Войти в почту

"Мне хочется понять, на что еще я способен"

Российский яхтсмен Игорь Зарецкий, которому 11 сентября исполнится 67 лет, занимается парусными гонками еще со школьных лет. На его счету не одна победа на отечественных и международных соревнованиях, в том числе на престижнейшей трансатлантической гонке Jester Challenge в 2010 году. 1 июля ему предстоит стартовать в одиночной многодневной кругосветной гонке Golden Globe Race, которая станет для Зарецкого еще одним вызовом и испытанием на прочность. "Мне до сих пор очень хочется понять, на что я еще способен. А одиночная океанская гонка… Я не знаю, что может быть тяжелее ее", — заявил российский яхтсмен ТАСС. Один из 19 участников Golden Globe Race появился на свет в 1951 году в одном из красивейших старинных городов России — Ярославле, который раскинулся по обоим берегам реки Волги. "Любовь к парусному спорту проснулась во мне, когда я был еще ребенком, — признался Зарецкий. — Я родился на Волге, и первые шаги под парусом у меня случились именно на этой великой русской реке. А в дальнейшем мои акватории только расширялись". "Как я впервые оказался под парусом? Это было классе в шестом, когда в один из дней я пошел в школу учиться во вторую смену, а мой путь пролегал по берегу Волги, — вспоминает собеседник ТАСС. — И тут какой-то парень попросил меня скинуть в воду свой швербот. Я помог, а он в благодарность предложил мне прокатиться с ним. Вот так ценой прогула в школе состоялся мой первый выход под парусом, хотя, если быть до конца честным, до этого я уже этим интересовался". Парень из Ярославля, зачитывавшийся в детстве произведениями Тура Хейердала и Джека Лондона, об одиночных парусных гонках стал задумываться, учась еще в начальной школе. "Это случилось, когда я услышал о первой трансатлантической гонке, которая была в 1960 году, — вспоминает Зарецкий. — А когда я перешел в старшие классы, то стал уже серьезно заниматься морским многоборьем, куда входил и парус. Мне тогда удалось стать мастером спорта и даже перевестись из политехнического института в спортивный. Всерьез я начал этим заниматься в 80-х годах, когда пересел на крейсерские яхты и стал участвовать в многодневных гонках". "Менять свою жизнь не хочу" Участникам Golden Globe Race придется быть один на один с морской стихией около 300 дней. Гонка стартует 1 июля во французском Ле-Сабль-д’Олон, лодки должны пройти 30 тыс. миль в направлении с запада на восток в обход пяти мысов, включая мыс Горн и мыс Доброй Надежды, и вернуться обратно в Ле-Сабль-д’Олон. "Все это может быть сопряжено с риском для жизни и здоровья, — сказал Зарецкий. — Мои родные и близкие, естественно, без восторга относятся к моим занятиям парусным спортом. Как я их убеждаю не препятствовать мне участвовать в гонках? Но это же моя жизнь, и почему я должен ее менять?" На старт кругосветной Golden Globe Race россиянин выйдет, имея за плечами успешный опыт прошлых выступлений. "В 2010 году я выиграл трансатлантическую гонку одиночек Jester Challenge, — отметил Зарецкий. — Тогда на старте меня никто не относил к числу фаворитов, а моими соперниками были англичане, французы, имеющие за плечами большой опыт и серьезную школу. Сложно было себя изначально ставить на одну доску с ними, и для меня вначале было почетно вообще в кругу этих ребят быть. То же самое могу сказать и про ту кругосветку, в которой мне предстоит совсем скоро стартовать, ведь рядом будут очень достойные люди". Собеседник ТАСС признался, что осознает — на пути к финишу кругосветной гонки его поджидает немало опасностей. "У нас у всех без исключения жизнь в той или иной мере сопряжена с риском, и в океане также случаются опасные ситуации, — заметил Зарецкий. — Но таких происшествий, когда я уже заранее прощался с жизнью, не было. Однажды в Северном море ночью в шторм я перевернулся, но даже испугаться не успел. Потом лодка сама встала — как у нас говорят, лодка не дура, ей только не нужно мешать. Поэтому все обошлось, но было неприятно. Но и после этого у меня и мыслей не возникало уйти из парусных гонок". Тушенка и каши Участники кругосветной гонки не имеют права до самого финиша совершать остановки, им нельзя использовать GPS-навигацию, компьютеры и современную яхтенную электронику, получать постороннюю помощь. Единственный пункт, в котором организаторы гонки пошли на уступку прогрессу, — это безопасность. Все яхты будут оснащены GPS-трекерами для отслеживания местоположения, аварийными радиобуями и спутниковым телефоном для обеспечения еженедельного контакта с оргкомитетом гонки. Другие входящие и исходящие звонки на спутниковый телефон будут считаться нарушением регламента с последующей дисквалификацией. "Вся провизия будет погружена на лодку перед стартом. Придется питаться тушенкой, сухофруктами, кашами и, конечно, сублимированными продуктами. На лодке будет плитка, поэтому проблем с горячим питанием не возникнет", — рассказал Зарецкий. На вопрос о том, как ему удается сохранять ясность ума, находясь в длительном одиночестве, российский яхтсмен ответил следующее: "Конечно, за длительный период времени, проведенный в океане в одиночестве, психика немного меняется, но когда ты потом возвращаешься на берег, то постепенно возвращаешься в действительность. А так, в океане мы находимся в своем прекрасном состоянии, тем более когда ты участвуешь в гонке, у тебя нет времени на созерцание, работать надо, и дел очень много. А по жизни я совершенно не затворник, хотя не люблю больших компаний". "Для начала нужно дойти до финиша" Первая Golden Globe Race состоялась в 1968 году, у ее истоков стояла английская Sunday Times, которая предложила приз в 5000 фунтов тому, кто первым в одиночку под парусом без посторонней помощи, заходов в порты и подходов к берегу обойдет вокруг света в направлении с запада на восток. Из девяти стартовавших финишную черту смог пересечь только Робин Нокс-Джонстон, немедленно ставший живой легендой. А один из участников — Дональд Кроухерст — поняв, что гонку ему не выиграть, стал фальсифицировать данные о своем местонахождении. Отрыв от реальности не довел до хорошего — яхту нашли дрейфующей в Саргассовом море без яхтсмена на борту. Нокс-Джонстон пожертвовал все победные призовые семье Кроухерста и не отказался от этого поступка, даже узнав об обмане со стороны соперника. "Какую задачу я ставлю перед собой в этой гонке? Для того чтобы победить, нужно до финиша дойти для начала, — считает Зарецкий. — Даже сам факт финиша в такой гонке весьма почетен в той компании, которая там собралась". "Что касается моих шансов на победу, то мне, конечно, хочется пройти эту гонку достойно, а по ходу ее станет понятно, какие у меня есть шансы на успех", — заключил собеседник ТАСС. Альберт Стародубцев

"Мне хочется понять, на что еще я способен"
© ТАСС