Войти в почту

Перейти нельзя остаться. Десять к (не)счастью неудавшихся трансферов в Формуле 1

Карьера гонщика Формулы 1 не бывает линейной и может иметь с десяток возможных путей развития. И какой из этих путей приведёт к успеху, а какой – заведёт в тупик, никому не дано знать наперёд. Дать точный ответ может лишь время, по прошествии которого становятся более-менее очевидными даже решения, навсегда зависшие в воздухе. Предлагаем вспомнить десять примеров из современной истории Ф1, когда пилот мог перейти в ту или иную команду, но, к счастью или, наоборот, к несчастью для себя и своих болельщиков, не перешёл… Карлос Сайнс – Red Bull Racing, 2019 Карлос Сайнс за рулём машины Red Bull на молодёжных тестах в Сильверстоуне в 2013-мФото: Red Bull Карлос Сайнс оказался первым воспитанником молодёжной программы Red Bull, отправившимся в одиночное плавание. После без малого трёх сезонов в Toro Rosso сын двукратного чемпиона мира по ралли перебрался в Renault, а теперь снова меняет прописку и переходит в McLaren. Учитывая, что в конце лета в Red Bull Racing, в свете ухода Даниэля Риккардо, образовалась свободная вакансия, такой шаг Сайнса-младшего выглядит крайне странно. Но к моменту сенсационного решения своего австралийского коллеги он уже достаточно далеко продвинулся в переговорах с McLaren, которые вёл ни много ни мало два года. И, наверное, во многом именно благодаря фактору McLaren напарником Макса Ферстаппена на сезон-2019 был выбран Пьер Гасли. Просто при наличии альтернативы у Сайнса руководство Red Bull могло избежать его нежелательного партнёрства с голландцем, которое пару лет назад в Toro Rosso дошло до открытой вражды. Вот если бы Карлос рисковал оказаться на улице в конце года, Red Bull, скорее всего, пришлось бы, скрипя зубами, взять его на место Риккардо. Всё-таки в молодёжке австрийского концерна, в отличие от Mercedes, знают цену кадрам. Паскаль Верляйн – Mercedes, 2017 Нико Росберг и Паскаль Верляйн на исторических заездах Mercedes в ХоккенхаймеФото: Motorsport-Magazine Когда два года назад, как гром среди ясного неба, грянуло заявление Нико Росберга об уходе из Больших Призов, главным фаворитом на место Льюиса Хэмилтона изначально считался Паскаль Верляйн. На следующий день после «медиабомбы» от новоиспечённого чемпиона мира букмекеры оценивали шансы юниора Mercedes как 3.25. по европейской системе ставок. Но очень скоро, через одну-две недели, стало ясно, что боссы «Серебряных стрел» не горят желанием приглашать перспективного немца. Официальная позиция боссов команды из Брэкли была следующая: Паскалю не хватает опыта, ведь за плечами у него всего-навсего один сезон в составе команды-аутсайдера Manor. Эдди Джордан: За Верляйном будущее Mercedes в Формуле 1 На самом деле мало, кто сомневался, что быстрый и при этом отличающийся вздорным характером Верляйн просто не вписывается в концепцию команды после ухода Росберга. На место нового напарника Льюиса Хэмилтона требовался покладистый, стабильный и не слишком амбициозный гонщик. В результате на место Нико взяли не хватавшего звёзд с неба Валттери Боттаса, а Верляйна отправили в Sauber под предлогом дальнейшей стажировки. Правда, на этой стажировке карьера Паскаля в Ф1 и закончилась. В Mercedes так и не набрались смелости дать ему шанс и даже не нашли альтернативу после того, как команда из Хинвила стала молодёжкой Ferrari. В результате гонщик, который прямо здесь и сейчас мог реально бороться за подиумы, победы и, может быть, даже за чемпионство, оказался, говоря простым языком, выставлен на мороз. Официально: Паскаль Верляйн дебютирует в Формуле Е с Mahindra Racing В 2018-м он вернулся в DTM, откуда теперь переходит в Формулу E. Мир Ф1 иногда бывает неоправданно жесток… Нико Хюлькенберг – Mercedes, 2017 Коллаж Нико Хюкенберг в MerсedesФото: AUTOSPORT.com.ru Каким-то неведомым образом Нико Хюлькенберг на протяжении всех восьми лет в Ф1 отпугивает от себя две вещи: подиумы и контракт с топ-командой. Рекорд соотечественника Адриана Сутиля – 128 гонок без попадания на пьедестал почёта – был побит им ещё полтора года назад, а лидеры хоть и звали к себе дважды, но оба раза неожиданно возникала какая-то глухая стена. Летом 2013-го на протяжении двух месяцев менеджмент немца вёл переговоры с Ferrari, над составление контракта работало пять юристов. Но всё оказалось напрасно – в начале осени руководитель Скудерии Стефано Доменикали посредством SMS-ки(!) уведомил Вернера Хайнца [менеджера Хюлькенберга] о том, что команда не нуждается в услугах его подопечного на 2014-й. Причиной всему стало наметившееся возвращение чемпиона мира-2007 Кими Райкконена в Маранелло. Но сезон-2014 получился для красной команды настолько провальным, что Хюлькенберг, даже выступая за Force India, оказался в личном зачёте выше Кими, заняв 9-е место с 96 очками, тогда как финн стал только 12-м с 55 баллами... Шанс гарантированно получить в своё распоряжение не просто быстрейшую, а чемпионскую машину был у Халка в межсезонье-2016/2017. Сразу после заявления Нико Росберга об уходе, днём 3 декабря, в Mercedes осуществили попытку переманить опытного гонщика, да к тому же ещё и немца, из Renault. Но в Энстоуне, куда в 2017-м навострил лыжи Хюлькенберг, моментально отказали и тема была закрыта. И самое обидное во всей этой ситуации то, что трёхлетний контракт с Renault Нико подписал всего за полтора месяца до событий, разыгравшихся в коллективе из Брэкли в начале зимы. «Росберг мог хотя бы по секрету сказать мне, что собирается уйти в случае победы в чемпионате!» – пошутил несколько месяцев спустя Хюлькенберг, легко перешедший бы на место своего тёзки, останься он на 2017-й в Force India, которой Mercedes поставляла двигатели. Валттери Боттас – Ferrari, 2016 Коллаж Валттери Боттас в FerrariФото: AUTOSPORT.com.ru Несмотря на присутствие босса Mercedes Motorsport Тото Вольфа в своём менеджерском пуле, изначально Валттери Боттас должен был оказаться не в «Серебряных стрелах», а в Ferrari. И причём на год раньше. Летом 2015-го в паддоке активно циркулировали слухи о том, что финн заменит соотечественника Кими Райкконена, сначала вдрызг проигравшего Фернандо Алонсо, а затем полностью затерявшегося на фоне нового напарника Себастьяна Феттеля. Но в переговорах была одна загвоздка – опцион в контракте Боттаса с Williams до конца 2016-го, которым команда имела право воспользоваться в одностороннем порядке. По слухам, в Маранелло были готовы выкупить контракт за 4 млн евро, но в Гроуве требовали 15 млн(!). Естественно, что при такой разнице компромисс найти было тяжело. Плюс к этому, сам Боттас чуть дискредитировал себя неоднозначными выступлениями в летних гонках сезона-2015. Так что переговоры закончились нулевым результатом, и следующий шанс финн получил через полтора года, когда неожиданно оказался фаворитом боссов Mercedes на замену Нико Росбергу. Важно отметить, что ещё в 2015-м многие скептики сомневались в уровне Боттаса и, следовательно, целесообразности его перехода в топ-команду. И учитывая, как слабо он смотрелся рядом с Льюисом Хэмилтоном в первые два сезона в Mercedes, не сложно представить, что ждало бы северянина в Ferrari с менее конкурентоспособной техникой и другим титулованным партнёром Себастьяном Феттелем. Серхио Перес – Ferrari, 2014 Коллаж Серхио Перес в FerrariФото: AUTOSPORT.com.ru В начале своей формульной карьеры Серхио Перес самым наглядным образом показал, что не всегда синица в руках лучше журавля в небе. Мексиканец состоял в гоночной Академии Ferrari и к концу 2012-го в целом имел неплохие перспективы, учитывая впечатляющие выступления за рулём машины Sauber. По ходу сезона-2012 он дважды финишировал вторым и один раз был третьим. Причём в дождевой гонке в Малайзии «Чеко» до самых последних кругов претендовал на победу, а на пути к подиуму в Монце обогнал обоих пилотов Ferrari. Так что в свой второй сезон в Формуле 1 ему удалось произвести на публику и команды очень хорошее впечатление. Хотя приходил Серхио в чемпионат, скорее, как рента-драйвер с поддержкой мексиканского телекоммуникационного гиганта Telmex. Но как странно бы это ни звучало, именно хорошее впечатление и сломало карьеру Серхио. В Ferrari приглашать его не торопились, несмотря на необходимость замены деморализированного и демотивированного Фелипе Массы. Как рассказал в 2015-м сам Перес, руководитель Ferrari Стефано Доменикали попросил подождать его годик и остаться ещё на сезон в Sauber. Но «Чеко» не стал ждать и принял предложение McLaren, искавшей замену Льюису Хэмилтону. Это автоматически означало разрыв всех связей с Ferrari и отказ от шансов на переход в Скудерию в 2014-м. С одной стороны, это решение было правильным, ведь переход не был гарантированным. Но кто же знал, что именно в 2013-м славная британская команда McLaren начнёт своё затяжное падение на дно турнирной таблицы и впервые за 33 года останется без единого подиума в активе. Не мог Серхио знать и то, что уже в конце года команда расстанется с ним без лишних слов, и его карьера в Ф1 окажется под угрозой. Благо подвернулось место в Force India. Конечно, вполне мог повториться такой сценарий и при переходе в Ferrari, учитывая, что сезон-2014 стал для Скудерии худшим за 21 год. Но, может быть, в Маранелло дали бы «Чеко» второй шанс, а там и более-менее конкурентоспособная машина появилась бы... Кими Райкконен – McLaren, 2010 Кими Райкконен в 2006-мФото: F1Fanatic Двухлетнего перерыва в Формуле 1, дебюта в мировом первенстве по ралли и младших дивизионах NASCAR в карьере Кими Райкконена могло и не быть. В конце 2009-го, после первого ухода из Ferrari, «Айсмен» активно вёл переговоры о возвращении в команду своей молодости – McLaren. С 2002-й по 2006-й финн одержал девять побед за рулём машины из Уокинга и дважды остановился в шаге от титула. Было бы потрясающе красиво, если бы уже в ранге чемпиона Кими вернулся в родные пенаты и завершил бы незаконченное дело. А почему бы и нет? Учитывая неслабый потенциал машины McLaren в начале десятых годов (18 побед в 58-ми гонках с 2010-й по 2012-й), камбэк получился бы весьма успешным. По крайней мере, было бы точно не хуже, чем в Lotus и тем более после возвращения в Ferrari. Стороны открыто говорили в прессе об интересе к возобновлению сотрудничества. В частности, сам Райкконен назвал тогда вариант с McLaren единственным для продолжения карьеры. Но после нескольких месяцев обсуждений переговоры зашли в тупик. Камнем преткновения вроде как стало количество дней работы со спонсорами и, в первую очередь, размер зарплаты. Дело в том, что Ferrari была готова заплатить Кими компенсацию за разрыв контракта, который был рассчитан до конца 2010-го – 10 млн долларов при соглашении с другой командой и 17 млн – без соглашения, а McLaren предлагала лишь 5 млн гонорара. Так в итоге Райкконен предпочёл взять перерыв и ушёл из Ф1 в ралли, а место напарника Льюиса Хэмилтона занял новый чемпион мира Дженсон Баттон. Невероятные приключения Кими Райкконена за пределами паддока Формулы 1 С одной стороны, жаль, но с другой – увидели бы мы тогда дождевые мастер-классы от Баттона в Австралии и Китае в 2010-м, в Канаде и Венгрии в 2011-м, Бразилии-2012? Ведь в McLaren британец даже больше раскрылся, нежели в чемпионском BrawnGP в 2009-м. Да и сам Кими вернулся двумя годами спустя полным сил и предельно мотивированным. Возможно, если бы не эта пауза в выступлениях, финн уже давно бы распрощался с миром Формулы 1. Фернандо Алонсо – Red Bull Racing, 2008 Коллаж Фернандо Алонсо в Red BullФото: AUTOSPORT.com.ru Часто звучит мнение, что Фернандо Алонсо всегда оказывался не в том месте и не в то время. Возможно, поэтому он не выиграл больше двух чемпионских титулов. Но мало кто говорит про то, когда именно астуриец впервые завернул не туда. А действительно, когда? Первое впечатление, что двукратный чемпион мира оказался чужим в сражении за лидерство, победы и подиумы возникло после его возвращения из McLaren в Renault, которая уже не была чемпионской командой образца 2005-го и 2006-го. В квалификации Гран При Австралии-2008 Алонсо, пожалуй, впервые со времён дебютного сезона за Minardi, в 2001-м, по чистой скорости – на полностью сухой трассе, без ошибок в пилотаже – не поднялся выше 12-й позиции. И, наверное, это был некий прообраз последних четырёх сезонов испанца в Ф1. Фернандо вполне мог бороться за чемпионство и в 2009-м. При условии, что в конце 2007-го он выбрал бы не Renault, а Red Bull Racing, предлагавшую ему двухлетний контракт с опционом на 2010-й. Да, к тому моменту «Красные быки» еще не были топ-командой, а только набирали вес – конструкторский штаб уже возглавлял Эдриан Ньюи, на место технического директора прочили Росса Брауна, что, правда, так и осталось на уровне разговоров. «В 2009-м у нас будет машина, способная привлечь внимание ведущих гонщиков, – обещал в конце 2007-го владелец Red Bull Дитрих Матешиц. – В любом случае, из всех команд, с которыми Алонсо ведёт переговоры, мы являемся самой сильной и обладаем наибольшим потенциалом». Но Фернандо Алонсо и его менеджмент почему-то не поверили в проект и отказались. Может, всё-таки стоило присмотреться повнимательнее? Да, наверное, надолго бы испанец не задержался бы в Милтон-Кинсе. Рано или поздно возник бы конфликт с протеже Red Bull Себастьяном Феттелем, но один или два титула он вполне бы взял. А там, глядишь, и получилось направить дальнейшую часть карьеры в нужное русло... А как могли сложиться карьеры российских гонщиков? Даниил Квят – Williams, 2018 Коллаж Даниил Квят в WilliamsФото: Twitter Иногда и спасательный круг может оказаться ловушкой. В конце 2017-го Даниил Квят, уволенный из Toro Rosso и программы Red Bull в целом, считался некоторое время одним из главных фаворитов на место напарника Лэнса Стролла в Willliams. Так, швейцарское издание Blick называло его вторым кандидатом после Роберта Кубицы. А глава технического штаба в Гроуве Пэдди Лоу не раз говорил: «Квят – отличный гонщик, его кандидатура заслуживает внимания». Но гоночный бог все-таки отвёл Даню от перехода в Williams, с треском провалившейся в 2018-м. Сезон за рулём безнадёжной машины FW41 окончательно загубил бы его карьеру в Формуле 1, на долю которой и так в последние годы выпало немало испытаний и потрясений. Кто-то скажет, опыт помог бы. Разве что в сражении со Строллом. И далеко не факт, что этого хватило бы, чтобы получить новый кредит доверия от Red Bull и Toro Rosso. По крайней мере, с трудом представляется, что Хельмут Марко или Франц Тост сказали бы: «После сезона-2018 в Williams мы увидим совсем другого Квята». Потому что это было бы продолжение той нисходящей спирали, которая началась после перевода Квята из Red Bull Racing в Toro Rosso в начале сезона-2016. Хельмут Марко: Думаю, что теперь у Квята все будет нормально с настроем Однозначно, что год на должности пилота Ferrari по развитию пошёл Дане на пользу больше, чем если бы он участвовал в гонках с Williams. Он перевернул страницу в своей карьере, получил новый для себя опыт, «перезагрузился» и теперь возвращается полным сил и мотивации. И что ещё немаловажно: российский гонщик за этот перерыв в карьере заручился поддержкой менеджерской компании All Road Management, принадлежащей Николя Тодту. Вот уж, поистине, никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Сергей Сироткин – Sauber, 2014 Сергей Сироткин в SauberФото: AUTOSPORT.com.ru Сергей Сироткин мог дебютировать в Формуле 1 на четыре года раньше. Летом 2013-го российский гонщик, которому на тот момент было всего 17 лет, подписал контракт с Sauber на сезон-2014. Причём речь шла именно о контракте боевого пилота. Была анонсирована масштабная подготовительная программа, но по различным обстоятельствам, никак не зависевшим от Сергея, дебют не состоялся и всё ограничилось участием в нескольких тестовых заездах и пятничной тренировке первого в истории Гран При России Формулы 1. И даже хорошо, что до дебюта не дошло, поскольку Sauber в 2014-м впервые за два десятка лет в Ф1 закончила чемпионат с «баранкой» в Кубке конструкторов. Действительно вызывает сожаление то, что Сергею не представилось шанса дебютировать в Renault, в составе которой он работал сначала, в 2016-м, пилотом по развитию, а затем, в 2017-м, официальным резервистом. Да, в какой-то момент появилась надежда. Весной 2017-го было много слухов о том, что с Гран При Канады Сергей заменит не хватающего звезд с неба Джолиона Палмера. К концу сезона его на самом деле заменили, но, увы, не на Сергея, а на Карлоса Сайнса, приход которого лишил смысла дальнейшее пребывание в команде из Энстоуна... Виталий Петров – Williams, 2009 Коллаж Виталий Петров в WilliamsФото: AUTOSPORT.com.ru Мало кто знает, но дебют первого в истории российского гонщика Формулы 1 вполне мог состояться годом ранее – не в 2010-м, а в 2009-м. И не в Renault, а в той же Williams. После двух с половиной сезонов в GP2 Виталий Петров мог оказаться в коллективе из Гроува на месте Казуки Накаджимы. Весной 2008 года менеджмент россиянина вел серьезные переговоры о заключении контракта боевого пилота на трехлетней основе, и уже тогда была реальная возможность привлечь национальных спонсоров в этот проект, которые, в свою очередь, приступили к переговорам о покупке пакета акций команды. Уже летом Виталий Петров посетил базу в Гроуве, где познакомился не только с Адамом Парром, тогдашним руководителем коллектива, и Клер Уильямс, в те годы исполнявшей роль PR директора, но и лично с сэром Френком Уильямсом. А в июле 2008 года Петров отработал полноценный рекламный день для британской конюшни на демонстрационном шоу в Москве, но даже появление на главной площади страны в стане прославленного коллектива не смогло помочь продвижению переговоров о выступлениях россиянина в составе Williams. И, возможно, к счастью, этого контракта не случилось, поскольку как раз тогда успешный ранее коллектив Фрэнка Уильямса начало лихорадить – сначала со скандалом уволили главу менеджмента, а после этого два сезона команда занимала восьмую строчку в Кубке конструкторов. Этот результат был худшим для Williams аж с 1983 года. Не лучше дела шли и в 2009-м, по итогам которого команда стала седьмой. Виталий Петров тем временем продолжил выступать в GP2, где выиграл две гонки и стал вице-чемпионом. А на следующий год россиянин с Нико Хюлькенбергом, который выиграл титул, и бронзовым призёром Лукасом ди Грасси перешёл в Формулу 1. Виталий Петров и Роберт КубицаФото: Renault Заключение В последние недели в СМИ циркулирует много домыслов, почему в Williams предпочли напарника Виталия Петрова по Renault Роберта Кубицу любой другой кандидатуре, на которую неоднозначно намекала Клэр Уильямс в своих бесконечных интервью. И все чаще общественность склоняется к выводу, что дело тут не только в дивидендах, которые британский коллектив хотел бы собирать, используя яркую историю возвращения пострадавшего в аварии спортсмена. Скорее всего, решающую роль в этом выборе все же сыграло умение менеджмента поляка договариваться. Нет-нет, не подписывать чеки на круглые суммы, а именно грамотно выстраивать переговорный процесс. Довольно быстро всем стали известны суммы спонсорских взносов, которые польский нефтяной концерн Orlen выплатит за выступления национального пилота в британском коллективе. И коллектив из Гроува слышал неоднозначные намеки на гораздо большие суммы спонсорских, которые готовы были выложить компании-партнеры иных пилотов. Но те самые «иные» не смогли мудро и тонко убедить очень несговорчивую Клэр повернуться именно в сторону опытного, но все же серьезно травмированного поляка. Решение о переходе в ту или иную команду пилот редко принимает один, обычно его ведет менеджер, который пытается просчитать все риски. Именно от его умения зачастую зависит, на какую дорогу свернет его подопечный. Даниил Квят в паддоке на Гран При России-2018Фото: Агата Петина

Перейти нельзя остаться. Десять к (не)счастью неудавшихся трансферов в Формуле 1
© autosport.com.ru