Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика

Ролан Гаррос: человек-стадион научивший самолеты убивать

Если сегодня вы наберете в поисковике «», вам откроются тысячи сайтов, посвященных Открытому теннисному чемпионату Франции, его звездам, рекордам и скандалам. Однако сам Ролан Гаррос к теннису никакого отношения не имел. Его хобби было регби. А главной страстью всей жизни — воздухоплавание.

Ролан Гаррос: человек-стадион научивший самолеты убивать
Фото: РидусРидус

Гаррос был одним из первых летчиков Франции. Отчаянная смелость и невероятные авантюры сделали его любимцем публики, а геройская гибель утвердила в статусе «сокровища нации».

Видео дня

Рекордсмен

Ролан Гаррос родился 130 лет назад на острове Реюньон — в заморском департаменте Франции. Он учился и вырос в Париже, увлекался спортом — в основном, футболом и регби, играл на фортепиано и основал свою фирму по продаже автомобилей. В 1909 году он случайно попал на авиашоу в Шампани, моментально влюбился в воздухоплавание, тут же купил себе аэроплан и выучился летать у знаменитого авиатора Альберто Сантос-Дюмона.

В 1911 году, едва получив лицензию пилота, Гаррос на крошечном моноплане Блерио уже участвовал в воздушной гонке по маршруту Париж-Мадрид. В соревновании того же года Париж-Лондон-Париж он занял второе место. А в сентябре летчик установил мировой рекорд высоты полета — Гарросу удалось подняться на 5610 метров.

В 1912 году Гаррос стал победителем воздушной гонки ассоциации пилотов Анжу. А 23 сентября 1913-го он отправился в супер-рискованный по тем временам беспосадочный перелет через Средиземное море. Полет длился больше семи часов. Гаррос преодолел 780 километров. В пути двигатель два раза глох, но пилот сумел завести его снова. По его словам, а момент посадки в топливном баке оставалось всего пять литров топлива. «На честном слове» дотянув до африканского берега, Гаррос стал первым в мире пилотом, перелетевшим Средиземное море.

Кудрявый брюнет с меланхоличными глазами и чаплинскими усиками Гаррос быстро стал супер-звездой предвоенной Франции. Репортеры и женщины бегали за ним как угорелые. Поэт , которого Гаррос не раз катал на аэроплане, посвятил ему свое сочинение «Мыс Доброй надежды». В 1915 году в летчика влюбилась знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан.

Изобретатель

Едва началась первая мировая война, Гаррос пошел на фронт. Французы мечтали наконец-то отомстить «бошам» за бездарно проигранную франко-прусскую войну. Поэтому летать в качестве разведчика Гаррос не захотел. Он собирался по-настоящему сражаться в воздухе. Только как было это сделать? В распоряжении пилота того времени был только личный пистолет. Из него он обстреливал противника, пытаясь в то же время не потерять управление собственным аэропланом. Так выглядел воздушный бой образца 1914 года и это категорически не понравилось Гарросу.

В конце 1914 года наш герой отпросился с фронта и поехал на авиационный завод фирмы Моран-Солнье, на аэропланах которой обычно летал. Там вместе с Раймоном Солнье он довел до ума свое изобретение. Прямо за пропеллером самолета он установил обычный пехотный пулемет и сумел синхронизировать его огонь с вращением лопастей. Синхронизатор работал не идеально, некоторые пули все-таки попадали в пропеллер, но лопасти Гаррос защитил стальной призмой, отражавшей пули. Так возник первый в мире истребитель. Пилот мог в одиночку управлять им, одновременно расстреливая самолеты противника.

В начале апреля 1915 года Гаррос успешно опробовал свою новинку в воздухе, сбив подряд пять немецких аэропланов. Однако 18 апреля во время вылета во Фландрии ему не повезло. Вот как вспоминал об этом офицер немецких железнодорожных войск: «Мы увидел поезд, направлявшийся на юг Внезапно из туч над ним вынырнул аэроплан, спикировал на него, заложил петлю и, взлетая почти вертикально вверх, сбросил бомбу По счастью, он промахнулся По моему приказу солдаты открыли огонь и стреляли в аэроплан с расстояния не больше, чем 100 метров Аэроплан попытался уйти, поднялся на высоту около 700 метров, но внезапно начал кувыркаться в воздухе, двигатель заглох, а летчик попытался выправить его и посадить на поле».

Гарросу удалось посадить самолет, он поджег его, выскочил и бросился бежать в лес. Однако немцы поймали его, а горящую машину сумели потушить. Они сразу поняли, что в их руках оказалось изобретение, наводившее ужас на немецких летчиков. Пулемет с синхронизатором и пропеллер сняли с аэроплана и отправили на авиационный завод «Фоккер». А Ролан Гаррос отправился в лагерь для военнопленных.

Беглец

Гаррос пробыл в плену три года. В 1918 ему, вместе с другим французским летчиком удалось бежать. Побег этот выглядел — по крайней мере, в его рассказах, — как приключенческое кино. Гаррос и его товарищ сумели выбраться из лагеря, втайне пошив себе немецкую форму и выдав себя за офицеров. Потом последовало долгое путешествие по Фландрии и Нидерландам. Друзья ночевали на кладбищах, а днем прятались в кинотеатрах. Наконец, им удалось добраться до Лондона. А оттуда уже — в Париж, где Гарросу была организована триумфальная встреча.

Раздавая интервью и рассказывая о своих приключениях, Гаррос умалчивал об одном. В плену его зрение сильно упало. Теперь он вынужден был носить очки от близорукости и прятать их от журналистов. Однако на предложение Клемансо стать его советником и пойти в большую политику летчик ответил отказом и вновь вернулся на фронт.

Герой

Получив изобретение Гарроса, немцы пустили его в ход. Гений германского авиапрома Антон Фоккер выпустил самолет Fokker E-1, оснащенный пулеметом с «прерывателем» — устройством, позволявшим синхронизировать стрельбу и вращение пропеллера. Французские авиаконструкторы уверены, что Фоккер не сумел бы довести свой прерыватель до ума, если бы не изобретение Гарроса, попавшее ему в руки. Германские авиапромышленники считают, что Фоккер додумался до всего сам.

Как бы там ни было, прерыватель пошел в массы, в 1916 году его скопировали британцы, и времена джентльменства в воздухе кончились. Летчики принялись массово истреблять друг друга. Лучшие асы Первой мировой войны насчитывали по 70 80 сбитых самолетов. И в эту-то мясорубку вернулся Гаррос, плохо видевший и ничего не знающий о современных методах воздушного боя.

5 октября 1918 года Гаррос был сбит в воздушном бою в небе над Арденнами. Его противник управлял самолетом Fokker D VII. На следующий день Гарросу должно было исполниться 30 лет.

Вся Антанта оплакивала своего героя и сочиняла про него небылицы. Вот что было написано на русском плакате времен первой мировой войны: «Германский дирижабль, воздушный дредноут-цеппелин, плыл над французской крепостью Хищный враг зорко высматривал тайну ее обороны. И вот от земли отделился и быстро взвился пигмей аэроплан, руководимый твердой рукой Гарроса. Знаменитый летчик скоро взмыл над громадной массой воздушного корабля. Гаррос бросил бомбу. Без успеха. Германский воздушный корабль стал медленно поворачивать, чтобы улететь и унести к своим добытые сведения. Тогда Гарроса охватывает воодушевление истинного героя: он направляет свой аэроплан на германского гиганта и врезывается в его оболочку. Страшный взрыв — и на землю падают пылающий цеппелин, обломки аэроплана и обезображенные тела погибших людей. Неувядаемая слава славному сыну великой Франции!»

Ничего этого не было, но история Гарроса жила уже сама по себе. Ему ставили памятники, называли в его честь аэродромы. А спустя десять лет после его гибели назвали в его честь парижский стадион, на котором проводится Открытый чемпионат Франции по теннису.