Войти в почту

Экстремальный полет

В Чегемском ущелье парапланеристы открыли летный сезон. Экстремалы со всей страны едут сюда, чтобы испытать свои возможности среди диких скал и нетронутой природы. Парадром «Чегем» находится на высоте около 1,5 км над уровнем моря. Тем не менее дорога к нему асфальтирована, поэтому спортсмены и любители добираются без труда. Каждый едет со своей палаткой и необходимым снаряжением, ведь в ущелье нет гостиниц и другой инфраструктуры. К полетам экстремалы готовятся основательно. Так, Алексей Щепакин к открытию сезона купил новые «крылья», шлем, камеру. Он говорит, что это только часть необходимого снаряжения. «Купил еще прибор, вариометр. Он показывает высоту – пищит, когда меня поднимает. Естественно, рация должна быть, чтобы связываться с любым пилотом: договориться, куда мы вместе полетим. Или когда мы хотим сесть пообедать», – пояснил спортсмен. К месту старта нужно минут сорок подниматься по горному серпантину. Пешком, с парапланом на плечах. Пока одни только идут, другие взмывают в небо. Высота стартовой площадки – 3,5 тыс. м над уровнем моря. Тем, кто хочет совершить свой первый полет в Чегемском ущелье, специалисты рекомендуют брать с собой опытного инструктора. Самое сложное - пилотирование на низкой высоте. На это способны лишь те спортсмены, которые хорошо знают местность. Проблемы здесь создает непрерывный ветер. Важно не переоценить свои силы и не сбиться с маршрута. Траекторию своего движения каждый участник определяет сам. Основные правила - не допускать опасного сближения с другими летательными аппаратами и горами. Роман Савельев поднимался в небо не один раз, но пока прислушивается к своей интуиции и оценивает погодные условия. «Если сомневаешься, что не стоит лететь, лучше не лететь. Есть поговорка: лучше на земле пожалеть, что ты не в небе, чем в небе пожалеть, что ты не на земле», – рассказал он. Парапланеристы поднимаются на головокружительную высоту, до 5 тыс. метров над уровнем моря. Чтобы не врезаться, нужны опыт и знание местности. «Летать же не везде можно. Есть места, за которые не стоит залетать. Вот за эту скалу не стоит летать, когда слишком маленькая высота, роторная зона. И просто будет куча опасных режимов: либо не очень удачное приземление, либо падение», - утверждает опытный пилот, Алексей Жуплей. Удача в этом спорте во многом зависит от встречного ветра. В Латвии, откуда родом Инесса Шубевица, гор нет. Но это ее уже десятый летный сезон в Чегемском ущелье. «Когда ты летишь, то становишься более стабильным эмоционально, – говорит девушка. - На старте и на посадке всегда ветер должен дуть тебе в лицо, это амое безопасное. Но, конечно, бывают, ситуации, когда по ветру садишься. Но тогда большая скорость, и очень болезненно надо садиться. Тем не менее, мы идем на это. Что может быть лучше в жизни, чем когда ты можешь что-то делать, что тебя очень вдохновляет. И когда садишься после полета, такой спокойный, весь мир кажется таким красочным, все люди такими хорошими!» Один из участников уже повредил ногу: из-за сильного ветра ему пришлось совершить жесткую посадку. Хотя, как признаются спортсмены, полеты сейчас стали намного безопаснее. По правилам техники безопасности, полеты без спасательного парашюта запрещены. Ведь в случае нештатной ситуации можно успеть развернуть запасной парашют. Мастер международного класса из Македонии Менда Вереновски как раз испытывает новое оборудование и тут же объясняет, как им управлять. Коллегу внимательно слушает даже Дмитрий Гусев - российский пилот с огромным опытом, который первым в стране прыгал с парапланом из воздушного шара. «То, что сейчас преподает Менда, это для меня совершенно новое. Потому, что сейчас он дает технику, когда можно управлять куполом еще стоя на земле. Это на порядок увеличивает безопасность», – объяснил он. Небо, солнце, покой, один на один с ветром и мыслями – вот за такими ощущениями и приезжают сюда спортсмены и любители. А чем выше пилот, тем безопаснее полеты. Летный сезон в Чегемском ущелье длится до поздней осени благодаря комфортному климату. Здесь большое количество ясных дней в году. И большинство пилотов возвращается сюда каждый год. Марина Сасикова