Войти в почту

Илья Авербух: Когда я был спортсменом, я будто находился в бутылке с закупоренной пробкой

Серебряный призер Олимпийских игр 2002 года в танцах на льду, известный продюсер и хореограф-постановщик Илья Авербух рассказал о шансах россиянам на международных стартах и о том, почему в свое время не стал олимпийским чемпионом. - А любой ли фигурист может с вами работать? - Я всегда открыт для всех спортсменов. Хореограф, это такой специалист, который может ставить программы даже для конкурентов. Моя задача поставить для них программу по максимуму, раскрыть их лучшие качества. - У вас появился новый ученик Дмитрий Алиев. - Он все-таки, прежде всего, ученик Евгения Руковицына, я с ним буду сотрудничать как хореограф. Дима очень интересный фигурист. Я уже его почувствовал и, мне кажется, знаю в каком направлении нам нужно двигаться. Также я поставил новую программу ученице Алексея Мишина Софье Самодуровой. У нас была очень интересная работа. - Последние годы у нас произошел прорыв в женском катании, но наши мальчики после ухода Евгения Плющенко пока не радуют. Есть ли свет в конце тоннеля в этой дисциплине? - Не согласен. В прошедшем сезоне ребята показали неплохие результаты. Так, что свет в конце тоннеля точно виден. Не сомневаюсь, что следующее четырехлетие будет очень интересным. Просто у нас произошел такой компенсационный период. Появились девочки, пропали мальчики. Но сейчас ситуация выравнивается. - А что у нас происходит в танцах? После серебра замечательной пары Ильи Авербуха и Ирины Лобачевой, завоеванного в 2002 году и золотых медалей Татьяны Навки и Романа Костомарова в 2006-м, мы на Играх такого успеха больше не имели. Сейчас законодателями мод в этом виде программ являются американцы и канадцы, недавно появились французы. Когда же мы сможем бороться на равных за медали? - Этот феномен связан с определенными фундаментальными вещами. Дело в том, что танцы на льду, наверное, наиболее инерционный вид фигурного катания. Если другие жанры нашего вида спорта могут довольно быстро поменять вектор своего развития, то в танцах инерция очень сильна. Мы развивали советские танцы на льду, а потом российские в неком другом направление. В первую очередь, делали ставку на эмоциональное выступление, на технику владения коньком в обязательных танцах. В них мы были всегда сильны, но потом обязательный танец упразднили. Европейское и североамериканское катание развивались по другому направлению. Например, школа Игоря Шпильбанда делала акцент не на эмоциональность, а на какую-то техническую составляющею — поддержки, твизлы. А когда поменялись правила, появилось очень много технических элементов и эмоциональное исполнение, как говорила раньше Татьяна Тарасова "на уровне разрыва аорты" ушло на второй план. На первый вышла техника, а мы инерционно в этом плане отставали. Потому что, те же пресловутые твизлы, которые американцы и канадцы крутили с детства, мы стали учить в более зрелом возрасте. Уверен, что наши юниорские пары, которых тренируют с детства, в скором времени вернут позиции. Я считаю, у наших дуэтов Александры Степановой и Ивана Букина и у Никиты Кацалапова и Виктории Синициной есть прекрасные шансы уже в следующем сезоне бороться с лидерами на равных. Эти ребята способны их переигрывать. - Другие страны тоже подтягиваются, конкурентов с каждым годом становится больше.... - Это хорошо. Правда стоит отметить, что конкуренция растет за счет того, что за рубежом работают российские тренеры. - А в России серьезная школа танцев, по сути, существует только в Москве. Может, стоит этот вид развивать и в регионах? - Танцы всегда были московским видом, это правда. Другие города никак себя в этом не проявляли. Хотя в парном катании всегда была сильной питерская школа, а не Москва. Одиночное катание - это была борьба двух городов. Но сейчас мне кажется ситуация меняется в лучшую сторону. Например, на моем телевизионном проекте выступал детский дуэт из Петербурга. Я специально их взял на детский проект, чтобы поддержать петербургскую школу, а тем самым и развитие танцев. - Вы все время, пытаетесь себе что-то доказать, буквально фонтанируете идеями. Не связано ли это желание постоянно принимать вызовы с тем, что в свое время вам немного не повезло в спорте. Вы не стали олимпийским чемпионом. - Наверное, этот вопрос нужно задавать психологам. Пусть они разбираются. Но даже если это и так, то я благодарен, что в 2002 году стал серебряным призером. Потому что хуже было, если бы я выиграл золото и на этом остановился. Наверное, я просто по своей сути не спортсмен, потому что спортсмен - это человек, который должен нести очень много физической нагрузки, четко выполнять все установки тренера и всегда стремиться только к медалям. Мне было очень тесно в этих рамках. Знаете, когда я был спортсменом, я будто находился в бутылке с закупоренной пробкой и должен был что-то делать внутри нее. У меня не получилось стать олимпийским чемпионом. А когда в 2002 году пробку открыли и мне сказали: "Иди и делай, что хочешь", моя энергия вылилась наружу, и я стал творить. Что-то придумывать, генерировать идеями. Это ведь хорошо.