Войти в почту

Футбольные хулиганы: от истоков насилия и фанатов в СССР до наших дней

Как это начиналось Традиция поддержки футбольных команд родилась вместе с футболом, тогда же и произошло первое столкновение болельщиков. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием «футбол», которая влекла за собой все новые и новые вспышки насилия, издав указ: «Всем шерифам Лондона! Приказываю объявить, что отныне каждый здоровый мужчина этого города обязан заниматься стрельбой из лука, а игры в ножной или ручной мяч и другие никчемные забавы запретить под страхом тюремного заключения». История становления современных футбольных фанатов берет свое начало, как и сама игра с туманного Альбиона, начиная свое летоисчисление с середины 60-х годов ХХ века. Это время когда начинает складываться субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, речевки, а также и общая манера поведения. Именно англичане первыми прославились на весь мир околофутбольным насилием. Английский околофутбол Вместе с фанатским движением как аппендикс появляется боевая околофутбольная жизнь. В те времена трибуны английских стадионов на 70% состояли из фанатов футбольного насилия. Большинство матчей заканчивались серьезными потасовками, а желание «выяснить сильнейшего» было главным мотивом посещения стадиона. Главным толчком для развития фан-движения в Англии стали телетрансляции Чемпионата Мира 1962 года из Чили. Англичане впервые увидели, как болельщики других стран организовывают поддержку своей сборной. Было создано огромное количество мелких и крупных группировок. Появилось понятие «домашний сектор» (места за воротами). У молодежи было два кумира: «Битлы» и футбол. Количество хулиганов и фан-групп росло в геометрической прогрессии. Газеты использовались в качестве средств главного канала саморекламы и общественной огласки, а некоторые бойцы коллекционировали вырезки о своих подвигах. В 1965 году скандальная газета «Таймс» подлила масла в огонь, опубликовав призыв для всех клубов Англии на время отказаться от еврокубков и провести работу с болельщиками, усмирить их. Обратная реакция хулиганов последовала незамедлительно. Множество кровавых стычек на стадионах померкло после одного события. 6 ноября на домашней арене «Миллуолла», фанаты которого считались самыми кровожадными, была брошена ручная граната. Она не сработала, но нужный эффект был достигнут. Многие печатные издания стали выкладывать откровенные и часто разоблачающие статьи о хулиганах. Массовое распространение насилия в Европе остановила Эйзельская трагедия в 1985 году. На финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между итальянским «Ювентусом» и английским «Ливерпулем» из-за обрушения стены одной из трибун погибло почти 40 человек, а сотни были ранены. Примерно за час до начала матча группа болельщиков «Ливерпуля» перелезла через разделительные ограждения, разделявшие их с болельщиками «Ювентуса», вызвав тем самым обрушения опорной стены трибуны. Многие успели укрыться, но не все, из-за чего в итоге погибли 39 человек и многие оказались ранены. После УЕФА отстранила на пять лет все английские клубы от участия в еврокубках, и, как следствие, множество хулиганских группировок прекратило свое существование. Попутно активно развивалось движение футбольных модников casuals. Жизнь этой моде дали в Ливерпуле, а позже она была подхвачена в Лондоне и Манчестере. Участники движения — молодые люди, одетые не в футболки с цветами клуба, а в стильную, брендовую одежду. Они пытались выделиться на фоне других группировок и, конечно, человека, который носил такую дорогую и модную одежду, было очень трудно заподозрить в хулиганстве. Первые фанаты в СССР пришли на трибуны в 1972 году Прародителями фанатского движения в России считают болельщиков московского «Спартака». Именно они в 1972 году первыми в Союзе стали появляться на трибунах стадионов с атрибутикой команды, собираться в определенном секторе и скандировать речевки в поддержку команды. Видя перед собой пример спартаковцев и подглядывая в замочную скважину Железного занавеса, советская молодежь начала потихонечку носить разноцветные шарфы и поддерживать свои команды «кричалками». Поначалу все было достаточно примитивно: на стадионах звучали практически одни и те же речевки, заимствованные друг у друга. В них лишь менялись названия команд, и для сохранения ритма иногда приходилось переставлять слова или добавлять новые. Хотя, наверное, у каждой из подобных «кричалок» есть автор и есть команда, фанаты которой в первый раз ее «зарядили»; они уже давно стали частью общефанатского фольклора: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а Спартак/ЦСКА на первом месте!», «На свете нет еще пока команды лучше «Спартака». Поначалу отношение милиции к фанатам было достаточно лояльным. Но сверху пришла директива, что вся эта поддержка — явление антисоветское. Если болельщик шел на стадион с флагом, то его могли забрать в отделение. Поэтому наиболее продвинутые и хитрые фанаты обматывали флаги вокруг туловища под одежду и шли на стадион – словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка стали отбирать не только флаги, но и шарфы, значки, футболки. Советский Союз жил за «железным занавесом», и любые течения, не санкционированные партией, считались нездоровыми происками капиталистического Запада. В чем только не обвиняли задержанных фанатов – от шпионажа в пользу сионистской разведки до участия в мировом заговоре против СССР. Едва с трибун «заряжались» кричалки, как туда сразу же бросалась милиция. Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии. Люди исключались из вузов и теряли работу, но все равно выезжали на матчи ради поддержки команды. Тем не менее, к концу семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Активных фанов, в силу противодействия властей, было немного – от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси. Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие задержанных в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры. С одной стороны, был «железный занавес» и рядовой житель, который составлял основной костяк болельщиков и ходил на стадион не знал о поведении фанатов на Западе, а с другой поведение союзных фанатов повторяло зарубежных коллег. Самыми известными и обсуждаемыми потасовками между фанатами был практически каждый выезд московских болельщиков в Киев. Но в основном это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку. Занавес упал. Противник ушёл В начале 90-х с развалом Советского Союза отечественный фанатизм начал понемногу угасать. Принято считать, что самого дна он достиг в 1994-м году. Главные «враги» оказались в других странах: к примеру, «заклятые друзья» – «Динамо» (Киев) и «Спартак» (Москва) – разошлись по разным чемпионатам. Без деления на «свой – чужой» фанатская субкультура существовать не может, поэтому противник был найден внутри страны. Тон задавали фанаты ЦСКА и «Спартака». Активные «фаны» делились опытом с периферией. Основные действия происходили в Москве, изредка в Санкт-Петербурге. 1995-й год и дерби ЦСКА – «Спартак» показали всю силу вновь крепнувшего движения фанатов. Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке. На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. Тогда же, очевидно под влиянием британской культуры, стали появляться футбольные «фирмы» (от англ. Firm). Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». Гости Северной столицы численностью 500-700 человек высадились из автобусов у станции московского метро «Щелковская» и направилась в сторону стадиона «Локомотив». Колонну зенитовцев встретили две сотни «красно-белых», вооруженных палками, арматурами и другим инвентарем. Несмотря на численное превосходство, болельщикам «Зенита» пришлось обратиться в бегство. Оставшиеся на поле боя питерцы получили различные травмы. С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans». В 90-х фанаты столиц перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму – они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба. Главными стали «третьи таймы» – выяснение отношений с фанатами противника. Благодаря средствам массовой информации и государственным деятелям в России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, уходящее корнями в «совковское» мировосприятия фаната, как хулигана. Но футбольный фанат – это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат – это человек, являющийся носителем субкультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом. «Обысканные при входе службой безопасности, огороженные как в концлагере со всех сторон сеткой, окруженные вооруженными полицейскими – футбольные фанаты смотрят на то как по зеленому прямоугольнику бегают 22 миллионера – и сходят с ума.» (цитата УЛЬТРАС (Организованные группы поддержки спортивных команд.) Вопрос как отличить фаната от обычного болельщика окончательно не выяснен даже у самих фанатов, но основная иерархия все же есть. Вот она: 1. Тапочники. Самая низкая ступень иерархии. Они болеют за команду исключительно по телевизору: в тапочках. На стадион не ходят. 2. Кузьмичи. Самая многочисленная часть болельщиков, посещают матчи на стадионах, но к фанатам себя не причисляют. 3. Карланы (производное от карлик). Это юные неопытные «зелены» болельщики. Как правило, так называют детей, молодёжь, недавно пришедшую в движение. 4. Гопники (гопота) Толпа агрессивных и малообразованных субъектов, считающих себя фанатами, но ничего не смыслящих в фанатизме. Футбол и алкоголь для них – лучшее развлечение в жизни. Одеваются в спортивные костюмы с «розами», кроссовки, бейсболки и источают пивное амбре. В современном российском обществе они ошибочно считаются стереотипом фаната. Но это не так. Отношение фанатов к ним как в Индии к неприкасаемым. 5. Скарферы. Это массовка фанатского движения. Слово происходит от английского scarf — шарф. Наличие шарфа и футболки цвета клуба обязательно. Шарф не снимают ни при каких условиях и ни при какой погоде. Скарферы приходят на стадион чтобы побыть на фанатской трибуне и почувствовать себя частью огромной силы. Футбол для них — развлечение, поэтому большинство скарферов безопасны. 6. Ультрас. Активная часть футбольного движения. Они делают подготовку к матчу, рисуют баннеры, разучивают речевки, печатают листовки, репетируют представления. В общем делают всё то за чем интересно наблюдать во время матча. Именно они приносят фаеры. Ни один нормальный ультрас не бросит фаер в людей; если он это сделает или нападёт на обычного болельщика — его накажут свои же до того как подоспеет полиция. Правила фанатов считаются законом. В случае их нарушения правоохранительные органы могут запретить фанатам организацию представлений с баннерами и всей атрибутикой на следующем матче. Узнать ультрас можно по наличию шарфа, но в отличие от скарферов они никогда не носят фирменные клубные вещи. Правила ультрас – всегда поддерживать команду, независимо от хода и результата матча; не садиться во время игры; посещать все игры клуба невзирая на цены и расстояния; преданность клубу. 7. Хулс. Это самая верхняя ступень иерархии: элита движения. В видеороликах ютуб стенка на стенку дерутся именно хулс. С ними ведут борьбу правоохранительные органы всех стран запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать за рубеж. Это костяк фирманов (группировок фанатов), обычно несколько десятков человек. Никогда не нападают на неподготовленного человека — только на представителя враждующего фирмана. Без тени сомнений сцепятся и с полицией, если стражи порядка по их мнению будут нарушать их права. «Если там, куда мы придём, вы будете относиться к нам как к подонкам, то мы будем вести себя как подонки» (писатель Дуги Бримсон, известный в фанатских кругах). Бои хулс враждующих фирманов происходят чаще не на стадионе а на удаленных местах с обязательным присутствием секундантов, проверяющих обе группировки на наличие запрещенных «аргументов»: ножей, кастетов, арматуры, бит и т.д.. Действует кодекс чести. Хулс чаще всего носят вещи дорогих брендов. Обязательно – белые кроссовки. На трибунах держатся вместе с ультрас, но за пределами арены резко расходятся. Подразделы: Лайфстайл Внешний вид карточки: Большое изображение-подложка Изображение: Количество просмотров: Overtime.life разобрался в истории футбольных фанатов и их иерархии Время прочтения: 10 минут

Футбольные хулиганы: от истоков насилия и фанатов в СССР до наших дней
© Overtime.life