Войти в почту

Трамплин Шредингера. В Кирове не могут решить, что делать с объектом для летающих лыжников

Снести нельзя оставить В администрации Кирова обсуждают судьбу трамплина К-90, который долгие годы был тренировочной базой для кировских летающих лыжников. Один из самых узнаваемых символов Кирова был построен в 1951 году и на тот момент был самым большим трамплином в СССР. После его строительства город начал принимать крупные соревнования, а кировские лыжники несколько десятилетий входили в состав сборной СССР. В начале 90-х денег на развитие этого вида спорта стало не хватать, средств на поддержание объекта в рабочем состоянии почти не выделялось. Тренеры, которые были способны подготовить спортсменов к серьезным соревнованиям, из города уехали, да и ребят, желающих заняться этим видом спорта, стало гораздо меньше, чем раньше. Тем не менее в 2001 году власти нашли деньги на ремонт трамплина, и он снова начал принимать всероссийские соревнования. Объект продолжал работу вплоть до 2017 года, когда в мэрии заявили о его консервации из-за сильного износа. Тогда же начались разговоры о сносе объекта. Чиновники отмечали, что прыжки на лыжах с трамплина – это спорт высших достижений, который не оправдывает многомиллионные вложения в объект. А полторы недели назад заместитель главы администрации Кирова Лариса Копысова заявила, что 90-метровый трамплин «надо убирать». Спустя несколько дней губернатор Игорь Васильев высказался в таком же ключе. Он отметил, что восстановить объект невозможно, а строительство нового потребует больших средств, которых в бюджете нет. Слова чиновников вызвали волну возмущения в соцсетях. Особенно болезненно новости о возможном сносе воспринимались на фоне сообщений о том, что кировчанка Александра Баранцева стала лучшей на первенстве мира по прыжкам на лыжах с трамплина среди юниоров. Жители возмущались действиями «варягов» и отмечали, что кировские чиновники сдали бы на металлолом и Эйфелеву башню, если бы им доверили управлять Парижем. Кировчане припомнили чиновникам «смерть» профессионального футбола в регионе и бедственное положение хоккейной команды «Родина». Жители отмечали: работа трамплина в Кирове для них символ того, что «в этом городе еще не все безнадежно». Аварийный объект На совещании в мэрии 4 февраля директора СДЮСШОР № 3 Александр Колупаев сообщил, что исследовавшие трамплин эксперты научно-производственного центра «Витрувий» признали его аварийным. По словам Колупаева, к сооружениям такого рода предъявляются очень серьезные требования: должны быть оборудованы гора разгона и гора приземления, сделаны механические подъемники, искусственное покрытие, помещения для спортсменов и персонала. Всего этого сейчас нет, а пристроить к трамплину будет крайне сложно и дорого. С Колупаевым не согласился президент областной Федерации прыжков на лыжах с трамплина Александр Сыкчин. Он признал, что трамплин сейчас не соответствует многим международным требованиям, однако отметил: после ремонта объект вполне может использоваться как тренировочный и принимать соревнования всероссийского уровня. По словам Сыкчина, в Федерации ему пообещали, что после ремонта трамплина будут проводить в Кирове общероссийские старты. ФОТО3 «На этом трамплине невозможно сейчас проводить всероссийские соревнования. Про массовый спорт здесь говорить не приходится, речь идет о спорте высших достижений, о подготовке спортивного резерва, – возразила министр спорта Кировской области Анна Альминова. – С тем количеством спортсменов, которые сейчас проходят подготовку по этому виду спорта, нет оснований вливать такие средства в ремонт или строительство нового трамплина. Сейчас трамплин нужен для того, чтобы у ледолазов было место для тренировок». По словам Альминовой, власти должны думать в первую очередь о том, как развивать прыжки с трамплина, как привлекать туда детей. А это может стать возможным, если будут отремонтированы малые трамплины – К-20 и К-40. Только после того, как этот вид спорта станет более массовым, у региона появится возможность говорить о реконструкции большого трамплина. По словам Альминовой, региону проще отправить четырех спортсменов на сборы в другой регион, чем заниматься ремонтом трамплина. Сыкчин возразил, что 20-метровый трамплин, где предлагают заниматься спортсменам, не позволит им пройти отборы и в дальнейшем продолжить тренировки в другом регионе. Что касается предложения чиновников тренировать кировских спортсменов в других регионах, то он слышит такие разговоры не первый год, но дальше слов дело ни разу не продвигалось. Реконструкция или заморозка За коллег вступился президент Федерации альпинизма и ледолазания Кировской области Павел Шабалин. Он заметил, что только три трамплина из 30-ти функционирующих в стране соответствуют всем требованиям международных стандартов, но это не мешает тренерам готовить там спортсменов. Шабалин заявил, что на строительство нового трамплинного комплекса потребуется порядка 1 млрд рублей, а на ремонт действующего объекта – 45 млн рублей. По его словам, альпинисты каждый год перед соревнованиями по ледолазанию, которые тоже проходят на трамплине, обследуют объект на предмет расхождения швов несущих конструкций. И по факту повреждений не так уж много – около 0,5 % от общего количества. «Консервация объекта обойдется в 6 миллионов рублей, – пояснил Шабалин. – Демонтаж трамплина будет стоить 10,5 миллиона рублей, но в этом случае для продолжения соревновательного процесса ледолазов нужно построить отдельно стоящую конструкцию примерно за 38 миллионов рублей – я консультировался по цене в Китае и Корее. Получаем 48 миллионов рублей на снос и 6 миллионов на консервацию – второй вариант мне нравится больше». ФОТО4 Глава администрации Кирова Илья Шульгин отметил: он согласен со многими высказываниями спортсменов, но имеет на руках отчет компании «Витрувий», в котором говорится о том, что трамплин К-90 находится в аварийном состоянии и его дальнейшая эксплуатация невозможна. Однако директор «Витрувия» Сергей Лямшин уточнил, что слова об аварийном состоянии и невозможности эксплуатации эксперты написали в документе для «ускорения работ». По его мнению, трамплин можно эксплуатировать, если заварить разошедшиеся швы в несущих конструкциях, а также заменить покрытия. По словам Лямшина, металлоконструкции находятся в работоспособном состоянии и более 50 % несущей способности трамплина сейчас не используется. При этом демонтировать трамплин и оставить лишь одну сторону для ледолазов, как предлагают чиновники, не получится – чтобы объект был устойчивым, нужно оставлять как минимум две трети его составляющих. Стоимость восстановительных работ Лямшин оценил в 45 млн рублей. «Если мы сохраняем ледолазание, а это, безусловно, так, то речь о демонтаже трамплина автоматически не идет, – сказал после нескольких вопросов к представителям «Витрувия» Шульгин. – Но нам нужно точно знать, в каком состоянии находится объект, и понимать, что нужно сделать для его восстановления. Компания «Витрувий» озвучивает противоречивые данные, и у меня возникают вопросы к их объективности». Нужны другие эксперты С Шульгиным согласился общественник Константин Ситчихин, который предложил привлечь к исследованию трамплина другую компанию. «Мы сегодня обсуждаем какой-то трамплин Шредингера, – согласился вице-спикер законодательного собрания региона Роман Титов. – Неясно: то ли жив трамплин, то ли мертв, и нет понимания, можно его отремонтировать или нет. Если одна и та же компания и проводит экспертизу, и делает ремонт, нам, наверное, нужно отказываться от их услуг и искать независимую организацию. Если есть понимание, как объект может эксплуатироваться, если его за разумные деньги можно привести в нормативное состояние, значит, его надо оставить. Но трамплин как арт-объект, на содержание которого пойдут гигантские деньги, наверное, городу не нужен». «Какие деньги вы потратили на его содержание? – возмутился в ответ заместитель руководителя областной Федерации прыжков на лыжах с трамплина Виталий Шишкин. – Вы давно ли были на той территории? Мы содержим и «двадцатку», и «сороковку» своими силами. А вы говорите, что какие-то деньги тратите туда. Давайте начнем работать, а не разговаривать». Илья Шульгин согласился с Шишкиным и заявил, что «пора работать»: нужно обследовать малые трамплины К-20 и К-40 и как можно быстрее начать их ремонт. Также следует детально изучить состояние трамплина К-90. Если экспертиза признает, что он может быть восстановлен, то сносить объект никто не будет, и город начнет искать возможности для его ремонта. «Необходимо изучить вопрос о возможности одновременного функционирования К-90 как трамплина и как объекта для ледолазания, – заключил Шульгин. – Если для обеспечения такой возможности необходимы дополнительные мероприятия, то нужно понять, какие именно. И, наконец, нужно проработать вопрос о развитии территории трамплинного комплекса под кластер зимних видов спорта». «ФедералПресс» будет следить за развитием событий. Фото: admkirov.ru

Трамплин Шредингера. В Кирове не могут решить, что делать с объектом для летающих лыжников
© РИА "ФедералПресс"