развивать атомную программу и поэтому погибли. Может сейчас речь идет о конкурентной борьбе?

По мнению бывшего советника-посланника в посольстве РФ в Дакке Сергея Величкина, АЭС «Руппур» очень нужна Бангладеш.

- Гибель россиян вызывает шок. АЭС «Рупур» - одно из самых безопасных мест с точки зрения предотвращения катастроф. Очень странные смерти. Сейчас многое списывают на пандемию. При этом в Бангладеш много традиционных заболеваний. Раньше эта была страна повальной дизентерии. Могла быть занесена какая-нибудь инфекция или совпали несколько факторов. Конечно, нужно разобраться, прежде чем делать окончательные выводы.

Бангладеш - самая густонаселенная страна в Азии, а возможно уже и в мире - испытывает колоссальную нехватку энергии. В последние годы в регионе неоднократно предпринимались попытки добычи газа. Но это в основном подводные месторождения, у Бангладеш нет сил на их качественную доразведку и самостоятельную разработку. В пограничном индийском штате Ассам есть нефть, но по свою сторону границы Бангладеш ее не нашел.

Все возможности использовать какое-то традиционное топливо почти исчерпаны. Леса изведены напрочь, за исключением горных районов Читтагонга, но они далеко от городов.

В быту топят буквально кизяком. Конечно, Бангладеш - жаркая страна. Но им надо поднимать промышленность. Хотя бы в интересах занятости быстрорастущего населения. А для этого нужна электроэнергия. Когда нет минерального топлива или оно очень дорого, не остается другого выбора кроме атомной энергии.

Тем более Бангладеш стремится, как и другие страны быть в мировом «зеленом» тренде... Казалось бы, есть возможность развивать гидроэнергетику. Ведь, Бангладеш — страна рек. Там, в частности, находится нижнее течение Ганга. Но это все равнинные реки, которые текут медленно и в основном известны своими наводнениями, особенно в сезон мусонных дождей. Поэтому строительство АЭС было главным альтернативным вариантом добыче или тем более импорту топлива.

Российский проект АЭС в некотором смысле был безальтернативен и потому что такой технологии и таких расценок, такой конструкции, учитывающей все риски, никто не мог предложить.

Разговоры об этом начались еще в 1990-е годы, когда я работал в Бангладеш. Потребовалось преодолеть немало бюрократических и прочих препятствий. Само строительство началось уже в этом веке. Все развивается энергично. Проект, конечно, отслеживает заинтересованная часть общества, эксперты, экологи... и недоброжелатели, не желающие, чтобы Россия что-то там развивала.

«СП»: - Россия выделила кредит на строительство АЭС. Бангладеш — бедная страна. Способен ли заказчик расплатиться?

- Общая тенденция по такого рода кредитам — реструктуризация на более льготных условиях. Возможен, наверное, зачет товарными поставками. Россия с Бангладеш торгует. Это страна — серьезный производитель текстильных изделий. Многие известные европейские бренды шьются именно там, хотя на ярлыках может быть написано другое. Это достаточно качественная и недорогая продукция. Думаю, это российские капиталовложения будут оправданы. Прошли те времена, когда наша страна работала себе в убыток.

Напомню, «Росатом» — одна из самых прибыльных, мощных и престижных российских структур в мире, стабильно пополняющей бюджет. Вообще, проект «Руппур» стал возможен потому что опирался на успешный опыт «Росатома» в других аналогичных проектах. В этом смысле он пролагает путь к последующим контрактам.

Думаю, мир ждет рост атомной энергетики, несмотря на «зеленый» тренд. Мне понятны мотивы добросовестных экспертов, критикующих атомную энергетику, но еще более очевидно, что в СМИ против нее ведется целенаправленная дорогостоящая кампания.

Заметьте, в Европе придерживаются полярных подходов к атомной энергетике. У немцев он полностью негативный (там закрывают АЭС — авт.), а во Франции 70% электроэнергии вырабатываются ядерными реакторами.

«СП»: - Насколько безопасной будет АЭС в Бангладеш с политической точки зрения?

- В Бангладеш пытались действовать исламские экстремисты. Вербовали там сторонников среди очень молодого населения. В принципе ситуация находится под контролем властей. Периодически они наносят удары по исламистскому подполью. И хотя эффективность этого контроля не абсолютная, мне не кажется, что с этой стороны возможны угрозы.

Свою характеристику проекту в Бангладеш дал бывший начальник инспекции по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора СССР, д. т. н. Владимир Кузнецов.

- АЭС «Руппор» - это так называемый «проект 3+». Водо-водяной реактор, два энергоблока, мощностью 1,2 тысячи МВт. Подобные проекты реализованы в России на АЭС-2 в Ленинградской и Воронежской областях. Я бы не назвал их уникальными, хотя там есть некоторые системы, в том числе касающиеся безопасности, которых нет на предыдущих версиях реакторов. Однако, на мой взгляд, атомная станция Бангладеш не нужна вообще.

«СП»: - Почему?

- Страна чрезвычайно бедная, там постоянно происходят этнические конфликты. Это не способствует высокому общему уровню безопасности. Наличие АЭС - объекта повышенной ядерной опасности, подразумевает стабильную политическую обстановку и требует определенной культуры. Рано или поздно станция перейдет в руки властей страны. Им ее придется эксплуатировать. На каждый энергоблок требуется смена оперативного персонала. Если Россия собирается использовать тот же принцип, что и на АЭС «Аккую» в Турции, то там придется постоянно держать наших специалистов, защищать их. Я не уверен, что Бангладеш с этим справится.

После ввода АЭС «Руппур» в эксплуатацию, она будет давать почти половину всей электроэнергии в стране. Но как любой техногенный объект АЭС иногда останавливается по тем или иным причинам. В момент вывода из энергосистемы таких мощных блоков, она просто развалится. Будет коллапс.

«СП»: - В Дакке рассудили по-другому. И наш проект смог обойти всех конкурентов...

- У России в Бангладеш не было конкурентов. Дураков-то нет. Каждый энергоблок АЭС может стоить до 7-8 млрд. долларов. Бангладеш таких денег никогда не найдет. Россия строит за счет своего госкредита под такой льготный процент, под какой никто не строит. Зачем это нужно России, я не знаю. Может из соображений геополитики — наступить Штатам на хвост, показать, что даже таким голодранцам мы можем оказывать техническую помощь. Это как в СССР — помогаем, а потом списываем долги.

А есть еще проблема отработанного ядерного топлива. Куда оно будет идти? В Россию на захоронение. Поскольку данные вид ядерного топлива у нас не перерабатывается. Зачем нам нужна дополнительная радиационная нагрузка?

Это очень сомнительная политика, когда множеству стран мы предлагаем строить такого рода объекты. Причем, даже тем, которым это не очень-то нужно. У нас у самих экономика «раком стоит», не знаем, как выкрутиться.