Ещё

Итоги оперного года подвела премьера оперы Россини «Путешествие в Реймс» в Большом театре 

Итоги оперного года подвела премьера оперы Россини «Путешествие в Реймс» в Большом театре
Фото: Ведомости
Очаровательная опера Россини вписалась в линию копродукций с европейскими оперными домами. Эту линию Большой успешно развивает, украшая афиши именами лидеров мирового театра — режиссеров («Билли Бад» Бриттена), («Роделинда» Генделя) или  (его же «Альцина»). В эту компанию можно уверенно ввести и 43-летнего Дамиано Микьелетто, успевшего поставить множество опер и пьес на разных и хороших сценах мира, в том числе и в Зальцбурге. Он профессионален, талантлив, чувствует жанр и располагает отменной командой, в числе которой сценограф Паоло Фантин, художник по костюмам Карла Тети и виртуозный художник по свету Алессандро Карлетти. Все вместе они создали изящную, эффектную и продуманно меняющуюся картинку — а картинка в этой постановке едва ли не главное, поскольку шедевр Россини представлен в спектакле как пособие по истории искусств.
Живая галерея
Персонажи оперы, отправляющиеся в Реймс на коронацию Карла Х, по дороге застревают в гостинице «Золотая лилия». Это единственное сюжетное обстоятельство, имеющееся в опере, которая в остальном представляет собой дивертисмент из упоительных арий, дуэтов, ансамблей и не менее чарующих оркестровых интермеццо. По воле режиссера гостиница превращена в спектакле в картинную галерею, где на белых стенах развешаны хиты мирового музейного репертуара — «Юдифь» Джорджоне, «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, «Танцовщица у фотографа» Дега, «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гога и многое другое, вплоть до человечков из One man show Кита Харинга. Персонажи иногда воспринимают их как живых — так, например, английский лорд пылает страстью к «Портрету мадам Икс» и адресует ему лирическую арию.
По ходу оперы герои картин сходят на землю — кто с головой Олоферна, кто с перевязанным ухом. Но это безмолвные статисты и статистки — им дано ожить, но не запеть. Поющим персонажам оперы уготована другая судьба — ближе к концу они, наоборот, оказываются фигурами огромной, во всю сцену, живой картины (ученика Давида) «Коронация Карла Х». Не добравшись на коронацию в жизни, горе-путешественники все же становятся ее участниками на живописном полотне и попадают в историю искусства. Взаимообмен между живописью и сценой проведен в спектакле настолько блестяще, что иногда не понимаешь, где та грань, за которой живые тела и лица превратились в навек запечатленные в краске и рисунке.
Оперный
«Путешествие в Реймс» — копродукция Большого театра с тремя оперными домами. Премьера прошла в Амстердаме в 2015 г., затем спектакль играли в Копенгагене, а после Москвы он поедет еще в Сиднейскую оперу — ту самую, что стала архитектурным символом Австралии. А своим содержанием опера Россини отвечает международным контурам проекта даже лучше, чем другие копродукции российского театра: на коронацию Карла в Реймс направляются аристократы из разных стран Европы. Все хотят поздравить нового французского короля и заверить его в намерениях мира и совместного созидания. Поющая компания символизирует объединенную Европу — пусть с границами, но без колючей проволоки.
Самым симпатичным эпизодом спектакля оказался дуэт, в ходе которого выясняют отношения маркиза Мелибея и ревнивый граф Либенскоф. Оба они заключены в шикарную раму картины, их мизансцены утрированно живописны. А под картиной выясняет отношения пара статистов — современные мальчик и девочка, которые тоже почему-то поссорились, а теперь им надо помириться. Процесс примирения современных детей не остается не замечен оперной парой, она даже принимает в нем участие. В итоге мирятся те и другие, только дети обнимаются как в жизни, а маркиза и граф в раме принимают картинную счастливую позу.
Главные партии
В музыкальном отношении «Путешествие в Реймс» в целом сложилось удачно — что не удивительно, поскольку дирижер давно начал разминать этот материал: этой оперой он раньше дирижировал в Мариинском театре, а в начале 2017 г. предпринял полуконцертное исполнение в Большом. Список певцов, впрочем, несколько изменился: в партии римской поэтессы Коринны, исполняющей импровизации под звуки солирующей арфы, в первом составе теперь занята молодая Альбина Латипова — это ее первая большая партия, которую певица проводит с удивительной естественностью и музыкальностью. А рядом — действующая звезда лучших сцен в партии графини де Фольвиль, шикующая колоратурами. Польскую маркизу Мелибею очень уверенно исполняет меццо-сопрано , а хозяйку «Золотой лилии» мадам Кортезе, по воле постановщика превратившуюся в галеристку, — Хулькар Сабирова, удачно вписавшаяся в ансамбль еще в предыдущей россиниевской премьере Большого — «Севильском цирюльнике». Все эти партии одна богаче другой, и все — главные. А Россини не менее щедр и к мужчинам: в опере два тенора — шевалье Бельфьоре, которого легко и свободно поет , и русский граф Либенскоф, в партии которого щеголяет высокими нотами . Для нас это имя новое, а тенор из Казани уже поет на итальянских сценах россиниевский репертуар.
Половину названных певцов можно считать европейцами, несмотря на русские или татарские имена. А вот европейцы с именами заграничными на сей раз не оказались на той же высоте: затрудненное пение Давида Менендеза не пошло на пользу партии влюбленного лорда Сиднея, а Жозе Фардилья в роли Дона Профондо оставил впечатление как хороший актер, но в антикварной арии фатально отстал от оркестра.
Большой резерв
Постановка, подобная «Путешествию в Реймс», говорит о том, что у Большого театра на ходу механизмы совместной работы с европейскими оперными институтами — но и есть собственные резервы. Они могут успешно пополняться, например, стажерами и выпускниками Молодежной оперной программы Большого театра, стабильно занимающейся поиском новых голосов, где бы они ни вздумали появиться, а потом их обучением школе и стилям.
Среди разнообразных концертов, которые «Молодежка» дала в уходящем году, оказался, например, такой — «Венская классическая оперетта. Арии и сцены». Стиль оперетты требует, пожалуй, даже большего аристократизма, лоска и юмора, чем иной оперный стиль, — но молодые артисты и артистки абсолютно уверенно с этим справились. Сцена Бетховенского зала превратилась в гостиную, где можно было подсмотреть за излияниями чувств венских бездельников, ловеласов, обольстительниц и интриганок. Репертуар отнюдь не строился на опереточных шлягерах — это были арии, дуэты, романсы, вальсы и один чардаш из редких оперетт , , , Франца фон Зуппе, и, конечно, . Молодые певцы овладели не только вокальными красками, но и правильным немецким произношением. И только в конце составитель и педагог-куратор программы Семен Скигин вывел гордость-выпускника — баритона Андрея Жилиховского с арией Мистера Икса из «Принцессы цирка» Кальмана со знакомым русским текстом, где лирический герой готов отправиться «снова туда, где море огней».
Еще одним приятным событием в афише театра стало открытие масштабной выставки «Музей и театр. Сто лет вместе», посвященной юбилею Музея Большого театра. Выставка открыта в Новом Манеже до 10 февраля 2019 г.
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео