Войти в почту

Клуб музейного уровня

Евгений Федяков и Анатолий Жданов соприкоснулись с историей «Спартака» В интерактивном музее московского "Спартака", аналогов которому в российском футболе не существует, выставлено свыше 600 уникальных предметов. Недавно экспозиция пополнилась еще одним ценным экспонатом, с которым поспешили познакомиться корреспонденты "Огонька" -- Снимок команды, выигравшей в 1938 году Кубок СССР, c автографами футболистов,-- один из главных наших раритетов. Тогда перед финальной встречей "Спартака" с ленинградским "Электриком", завершившейся со счетом 3:2, газета "Красный спорт" проводила конкурс на самый точный прогноз. Его победителем оказался 18-летний Константин Есенин, сын великого поэта, которому еще только предстояло стать главным футбольным статистиком Советского Союза. Спартаковцы расписались на фотографии и вручили победителю. А почти через 80 лет родственники Константина Сергеевича, который, кстати, прошел войну и был трижды ранен, передали ее нам. В голосе Алексея Матвеева, директора спартаковского музея, нетрудно уловить нотки гордости. Поблекшую от времени фотографию в широкой латунной рамке он про себя называет иконой. Но это далеко не единственный ценный экспонат, который Матвееву и его помощникам удалось найти в течение последних двух с лишним лет. Идея создания музея, или, как его еще называют, зала славы, принадлежит председателю совета директоров "Спартака" Леониду Федуну. А непосредственная работа над проектом началась в 2014 году, когда самый популярный в России футбольный клуб, наконец, получил собственный стадион. Торжественное открытие музея состоялось 26 марта 2016 года. Красную ленточку перерезали три старейших спартаковских ветерана -- Алексей Парамонов, Никита Симонян и Анатолий Исаев, который, увы, ушел из жизни через три с половиной месяца, но все-таки успел внести свой вклад в пополнение экспозиции. А она, между прочим, уникальна. Вот, например, бутсы, в которых Парамонов выходил на поле в середине 1950-х. Передавая их в музей, Алексей Александрович собирался как следует помыть подошвы, но Матвеев, схватившись за голову, попросил ни в коем случае этого не делать. Ведь между шипами, только представьте себе, сохранилась самая настоящая земля с футбольных полей середины прошлого века! Рядом -- старейшая в музее футболка красного цвета с буквами "СССР", также принадлежащая Парамонову. Примерно в такой же форме наши футболисты выиграли Олимпиаду в Мельбурне 1956 года. Кстати, именно это и есть самый "свежий" музейный экспонат. Его Парамонов презентовал за несколько дней до нового года. Еще один ценный подарок -- золотая медаль первого чемпионата Европы 1960 года. Президент ФИФА Джанни Инфантино впервые увидел ее именно в Москве, после того как Лев Александрович Нетто, старший брат бывшего капитана "Спартака" и советской сборной Игоря Нетто, передал в дар экспозиции несколько ценных вещей. А встречает посетителей раздел музея, посвященный основателю "Спартака" Николаю Старостину и трем его братьям. На семейной фотографии 1870-х годов изображена их прабабушка Меланья, которая прожила более 100 лет. Уж не от нее ли Николаю Петровичу передались гены долгожителя? Здесь же пиджак, в котором три с половиной десятилетия назад Старостина можно было встретить в гостиницах во время выездов на гостевые матчи. Этот элемент его гардероба хорошо помнит бывший бомбардир "Спартака", а ныне -- генеральный директор клуба Сергей Родионов. Кстати, в музей пиджак попал через третьи руки -- из редакции газеты "Советский спорт", которой в свое время его подарила дочь легендарного спартаковца Елена Николаевна. Рядом с письмами Андрея Петровича и Александра Петровича из сталинских лагерей -- анкета Высшей школы тренеров, которую Николай Петрович заполнял для переаттестации в возрасте 82 лет. Из ответов на 90 вопросов, следует, в частности, что в 1984 году Старостин выделял для себя кинофильм "Вокзал для двоих", телепрограммы "Время", "Клуб путешественников", "9-я студия" и "Футбольное обозрение". Причем всю анкету можно изучить досконально, поскольку рядом она представлена в интерактивном варианте. Интерактивность -- это принципиально: основатели музея с самого начала настаивали на том, чтобы музей не просто представлял собой собрание кубков, но и был соответствующим образом технически оснащен. Задумка удалась. По разнообразию электронной начинки зал славы красно-белых не знает равных в российском футболе и превосходит экспозиции многих титулованных европейских клубов. В самом деле, компьютеры позволяют освежить в памяти наиболее эффектные голы, забитые в разные годы спартаковцами, и выбрать самый красивый из них. Или на огромном экране изучить статистику каждого из 610 игроков, выступавших за красно-белых. Или сформировать на экране монитора свою версию спартаковской сборной всех времен, в которой под первым номером, разумеется, будет вратарь. Возможно, им окажется Александр Прохоров, которому по итогам 1975 года была вручена красивая хрустальная ваза -- приз журнала "Огонек" лучшему голкиперу страны. Годом ранее Прохоров получил еще один приз нашего журнала, оставаясь в официальных матчах "сухим" 849 минут подряд, что до сих пор остается клубным рекордом. Многие, конечно, вспомнят Рината Дасаева. На соседнем стенде лежат боевые перчатки, в которых он защищал ворота в 1988-м, когда был признан сильнейшим вратарем мира. Ну а кто-то из самых продвинутых футбольных эрудитов включит в состав своей команды-мечты Анатолия Акимова, чьими перчатками, черными трусами и гетрами также гордится музей. Легендарный голкипер довоенных лет первым из советских вратарей заявил о себе в Европе благодаря матчу против парижского "Расинга", блестяще проведенному в составе сборной Москвы 1 января 1936 года. Сейчас директор Матвеев больше всего мечтает о кепке, в которой играл бы кто-то из спартаковских вратарей. К сожалению, вдовы Валентина Ивакина и Владимира Маслаченко помочь в этом вопросе не смогли, но хранитель спартаковских артефактов надеется, что рано или поздно заветный головной убор все-таки окажется в музее. Удалось же в конце концов найти уникальную фотографию, с которой на нас немного грустными глазами смотрит 12-летний Федор Черенков, и футболку, в которой он еще пацаном занимался в спартаковской школе. А еще -- получить из воронежского музея футболку и бутсы, в которых Валерий Шмаров играл в матче против киевского "Динамо", определившем судьбу золотых медалей чемпионата 1989 года. Потертость на левом футбольном башмаке, которым удачливый форвард на 89-й минуте со штрафного в обвод стенки забил победный гол в ворота Виктора Чанова, имеет для спартаковских болельщиков такое же сакральное значение, как работы Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти -- для посетителей Эрмитажа. В заключение экскурсии дело доходит до космических параллелей. Оказывается, в чемпионском журнале 1962 года главного тренера "Спартака" Никиты Симоняна существует запись, согласно которой 4 августа на теплоходе по дороге в Финляндию на международный футбольный турнир в рамках Фестиваля молодежи и студентов команда встретилась с Юрием Гагариным и играла с ним в бильярд. Кто тогда мог представить себе, что спустя полвека Герой Российской Федерации и болельщик "Спартака" Сергей Рязанский возьмет с собой в космический полет вымпел с красно-белым ромбиком?! Специальный штамп "Роскосмоса" свидетельствует о том, что этот музейный экспонат успешно вышел на орбиту 28 сентября 2013 года. -- Это наш ответ "Барселоне" и "Реалу", чьи вымпелы не летали в космос,-- улыбается Матвеев. И добавляет, что трофей за победу в Лиге чемпионов в красно-белом эрмитаже тоже когда-нибудь непременно появится. Текст: Евгений Федяков Фото: Анатолий Жданов

Клуб музейного уровня
© Журнал "Огонек"