Войти в почту

Сочи готовится принять этап «Формулы-1». Управлять болидом научат даже туристов

Осенью в Сочи в шестой раз состоится этап «Формулы-1». А уже сейчас на главном российском автодроме туристы могут сесть за руль гоночного болида, научиться дрифту и узнать изнутри, как устроена трасса чемпионата мира. «Лента.ру» — о том, как люксовый спорт пытаются сделать доступным для каждого. В 1983 году в предварительном календаре «Формулы-1» появилась гонка Гран-при СССР, которая должна была пройти в Москве. Глава чемпионата Берни Экклстоун лично приезжал в советскую столицу и получил поддержку Леонида Брежнева. Однако вскоре генсек умер, а его преемнику Юрию Андропову идея интересной не показалась. В следующий раз переговоры о проведении гонок велись уже в нулевые с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. По словам Экклостоуна, на этот раз общение было продуктивным, но на финальном этапе стороны не сумели согласовать вопросы финансирования, и проект вновь заморозили. Получить российский этап «Формулы-1» удалось только в 2014 году. Трасса строилась параллельно с объектами к Играм в Сочи. Проект стал уникальным, ведь нигде в мире не найти трассу, построенную в Олимпийском парке. Впервые российский этап «Формулы-1» прошел в 2014 году — Международная автомобильная федерация признала его лучшим по итогам сезона. Выступавший за команду Toro Rosso отечественный гонщик Даниил Квят показал на тот момент лучший для себя результат в квалификации — пятое место. Правда, в гонке он финишировал 14-м, а победу одержал пилот Mercedes Льюис Хэмилтон, благодаря чему его команда заняла первое место в Кубке конструкторов по итогам сезона. С тех пор сочинский этап каждый год входит в календарь соревнований. В конце 2017 года права на проведение гонки и сама трасса были переданы некоммерческой организации «Росгонки», учредителями которой стали «Центр "Омега"», банк ВТБ и Российская автомобильная федерация. Генеральным директором «Росгонок» был назначен Алексей Титов. Проведение этапа чемпионата мира остается приоритетной целью для компании, однако в «Росгонках» хотят, чтобы трасса функционировала весь год. Для этого проводят соревнования по другим видам спорта (чемпионат России по автогонкам, велогонки, триатлон) и придумывают, чем привлечь туристов, приезжающих на отдых. При этом наряду с популяризацией автоспорта задача окупить затраты на содержание трассы является одной из ключевых. Автодром в Сочи — не только имиджевый проект. Делать это пытаются в первую очередь за счет развлечений, интересных фанатам «Формулы-1». Например, на площадке Mercedes AMG Experience они смогут испытать трассу на гоночном такси — болиде «Формулы Рено 2.0», автомобиле серии Mitjet или машине класса GT — с профессиональным гонщиком за рулем (стоимость услуги от 3,5 до 10 тысяч за круг). Разгоняется автомобиль так, что ногой пытаешься нащупать несуществующую педаль тормоза, а телом ощущаешь каждый поворот. После поездки с трудом верится, что гонщики во время соревнований еще и обгоняют друг друга на этой трассе. На этой же площадке можно изнутри понять, что такое пит-стоп. Участнику выдают перчатки и наколенники, подводят к машине, где в короткий срок нужно открутить и закрутить колесо. Пока ты разбираешься с гайками, гид рассказывает о скоростных рекордах на пит-стопе (например, Ferrari Себастьяна Феттеля в 2018 году обслужили за 2,15 секунды), о травмах механиков (в прошлом сезоне член команды Ferrari не успел закончить установку колеса до того, как Кими Райкконен нажал на педаль газа, — в итоге механик сломал колено и восстанавливался год) и о способах увеличить скорость прохождения пит-стопа (некоторые команды даже делают совместную зарядку для слаженности действий). Для фанатов автогонок, находящихся, по словам главы «Росгонок», на грани между любителями и профессионалами, начнет работу школа SMP Racing. Программа заточена на людей, которые хотят попробовать стать пилотами. В зависимости от уровня вождения профессиональные гонщики подберут ученикам соответствующую уровню программу подготовки. После обучения — уже сам пилотируешь болид. Титов отмечает, что из школы SMP Racing легко попасть в «Формулу-4». Кроме того, автодром начнут использовать и для дрифта. В школе под руководством вице-чемпиона мира Аркадия Цареградцева можно будет научиться технике управляемого заноса на скорости (стоимость — 26 тысяч рублей за два часа). Вряд ли где-то еще удастся подрифтовать на фоне олимпийских объектов. Цареградцев заявил, что автодром в Сочи — единственная в России круглогодичная площадка без снега. Здесь можно тренироваться как для региональных соревнований, так и чемпионата мира. Дрифтовать можно и на своем автомобиле. Гендиректор «Росгонок» отметил, что программа создавалась для молодого поколения. «Это площадка, где в контролируемой среде можно заниматься своим любимым видом спорта без негативных последствий», — сказал Титов. Развлечения для болельщиков — важная составляющая, но все же главное событие сезона — этап «Формулы-1». Глава «Росгонок» рассказал, что подготовка к Гран-при началась сразу после окончания предыдущего. На этот раз билетная программа запустилась уже в 2018 году (в прошлом сезоне продажа открылась за четыре месяца до начала соревнования). Кстати, билетная выручка по итогам прошлого Гран-при выросла на 72 процента. Вместе с «Формулой-1» в Олимпийском парке пройдут гонки поддержки чемпионатов «Формулы-2» и «Формулы-3», где выступят российские пилоты. Болельщики также смогут посмотреть на работу механиков с болидами в гаражах команд, прогуляться по пит-лейну и послушать группу «Мумий Тролль», которая выступит вечером 27 сентября. Стоимость билета на этап — 3,5-4,5 тысячи рублей (для сравнения, цена билета на этап в Монако — от 6 тысяч рублей). По словам организаторов, ценовая политика была пересмотрена, и этап в Сочи стал самым доступным в сезоне. При этом раздавать билеты бесплатно в «Росгонках» считают бессмысленным, ведь цель компании не согнать толпу зевак, а привлечь действительно заинтересованную аудиторию. Этап Гран-при в Сочи пройдет с 26 по 29 сентября. По его итогам станет понятно, сработала ли стратегия компании сделать люксовый спорт доступным для каждого. Первые шаги для этого сделаны.

Сочи готовится принять этап «Формулы-1». Управлять болидом научат даже туристов
© Lenta.ru