Войти в почту

Письмо №159, из магистратуры FIFA

Поработав на Зимних Олимпийских играх в Сочи, Дарья Смирнова решила заняться темой спорта профессионально. Она поступила на программу FIFA/CIES в «Вышке», а потом получила стипендию FIFA Master с обучением в Англии, Италии и Швейцарии. В новом выпуске рубрики «По обмену» Дарья рассказывает, где и как учат менеджменту международных спортивных мероприятий. Дарья Смирнова, 26 лет — Где ты училась до отъезда за границу?— Я изучала прикладную политологию в НИУ ВШЭ и после третьего курса попала на стажировку на радиостанцию Business FM в качестве редактора-переводчика. Проработала там больше двух лет и решила продолжить образование на более высоком уровне на программе, связанной с медиа. Так оказалась в магистратуре по мультимедийной журналистике (тоже в «Вышке»). В тот момент я была уверена, что всю жизнь буду писать.Когда на втором курсе магистратуры мне захотелось попробовать что-то новое, подруга посоветовала отправить резюме в оргкомитет Сочи-2014 — для работы с журналистами они искали людей, знающих иностранные языки. Так я пришла на должность руководителя группы пресс-трибун на стадионе «Большой», где проходили соревнования по хоккею на льду среди мужских сборных. Журналисты прямо с трибун освещают происходящее на арене, поэтому важно удостовериться, что все работает как с технической, так и организационной точки зрения. Хоккей — один из главных видов спорта на зимней Олимпиаде, некоторые журналисты буквально жили за столами. Мы рассаживали представителей прессы, распространяли статистику, собирали запросы для микст-зоны (где игроки дают интервью после игры), чтобы заранее передать информацию менеджеру смешанной зоны и пресс-офицеру команды.После возвращения я узнала, что «Вышка» открывает совместную программу дополнительного образования по спортивному менеджменту с FIFA/CIES. CIES — это исследовательский центр, созданный при поддержке FIFA и направленный на образование и развитие в области мирового спорта. У них есть целая сеть программ по всему миру — от Бразилии и Ливана до Южной Африки и ОАЭ. Сейчас их 16, включая Россию. По сути, эти программы — мини-версия FIFA Master на местном уровне. Я уже знала, что хочу связать свою профессиональную жизнь со спортом, и чем больше погружалась в процесс, тем больше понимала, что международное образование может сыграть не последнюю роль. И я подала документы.Программа в «Вышке» построена по модульной системе и разделена на несколько блоков: менеджмент, маркетинг, финансы, право, коммуникации и организация мероприятий. Расписание занятий продумано так, что параллельно с учебой можно продолжать работать, это огромный плюс. В конце нужно было защитить групповой проект. У нас собралась замечательная команда: Ольга Лаева — наш капитан, Елена Бортничек, Лев Фертельмейстер, Максим Шипов и я, а писали мы про образование спортсменов — проектировали формат академии, в которой атлеты смогли бы качественным образом совмещать тренировки и получать при этом достойное образование.В каждой стране, где проходит программа, есть конкурс итоговых проектов. Победитель получает шанс отправить работу на международный этап, а приз — поездка в Швейцарию с визитом в CIES и FIFA. Мы победили в Москве и еще много после этого работали над проектом, чтобы отправить его на международный конкурс. О том, что мы одержали победу на этом этапе, мы узнали из официальных новостей CIES на фейсбуке — совершенно незабываемое чувство! Ездили в Швейцарию в апреле, и это были самые запоминающиеся пять дней. После окончания программы я поняла, что не хочу на этом останавливаться, и подала заявку в магистратуру FIFA. ◀ / ▶ — Расскажи подробнее о программе, на которой ты сейчас учишься.— FIFA Master состоит из 10 месяцев обучения, которые проходят в Великобритании (история спорта, De Montfort University, Лестер), Италии (менеджмент в спорте, SDA Bocconi School of Management, Милан) и Швейцарии (право, University of Neuchâtel, Невшатель). Группа обычно состоит из 30 человек разного возраста и национальностей. В нашем классе, например, учатся представители 21 страны.FIFA Master далеко не только о футболе. Она дает очень полноценное представление о мире спорта, рассказывает, как мы пришли к тому, что имеем сейчас, с какими проблемами предстоит столкнуться, а главное, мотивирует придумывать новые решения.— Как проходил процесс поступления?— Я заполнила анкету, которую вывешивают на официальном сайте программы. Опросник построен так, чтобы дать понять, насколько человек готов к обучению на международном уровне, почему программа нужна ему именно сейчас и (главное) что он может привнести в класс. Не обязательно быть суперпрофи, важно просто показать, что ты не случайный человек в сфере спорта и открыт новому. Кроме анкеты, просят диплом о высшем образовании (минимум уровень бакалавра), две рекомендации (академическую и профессиональную) и подтверждение знания английского языка.Я подала анкету в декабре 2015-го. В январе получила подтверждение о том, что моя заявка одобрена для дальнейшей обработки. Где-то в феврале сообщили, что меня приглашают на следующий этап — собеседование по скайпу. Само интервью было в начале марта, а в конце месяца я получила письмо с приглашением на курс.Стипендию я получила как выпускник международной сети FIFA/CIES. У CIES есть отдельные scholarships именно для таких студентов. Никаких дополнительных документов не потребовалось, но во вступительной анкете было несколько вопросов о стипендии, в том числе требовалось написать что-то вроде мотивационного письма. На сайте предоставлена подробная информация о том, кто и на какую стипендию может претендовать. Суммы варьируются — моя стипендия покрывает стоимость обучения и часть расходов на жизнь. ◀ / ▶ — Как проходит твой стандартный учебный день?— Как правило, лекции начинаются в 9 утра, а сам день поделен на две части. Часто утро — это лекции с преподавателем, отвечающим за блок, который мы проходим в данный момент. Сейчас, например, мы изучаем финансовые аспекты спорта с правовой точки зрения (лицензирование клубов, Financial Fair Play, merchandising agreements и т. п.). Совсем недавно говорили об американской системе права в спорте. Преподаватель (тоже, кстати, выпускница программы FIFA Master) разделила нас на две группы — атлеты и владельцы клуба, — дала определенные вводные, а мы, в свою очередь, должны были заключить коллективное трудовое соглашение.Во второй половине дня к нам регулярно приходят гест-спикеры, работающие в сфере спорта, чтобы поделиться опытом, рассказать, чем они занимаются, как устроена работа современных спортивных организаций, с какими проблемами они сталкиваются. Одним из самых запоминающихся стал Паскуале Гравина — чемпион мира и обладатель олимпийских серебряной и бронзовой медалей по волейболу.Примерно раз в две недели у нас также проходят field visits, мы имеем шанс увидеть, что и как устроено. В Англии больше всего запомнились поездки в Manchester United и Wimbledon. В Италии ездили в Турин на стадион Juventus. Здесь, в Швейцарии, совсем недавно были в FIFA, но больше всего я жду поездку в IOC. Я дважды работала на Олимпийских играх, поэтому этот визит для меня особенно важен.С одной стороны, здесь все так же, как и в России: лекции, семинары, домашние задания, экзамены. Но сам процесс обучения другой — начиная с того, что живешь в пяти минутах ходьбы от университета, что очень сильно упрощает жизнь, и заканчивая прекрасно организованной библиотекой с несколькими зонами для занятий. А главное, свободой дискуссии в классе. Здесь обучение — это добровольный процесс, и нет такого, что нужно окончить магистратуру, потому что «так положено».Почти все мои однокурсники имеют опыт работы в сфере спорта. Кто-то занимался спонсорством и маркетингом, кто-то был тренером или работал на международных спортивных мероприятиях, как я. Все хотят продолжать свой профессиональный путь в области спорта и пришли на программу за фундаментальной базой знаний. Возрастной и географический разброс очень широкий: от 23 до 37 лет, от Пуэрто-Рико до Австралии.— Над каким проектом ты сейчас работаешь?— Мы разделены на семь групп, каждая из которых должна подготовить групповой проект-исследование на тему, актуальную в мире современного спорта. В нашей всего четыре человека: Бавешан (из Маврикия), Заира (из Италии), Джи Сун Пак (Южная Корея) и я. Мы уже начали активно работать над итоговым проектом — изучаем, как вопросы обеспечения безопасности изменили менеджмент крупных международных спортивных мероприятий. Тема сложная, но нам очень интересна. — Где ты живешь? Помогал ли университет с поиском жилья?— В нашем случае довольно сложно с жильем, так как мы находимся в каждом из городов около трех месяцев, а договор на студенческое общежитие заключается, как правило, на полгода или год. В Лестере у университета есть договоренность на первый семестр (мы жили в одном из так называемых student halls). В Италии пришлось снимать квартиру — мы делили ее с однокурсницей и жили в пешей доступности от университета. В Швейцарии нам повезло: университет договорился с новым студенческим общежитием, здесь просторно и светло, но довольно далеко от места занятий по европейским меркам — 3,5 км (40 минут пешком или 15 — на велосипеде).— Каковы твои планы на будущее?— После окончания курса я бы очень хотела найти проект — скорее всего, какое-то крупное спортивное мероприятие, — над которым можно было бы поработать года два-три, чтобы набраться опыта и получить полное представление о том, как все сходится вместе во время организации соревнований. Мое местонахождение будет зависеть от профессиональных возможностей.Фотографии предоставлены Дарьей Смирновой.