Войти в почту

Как школа таэквон-до под руководством Мирсаида Яхъяева стала одной из лучших

Известный таджикский тренер и руководитель Мирсаид Яхъяев отмечает День рождения.

ДУШАНБЕ, июль – SPORTS.tj. Коллектив SPORTS.tj поздравляет нашего эксперта с Днем рождения!

И в связи с этим представляем эту интересную историю.

Национальная федерация таэквон-до (ITF) и кикбоксинга (WAKO) продолжает с успехом выступать за рубежом, пополняя и так весьма солидную копилку наград и чемпионских званий.

В чем же кроется секрет таджикских мастеров восточных единоборств? Рассказывает сам Мирсаид Яхьяев.

– Мы с самого начала своего существования сделали ставку на самофинансирование и хозрасчет, такой был тогда тренд, – начал свой рассказ Мирсаид Мирмахмудович, передает Sputnik. – Это было в 1992 году, в республике в разгаре было гражданское противостояние, надеяться в этих условиях на государственные субсидии не приходилось.

Мы обратились в правительство страны с предложением: федерация обеспечивает себя самостоятельно, а государство предоставляет определенные налоговые преференции сроком на 3 года. Глава государства – Эмомали Рахмон нашу инициативу поддержал и подписал соответствующее постановление.

В те времена многие предприятия прекратили работу, сотрудников отправили в неоплачиваемые отпуска. В их числе оказалась швейная фабрика им. 50-летия СССР. Я договорился с ее директором об ее аренде на 6 месяцев. Ткачих вернули в цеха, и они стали шить мешки для муки, которые мы продавали столичному мелькомбинату.

Чтобы запустить весь этот механизм, мне пришлось взять 600 миллионов в кредит. Спустя полгода, когда закончился срок аренды, на нашем счету было уже около 1,6 миллиарда. Я расплатился с кредитом и процентами полностью, в остатке оказалось около 1 миллиарда. Так я стал рубловым миллиардером (смеется).

Поясню для читателей: “рубловый” – это не описка. Рубл – так называлась первая национальная валюта независимого Таджикистана, калька с советского рубля. Существовала недолго, котировалась невысоко.

– Можно было бы положить эти деньги в банк и жить припеваючи на проценты, но мы решили иначе. К тому времени мне удалось сколотить команду единомышленников – очень грамотных экономистов, которым было поручено организовать швейное производство уже на базе самой Федерации и заняться сбытом выпускаемой продукции.

Для того, чтобы обеспечить цех сырьем, у Таджикского текстильного комбината было закуплено огромное количество различных тканей. Пришлось арендовать под них склады, частные квартиры, даже подвалы. Из этих тканей в нашем цеху шили кимоно и комплекты постельного белья, которые раскупались по всему СНГ, как горячие пирожки.

На полученные доходы мы в течение 10 лет, даже когда налоговые льготы закончились, смогли вывозить сборную за рубеж на чемпионаты Азии, Европы и мира, откуда почти всегда возвращались с медалями. Ребята проходили суровую обкатку, встречались на татами с сильнейшими бойцами мира и побеждали.

– Первые азы таэквон-до нам преподавал тренер из Северной Кореи, – продолжает Яхьяев. – У меня к тому времени уже был коричневый пояс по карате, но я сменил его на белый и встал в один ряд с молодыми адептами. К сожалению, из-за известных событий, корейский наставник вынужден был уехать. Мне пришлось обложиться всей доступной литературой по таэквондо и взять подготовку спортсменов на себя.

Попутно нельзя было упускать из виду и вопросы развития нашего швейного бизнеса, к которому со временем добавился и строительный. Вот и пришлось мне долгое время совмещать функции генерального менеджера и тренера сборной (улыбается). Но ничего, ученики не подвели и с блеском сдали практический зачет корейским виртуозам в Пхеньяне на чемпионате мира.

А затем таэквондисты Таджикистана начали победное шествие по всей планете. Наши спортсмены занимали призовые места на первенствах Азии, Европы и мира, с каждого турнира мы привозили гроздья медалей.

За 30 лет существования Федерации лишь один чемпионат – в Аргентине – выдался для нас неудачным: всего три бронзы. Но это из-за нехватки времени на адаптацию, ребята выходили на татами на следующий день после прилета. Местное время было 6 вечера, а в Душанбе 4 утра, засыпали на ходу.

В последние годы сборная Таджикистана чаще выезжает на соревнования по кикбоксингу, на долю таэквон-до остался только традиционный декабрьский чемпионат мира в Минске (Беларусь).

– Объясняется такая “смена курса” двумя причинами, – поясняет Мирсаид Яхъяев. – Первая – уровень престижа. Кикбоксинг широко раскручен в мире, спорт жесткий, зрелищный, много поклонников, есть спрос на телетрансляции. Второй – наши, к сожалению, внутренние проблемы. Три года назад я решил передать бразды правления Федерацией двум своим ученикам. Решение оказалось ошибочным.

За год, проведенный у “штурвала”, эти деятели ухитрились разрушить почти все, что создавалось десятилетиями. Федерация понесла значительные потери в количестве занимавшихся, ушли многие тренеры, не согласные с политикой нового руководства и прочее. Увидев столь плачевный результат, мне пришлось вернуться. И вот уже 2 года приходится восстанавливать нанесенный ущерб.

А насчёт смены профиля – кикбоксеры же наши тоже вышли из таэквон-до. Скажу больше, именно базовая подготовка, стиль движения, набор тактических приемов, полученный бойцами на татами, позволяет с успехом побеждать и на ринге. Яркий пример – прошлогодний турнир Uzbekistan Open в Ташкенте. Мы привезли оттуда 19 золотых медалей. В пяти финалах с обеих сторон выступали таджикские бойцы, при том, что у нас было всего по 2 участника в каждом весе. У хозяев было побольше. Это показатель.

Получается, не зря президент Таджикистана Эмомали Рахмон особо подчеркнул заслуги Мирсаида Яхьяева на встрече с главами спортивных федераций республики.

“Яхьяев единственный, кто не обращался ко мне просьбами выделить побольше финансирование, а с каждого турнира привозит чемпионов. Посмотрите, какой авторитет у него среди молодежи. Молодец, берите с него пример!”, – отметил глава государства.

Твоя семерка. 7 важных правил Мирсаида Яхъяева