Войти в почту

Всё, что нужно знать о самолетах, перелетах и экипаже в 13 пунктах

В сентябре прошлого года на просторах Телеграмма появился очень интересный и информативный канал про самолеты и всё, что с ними связано – «Говорит командир корабля». Зависнуть на канале можно на несколько часов – уж очень интересно читать ответы на вопросы, почему пилоты летят по кривой дуге, сколько на самом деле крыльев у самолета (спойлер: одно), какой внештатной ситуации опасается больше всего пилот и поможет ли пассажирам парашют. Мы собрали самые интересные ответы пилота на эти и многие другие вопросы. Пристегните ремни! Поможет ли пассажирам парашют? Раз и навсегда выкиньте эти мысли из своей головы. Поясняю. Во-первых, даже опытные парашютисты не смогут добраться до двери в беспорядочно снижающемся самолете: в такой ситуации самолет кидает настолько сильно, что безопаснее быть пристегнутым, чем ходить по салону с парашютом. Второе и самое важное в мифе с парашютами: даже добравшись до двери и открыв её, воздух для «парашютиста» окажется бетоном. Без определенной подготовки, прыжок будет сравним с опусканием ингредиента в отверстие мясорубки. В-третьих, на большой высоте без воздуха человек выдержит максимум минуту, да ещё и минус 60 не каждому будет по душе. Есть ли у самолета задний ход? Теоретически он есть, но не за счет тяги шасси. Большая часть гражданских судов передвигается назад только с помощью специальных тягачей. Хоть и у самолета есть возможность использовать реверс двигателя, но, как правило, пилоты этого не делают, потому что вихри, создаваемые двигателем, лишний раз могут поднимать всякий мусор, песок в воздух. Кроме того, из кабины пилота нет достаточного обзора назад и, плюс ко всему, это дополнительный расход авиационного топлива. Для движения вперед используется тяга двигателя. Многие считают, что шасси создают движение по земле за счет своего двигателя – это ошибочное мнение! Потайной отсек над головами пассажиров, где отдыхает экипаж на дальних рейсах. Правда, что у самолета одно крыло? Многие думают, что у самолета два крыла – это мнение ошибочно! Крылья не крепятся по бокам фюзеляжа, у пассажирских лайнеров одно крыло – так называемый моноплан. Простыми словами: единое крыло пронизывает фюзеляж и продолжается по другую сторону. Два крыла бывает у знакомых всем «кукурузников». Почему крыло кажется не таким крепким или жестким? Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха. Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полёта она растягивается больше, а верхняя – из более жесткого. Сможет ли компьютерный ас оторвать от земли настоящий самолёт? Всем знакомо название Microsoft Flight Simulator? Это разновидность компьютерных игр-симуляторов, на основе которых некоторые думают, что можно научиться управлять самолетом. На мой взгляд, можно развить какие-то навыки, вроде ориентирования в кабине. Возможно, симуляция даст представление о физическом поведении машины, её динамических характеристиках, но говорить о полноценном реальном обучении управлению не стоит. Сможет ли компьютерный ас оторвать от земли настоящий самолёт в реальной жизни? Вполне вероятно, а особо одаренные даже попробовать летать самостоятельно, но вот безопасно посадить – разве что в фантастическом фильме. Что такое помпа́ж двигателя и насколько он опасен? Помпаж сравним с сильной аритмией сердца у человека: когда участок сердца вибрирует и тем самый нарушается ритм сердца, что может вызвать даже летальный исход. Аналогичное происходит и в двигателе самолета! Простыми словами, воздух через двигатель начинает проходить не равномерными потоками, которые негативно действуют на компрессоры, температура возрастает, внутри двигателя начинается хаос. Происходит резкое падение тяги. В результате чего может возникнуть такая ситуация? Прежде всего это: повреждение лопасти двигателя, в него попал посторонний предмет. А также в результате перегрузки двигателя или сильных порывов ветра. При длительной развитии ситуации, внутри двигателя происходит резкое повышение температуры, в процессе чего двигатель начинает разрушаться. В число основным мер для его предотвращения входит перевод двигателя на малый газ либо полное отключение двигателя. Своевременное их принятие приводит к полному исчезновению помпажа. На своей практике я сходу не могу вспомнить катастрофы из-за помпажа приведшие к человеческим жертвам. Видит ли пилот полосу при посадке? Да, пилот полностью контролирует процесс посадки визуально и видит взлетную полосу даже ночью и в плохую погоду, так как она достаточно хорошо подсвечивается. Также у самолета есть свой прожектор, который в темное время суток работает по принципу дальнего света фар автомобиля! Слышно ли аплодисменты в конце посадки? Слышно, в самолетах, где присутствует бизнес-класс, который расположен прямо за кабиной пилота. Но, как правило, люди из бизнес-класса попросту не аплодирует – менталитет другой, а задний салон уже не слышно конечно! Страшна ли самолету турбулентность? Не буду врать, однозначно говорить «нет» нельзя, и я не стану. Во-первых, турбулентность бывает совершенно разной: при взлете и посадке она быстро проходит, но часто бывает и турбулентность ясного неба – когда «трясти» может не один час. Во-вторых, бывают довольно серьезные явления такие, как «сдвиг ветра», которые могут повлиять на управляемость самолета в момент взлета-посадки, вплоть до её потери. «Сдвиг ветра» – это изменение скорости ветра и его направления на крайне маленьком расстоянии. Существуют правила и максимальные показания сдвига ветра, при которых самолетам запрещено взлетать и совершать посадку. Каких внештатных ситуаций больше всего опасаются пилоты? В полете мне всегда требуется быть крайне внимательным и готовым к любым обстоятельствам, большая часть которых не вызывает опасности для полета. Например, отказал двигатель – это неприятно, большинство пассажиров паникует, а бывает так, что они могут и не узнать об этом… Обычно пилоты не докладывают о внештатных ситуациях конкретно, дабы не создавать паники на борту. Так вот, отказ двигателя, на самом деле, не так опасен, проблемный двигатель можно отключить и продолжить полет до ближайшего аэродрома. Как я писал раньше, конструкция двигателя устроена так, что пожару крайне сложно распространиться за его пределы! Другое дело пожар в кабине пилотов… Мне не приходилось с этим сталкиваться, хоть и в голове я часто моделировал такой сценарий. Второе, что меня тревожит, это заправка самолёта некачественным топливом, что может привезти к остановке сразу всех двигателей. Обе ситуации сложные, потому что только крайне правильные действия пилота могут предотвратить катастрофу, здесь нет права на ошибку! Сколько зарабатывают пилоты в разных странах? В России КВС в среднем зарабатывает 300 тысяч рублей в месяц, меньше всего в региональных авиакомпаниях, больше в «Аэрофлоте». На днях последний поднял зарплату КВС до 650 тысяч рублей в месяц, не считая дополнительных льгот. Для многих эти суммы могут показаться баснословными, действительно на эти деньги в России можно жить припеваючи и не только в России, но речь не об этом. Где зарабатывают больше всего? В американской United Airlines сейчас КВС в среднем получает 33 тысячи долларов (2 миллиона рублей) в месяц и это без дополнительных льгот. Почему пилоты не летят напрямую? Воздушное судно вообще никогда не летит по прямой. Более того, если проследить весь путь самолета по более точным координатам, то окажется, что он летит чуть ли не зигзагами. Виновата программа ETOPS (Расширенные правила полетов для двухмоторных самолетов) – особые требования к выполнению полетов над безориентирной местностью. Согласно им, маршрут самолета должен быть построен так, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей. Согласитесь, это лучше делать хоть на какой-нибудь, но взлетно-посадочной полосе (ВПП), а не в горах или на океанской глади. Ну а еще на траекторию полета влияют погодные условия. Конечно, самолету не помеха легкий дождь или снег, но он может при необходимости скорректировать курс, чтобы избежать встречи с особенно агрессивными метеоусловиями.