Войти в почту

Как погибла футбольная команда «Пахтакор»

11 августа мир вспоминает самую масштабную авиакатастрофу в истории Ту-134 — массового советского авиалайнера и одного из флагманов отечественного авиастроения. Два борта «Аэрофлота» врезались друг в друга на высоте 8400 метров. По числу жертв трагедия над Днепродзержинском занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди подобных катастроф вообще — третье. Трагедия унесла жизни 178-ми человек, в том числе 17-ти членов «Пахтакора». Погибли 14 игроков и трое представителей тренерского штаба футбольного клуба, который летел рейсом Ташкент-Минск на матч чемпионата СССР с белорусским «Динамо». Им навстречу двигался такой же лайнер по маршруту Челябинск-Кишинёв. До рокового столкновения оставались считанные минуты. Wikimedia Commons/Eduard Marmet/CC BY-SA 3.0 Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот» Главной причиной несчастья стали пресловутый человеческий фактор и сразу несколько совпадений. В тот день трудным Юго-Западным сектором — а харьковская зона до сих пор считается одной из сложнейших — управлял малоопытный диспетчер 3-го класса Николай Жуковский, фактически стажёр. Его с напарником Владимиром Сумским контролировал старший диспетчер Сергей Сергеев, но по какой-то причине отвлёкся и назначил вместо себя того самого стажёра. Другое совпадение — в тот день летели ещё два самолета, при этом на борту каждого находился высокопоставленный руководитель. Из-за этого несколько высот попросту перекрыли. Когда два Ту-134 в одно время шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров, стажёр стал высчитывать время их предположительной точки пересечения, и, к сожалению, неправильно рассчитал его и расстояние в целом — он был уверен, что опасного сближения самолётов не будет. При этом экипаж молдавского авиалайнера трижды связывался с диспетчером — пилоты видели опасность и просили разрешения занять высоту выше 9000 метров, но каждый раз Жуковский им отказывал. Эти команды никто не перепроверил, и лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял: что-то не так. На беду, 9000-метровый коридор уже занял третий самолёт Ил-62, которому было сказано освободить трассу — это старший диспетчер понял ошибку подчинённого и вмешался в ситуацию. Ил-62 решили перевести на эшелон 9600 метров, а рейсу Ташкент-Минск приказали занять освободившийся коридор. Wikimedia Commons Хвостовая часть молдавского самолёта Прозвучал ответ «Понял», и старший диспетчер подумал, что это произнёс экипаж белорусского борта, тогда как реплика шла от пилота Ил-62. Через минуту два Ту-134 оказались в одном коридоре… Государственная комиссия определила виновными в происшествии двух авиадиспетчеров из Харькова. Сумского и Жуковского осудили на 15 лет лишения свободы каждого (через шесть лет оба вышли по амнистии). Но жизни погибших людей никто вернуть уже не мог. Советский союз потерял команду, которой в тот год прочили медали чемпионата — таким сильным по составу «Пахтакор» не был никогда. Дублирующий состав ташкентского клуба приземлился в Минске накануне, поэтому выжил полностью за исключением одного игрока, летевшего с основой. Спасся главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич, который в последний момент отправился в срочную командировку в другой город вместо того, чтобы лететь на злополучном рейсе. Повезло и массажисту Анатолию Дворникову, проспавшему отправление из-за бурного празднования дня рождения накануне. Опять повод поговорить о совпадениях… Wikimedia Commons/Public domain Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе, Днепропетровская область Зато отнюдь не совпадение, что поначалу о трагедии не было сказано в советской прессе ни слова — тогда это было не принято. Сами причины катастрофы до сих пор засекречены. Среди разнообразных версий на протяжении десятилетий звучит, например, такая: один из самолётов якобы сбила ракета во время военных учений. Более популярно предположение, что виноват летевший в те сроки на дачу в Крым Брежнев, из-за чего появилась «правительственная высота» для него и других чинов. «Пахтакор» попытались восстановить силами 15-ти клубов, которые направили в Ташкент своих игроков. Более того: федерация футбола СССР гарантировала враз осиротевшей команде место в высшей лиге в течение двух лет независимо от итогового результата. Следующие матчи чемпионата начинались в разных городах с минуты молчания. Советский союз оплакивал футболистов, часть из них похоронили на центральном кладбище Ташкента, остальных — в других городах Узбекистана. Команда закончила тот сезон чемпионата СССР на девятом месте — «Пахтакор», как и отечественный футбол, уже не был таким, как прежде. Ранее News.ru писал о крупнейших авиакатастрофах Ту-134.

Как погибла футбольная команда «Пахтакор»
© News.ru