Войти в почту

«Нас хотят ущипнуть». Владимир Чагин о золоте «Дакара» и интригах ралли

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер» рассказал о том, как дается золотой бедуин, как идет работа над новым двигателем и каковы наши шансы на следующую гонку. Песчаные ловушки Ввенера Вольская, «АиФ-Казань»: «Дакар-2017» был и морально, и физически сложный» - так охарактеризовал нынешнюю гонку её золотой призёр Эдуард Николаев. Подвела даже погода: организаторы обещали боливийскую засуху, а шли проливные дожди. КАМАЗам особенно было тяжело в этих условиях, они проваливались под своим весом, их приходилось вытаскивать... Владимир Чагин: Да, начало для нашей команды оказалось не обнадёживающим, с трудом удерживали позиции в конце первой десятки. Переживаний было много - и у нас, и у руководства завода и республики. И я очень рад, что мы в итоге оправдали надежды тех, кто в нас верил. Экипажи Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова боролись за каждый метр трассы. Тем интереснее было зрителям. - Кто ваши конкуренты, кроме Жерара де Роя на «Ивеко» (Голландия), у которого почти каждый год приходится вырывать «золотого бедуина»? - Это и «Ман», и « Рено», и «Татра». Все они за год хорошо подготовились. Очень сильна в последние три года «Скания», да и команда МАЗа прогрессирует на глазах. Нам никто не собирался уступать место на пьедестале. - Какими характеристиками машины при подготовке к «Дакару-2017» занимались усиленно? - Адаптацией к высокогорью. Там 10 шагов быстро сделаешь – уже тяжело дышать. Грузовику тоже «тяжело дышать», и за 2 - 3 горных участка можно потерять много времени. Для испытаний выезжали в горы Казахстана. В итоге высокогорные участки стали нашим преимуществом. - Участие команды в «Дакаре-2018» под вопросом из-за изменения курса доллара и необходимости создания 13-литрового двигателя взамен 16-литрового. В какие затраты оно выливается? - Сделать мотор конкурентоспособным стоит от 4 до 7 миллионов евро. Для примера: серийный 13-литровый двигатель имеет мощность 550 л.с., а чтобы занять место на «Дакаре», нужно довести эту цифру до 1050 - 1100 л.с. Изменением техрегламента нас хотят «ущипнуть». - Продолжается ли работа над газодизельным двигателем? - Да, уже 4 года, и очень довольны результатами. У него лучше тяговые свойства, например, в дюнах на вязком песке он отлично разгоняет машину. Кроме того, надёжен на бездорожье и выделяет меньше дыма, а это важно: дым наказывается 15-минутным штрафом. И наконец, экономичность. В него подаётся смесь, состоящая на две трети из дизельного топлива, на треть – газа. Она на 15% дешевле, чем чистый дизель. - Коснулся ли боевых машин курс на импортозамещение? - Мы всегда обращались за деталями и узлами в первую очередь к российским поставщикам. И только если не оказывалось деталей нужного качества, тогда - к импортным. С одного взгляда - Будут ли изменения в команде к 2018 году? - Экипажи обновляются каждый год. Нынешнее поколение пилотов - уже третье. А требования к физическим параметрам очень высокие. На бездорожье сильная тряска, иногда удары, и, чтобы избежать компрессионного перелома позвоночника, нужен хороший мышечный корсет. Бывает так - с виду парень с крепкой спиной, но спустя 150 км бездорожья его на руках спускают из кабины. Вестибулярный аппарат должен быть очень устойчивым, а у некоторых начинается тошнота, сильная головная боль - настолько, что ехать не могут. - Нынешняя гонка - борьба между физическими кондициями экипажей... - Действительно, требуется максимальная концентрация внимания в сложных условиях: едем порой на высоте 4900 м, жара доходит до +50. Готовят к этому специалисты Олимпийского комитета РФ. Спортсмены занимаются на тренажерах с масками, которые делают воздух разреженным. - Члены команды «КАМАЗ-мастер» говорят, что здесь не дают развиться звездной болезни: «Победил?.. Работай дальше». - Да, каждый экипаж может претендовать на первое место, нет номера 1, 2 и 3. На 33% успех зависит от механика, 33% - штурмана, 33% - пилота. Причём между ними должна быть абсолютная коммуникация. На спецучастках нужно понимать друг друга с одного взгляда, это я знаю по своему опыту. - Когда вы узнаете результаты этапа? - Весь мир, наверное, бывает в курсе раньше, чем я: по Интернету можно видеть прохождение точек маршрута экипажами. А мы с техдиректором едем по другой трассе, информацию передают три ассистента из Челнов. Эсэмэсками, потому что на 90% нашего пути нет Интернета. Экипажи, кстати, тоже едут со старыми телефонами, с которыми не выйти в Сеть. Не передать, насколько нервное состояние во время ралли... Вечером же с пилотами делаем тщательный разбор дня - анализируем действия соперников, кто в каком темпе ехал, почему, сводим в таблицы. Повод для гордости - Наивный вопрос: почему «КАМАЗ-мастер» побеждает, а российские футболисты проигрывают? - Мне «изнутри» сложно сказать. Могу только пожелать успехов футболистам в следующем году. Очень ответственный год, ведь чемпионат мира состоится в нашей стране. Все будем за них болеть. - Когда мы сможем гордиться отечественным автопромом - не только спортивным? - Делаем всё от себя зави­сящее, чтобы приблизить этот момент. Мы, работники «КАМАЗа», уже 28 лет доказываем: наши полноприводные грузовики самые быстрые на бездорожье. - Не приходится объяснять, где находится Татарстан? - Сейчас нет, а раньше даже слово «КАМАЗ» в Европе с трудом выговаривали. На машину, завоевавшую золото, с гордостью вешаем два влага - российский и татарстанский. Иногда приходится слышать: давайте не будем тратиться на участие в марафоне. Но тогда и Олимпиады не нужны. А ведь победы поднимают престиж и страны, и республики.

«Нас хотят ущипнуть». Владимир Чагин о золоте «Дакара» и интригах ралли
© АиФ Казань