Ещё

Четвёртый этап СМП РСКГ в Казани: обзор гонок на «Казань Ринге» 

Фото: Чемпионат.com
16-летний пилот преподал соперникам мастер-класс по выдержке и хладнокровию.
У русских кольцевых гонок есть два полюса. Первый — самый мощный, быстрый и престижный класс «Туринг». Там и машины с основательно форсированными (350 л.с. при объёме в 2 литра) моторами, на которых хоть сейчас заявляйся в Кубок мира WTCR, и заводская команда «АвтоВАЗа» с ярко-жёлтыми седанами Lada Vesta чрезвычайно агрессивного вида, и группа пилотов-профессионалов — по-прежнему редкость для российского автоспорта, где подавляющее большинство пилотов выступает за свои или за родительские. Болельщиков с небольшим стажем больше всего привлекает именно «Туринг» — по понятным причинам, к которым в этом году добавились прямые трансляции на телеканале «Матч ТВ». На другом полюсе — самый массовый и доступный класс «Национальный». Здесь уже не увидишь карбона, антикрыльев и прочего гоночного хай-тека. Убери боевую раскраску и проглядывающие в салоне трубы каркаса безопасности — и выходящие на старт машины-бюджетники (Lada Kalina, Volkswagen Polo, Honda Solaris, Kia Rio) почти не будут отличаться от тех, что каждый день возят своих хозяев по обычным дорогам. При подготовке гоночного автомобиля многие узлы и детали необходимо оставить стандартными — к примеру, тормозные колодки можно заменить на более устойчивые к высоким температурам, а вот диски и суппорты трогать нельзя. Выступления в любом случае не будут дешёвыми — новичку стоит отталкиваться от суммы в 200 тыс. рублей за гоночный уик-энд, — но на фоне «Туринга» всё выглядит уже не так страшно: в самом быстром классе один этап вряд ли может обойтись меньше чем в миллион.
В результате «Национальный» покорился всем возрастам, профессиям и местам постоянной регистрации — в этом году на стартовом поле появился даже самый настоящий американец (который недавно поделился впечатлениями с «Чемпионатом» в обстоятельном интервью). Опытные пилоты здесь сражаются с новичками, тинейджеры — со спортсменами предпенсионного возраста, столичные жители — с представителями Брянска или Йошкар-Олы, а инвестиционные банкиры — со священниками (правда, священнослужитель Александр Азаренков в последнее время переключился на ралли-кросс).
И когда пилоты «Национального» готовятся к старту, болельщики со стажем потирают руки в предвкушении: скучно явно не будет. Близкие по характеристикам машины, сравнительно невысокая стоимость их ремонта, большой процент любителей и начинающих гонщиков — всё это превращает заезды в остросюжетное кино, регулярно перетекающее в самый настоящий боевик. Здесь толкаются, пихаются, бортуют соперника, бьют его в задний бампер или заднее крыло: если правильно ударить, о крыло начнёт тереться покрышка — и лопнет уже кругов через пять. Чуть ли не после каждой гонки один из участников выкладывает фотографии побитой машины в соцсетях, обвиняет соперников в некорректности, требует от судей жёстких мер — а на следующей гонке сам устраивает такое, что комментаторы срывают голос.
Однако не надо думать, что «Национальный» представляет собой вольер для склонных к агрессии и не контролирующих себя спортсменов, у которых сразу после старта планка падает на асфальт и лежит там до самого финиша. Ещё пару-тройку сезонов назад целый ряд гонщиков, которые сейчас делят между собой призы в самом быстром и престижном классе, не считали зазорным выступать на недорогих «Калинах». Да и сейчас на фоне разухабистой езды одних пилотов «Национального» только ярче выделяется грамотный и продуманный пилотаж других. Лишний раз это продемонстрировал недавний этап Российской серии кольцевых гонок, состоявшийся на трассе в Казани.
Автодром в столице Татарстана — не самый простой в календаре СМП РСКГ. Это скоростная трасса — в то время как на большинстве других быстрые повороты в большом дефиците, и далеко не у всех пилотов есть возможность полноценно отрабатывать технологию их прохождения. Здесь есть пара жёстких торможений — и как назло в зонах безопасности лежит неожиданно «вязкий» гравий, который словно засасывает съехавший с асфальта автомобиль. Но визитная карточка трассы в Казани — это её рельеф. Серьёзный перепад высот приводит к тому, что машина часто едет то вниз, то вверх, при этом ещё кренясь на один из бортов. Это приводит к постоянному изменению нагрузки на каждое колесо, с нагрузкой постоянно меняется и уровень сцепления каждого колес с трассой, на что пилотам постоянно приходится вносить поправку в пилотаже. Казалось бы, на таком непростом автодроме количество помятого железа и сломанного пластика просто обязано было превысить среднестатистическое.
Однако пилоты «Национального» продемонстрировали, что гонки могут быть увлекательными и без большого количества контактов и аварий. Сразу в нескольких гоночных эпизодах борьбу за позицию вели по пять-шесть автомобилей, которые по несколько раз за круг менялись местами — и при этом сохраняли бамперы и крылья целыми. Раньше казавшееся слегка преувеличенным сравнение с NASCAR в минувшие выходные полностью себя оправдывало — за тем исключением, что пилоты СМП РСКГ всё-таки не забывают время от времени повернуть направо. Но настоящей жемчужиной сезона стала воскресная гонка — тот редчайший случай, когда восторг вызывают не обгоны, а их отсутствие. Петербуржца Игоря Львова до недавнего момента можно было считать середняком «Национального»: дебютировав на российском кольце год назад, Игорь занял в общем зачёте 13-е место, причём из 57 очков 51 набрал в первой половине сезона. Было очевидно, что Львову ещё есть чему поучиться — и судя по результатам гонок этого года, пилот из Северной столицы даром время не терял. Воскресную гонку в Казани петербуржец начинал с пятой позиции, в дебюте заезда откатился на шестую позицию, потом переместился на четвёртую — и оказался позади Романа Агошкова. А этот тольяттинский пилот известен своей неуступчивостью. Даже если вы проводите идеально рассчитанный, гарантирующий успех обгон, Агошков слегка толкнет вас — просто чтобы жизнь медом не казалась. А в неудачный день Роман может устроить на трассе настоящую бойню. Игорь Львов узнал об этом и события не форсировал: показывал себя в зеркалах, смещался на свободную сторону трассы на прямой — но всерьёз атаковать соперника не пытался. И поначалу это приносило результат: в частности, сражавшиеся за лидерство пилоты допустили несколько ошибок подряд, сбавили темп, позволили Агошкову себя обогнать — а следом за Агошковым мимо двух недавних лидеров просочился и Львов.
Но после этого прогресс замедлился: казалось, что петербуржец не собирает вмешиваться в борьбу за победу и готов отконвоировать соперника к линии финиша. Даже когда из конца второй десятки в лидирующую группу прорвался молодой и быстрый, но не слишком стабильный московский пилот Денис Мавланов, петербуржец не стал взвинчивать темп и пытаться во чтобы то ни стало обогнать Агошкова — а предпочел уступить и второе место. Но эта тактика сработала: Мавланов сразу же начал атаки на позиции лидера, причём явно без учета того, насколько упорно может обороняться пилот из Тольятти. Всё заканчивается парой невынужденных контактов, парой чересчур поздних торможений и парой уходов с идеальной траектории — после чего Мавланов вылетает с трассы и сходит, Агошков откатывается на третье место, а Львов за пару кругов до финиша без видимого напряжения становится лидером и одерживает буквально подаренную соперниками победу!
О том, что гонщики «Национального» могут не только выпихивать соперников с трассы, но и вести гонку с холодной головой, вдумчиво выстроить правильную тактику и реализовать её, болельщики знали и раньше. Но мало кто ожидал, что максимально ярко этот тезис будут проиллюстрирован 16-летним пилотом! Который после этого вышел на третье место в общем зачете и за три этапа до финиша отстает от лидеров всего на два очка. *** Что же до других классов, то в «Туринге» максимальное количество очков по ходу уикенда в Казани набрали Дмитрий Брагин на Audi RS3 и Кирилл Ладыгин на Lada Vesta — судя по всему, они же разыграют между собой титул чемпиона. В категории «Супер-продакшн» обе гонки выиграл Владислав Незванкин — представитель заводской команды «АвтоВАЗа», но в общем зачете пока уверенно лидирует его партнер по команде Михаил Митяев. В классе «Туринг-лайт» подмосковный пилот Игорь Самсонов на VW Polo стал лучшим по итогам этапа и переместился на первую строчку турнирной таблицы. В юниорской категории лучший результат на счету Павла Кузьминова из Петербурга, но пока этого мало, чтобы всерьёз угрожать позициям лидера — Ирины Сидорковой из Петрозаводска. Следующий этап Российской серии кольцевых гонок пройдёт на подмосковной трассе Moscow Raceway 11 и 12 августа.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров