Войти в почту

Анатолий Царик: Какие кадры в спорте "решают всё"?

"Российский Стадион" продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке. Собеседником нашего специального корреспондента стал заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, доктор философских наук, мастер спорта СССР, заслуженный тренер БССР Царик Анатолий Владимирович. - Анатолий Владимирович, сегодняшняя наша тема разговора, посвящена оценке системы управления спортом в России.Как Вы считаете, оптимальна ли она? - Вопрос очень сложный. Давайте попытаемся вместе разобраться в нем. С принятием Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вертикаль органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта оказалась разорвана как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на муниципальном уровне. Согласно законодательству РФ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования полностью самостоятельны в выборе структуры управления, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. В настоящее время реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта в субъектах РФ осуществляют: 46 министерств (из них 12 совмещенных с молодежной политикой или туризмом); 1 агентство; 14 департаментов (из них 5 совмещенных); 12 комитетов (из них 1 совмещенный); 11 управлений (из них 3 совмещенных); 1 сектор (совмещенный). Наблюдается большая текучесть кадров руководителей органов исполнительной власти субъектов в области физической культуры и спорта (77 % за последние 5 лет). Только за 2018 год и начало 2019 руководители отрасли сменились в 23 регионах (27%). Причем почти половина спортивных руководителей регионов или не имеют опыта работы в области спорта, или не имеют специального образования. Отсутствие профильных структурных подразделений в еще большей степени наблюдается в муниципальных образованиях. В них органы управления физической культурой и спортом созданы только в 83% от их общего количества, в том числе в 54% - совместно с культурой, туризмом, молодежной политикой, здравоохранением, образованием и др. Более того, профильные органы управления вообще отсутствуют в 428 муниципальных образованиях или в 17% от общего числа городских округов и муниципальных районов. Следует подчеркнуть, что подразделения по физкультуре и спорту муниципальных образований являются основным звеном физкультурного движения и именно на них ложится основной объем практической работы по развитию физической культуры и массового спорта на предприятиях, в учреждениях и организациях, по месту жительства, в местах массового отдыха населения, внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и Федерального проекта "Спорт- норма жизни", а также реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в целом, включая паралимпийские, сурдлимпийские и неолимпийские виды спора. Составляет также большую проблему сложившаяся система подбора, назначения и увольнения руководителей спорта регионального звена. Их подбор и расстановка осуществляются сегодня, к сожалению, на низком уровне. Спортивными руководителями часто становятся люди, которые не имеют или физкультурного образования или опыта работы в спорте (таких около половины). Их главным качеством является не профессионализм, а "преданность" высшему руководству региона. В результате это приводит к принятию некомпетентных решений и, что особенно неприемлемо - к неэффективному использованию имеющихся финансовых возможностей. Это также одна из причин огромной текучести спортивных управленцев регионального уровня. Проблема в решающей степени могла бы быть решена в случае согласования кандидатур на эти высокие должности органами исполнительной власти субъектов РФ с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры. - А почему это не делается? - Наша нормативная правовая и законодательная база не предусматривает этой важной процедуры, фильтрующей непригодных кандидатов на ответственные государственные должности. Идет ссылка на статью 72 Конституции РФ. Вместе с тем, в этой статье не говорится, что вопросы в сфере физической культуры и спорта - как и в других социальных сферах - находятся в абсолютном, монопольном ведении субъектов Российской Федерации. Эти вопросы находятся, дословно, "в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". На основании этой статьи Конституции РФ в ряде министерств социальной сферы этот вопрос решен. Например, по системе Минздрава России Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608" установлено, что в отношении региональных руководителей отрасли это Министерство (п.5.5.45.) "осуществляет: согласование назначения на должность (освобождения от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В Минздраве России создана специальная комиссия. Она запрашивает у субъектов РФ копии дипломов и свидетельств об образовании, повышении квалификации, трудовой книжки, о званиях и наградах, биографию и т.д. кандидата на управление региональной структурой. Комиссия анализирует эти документы и приглашает кандидата на собеседование. Затем вопрос рассматривается на заседание Коллегии. Этим же Постановлением Правительства РФ Минздрав России получил право самому инициировать освобождение от должности нерадивых руководителей регионального звена (п. 5.5.35.). Им получено также важное право осуществлять "координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения" (п.5.5.37.). - Будем надеяться, что в нашей спортивной отрасли назначение руководителей физкультурно-спортивного и олимпийского движения будет решаться аналогично… - Следует подчеркнуть, что без права участия в кадровой политике и глубокой координации деятельности невозможно создать вертикаль управления в любой отрасли. Такая вертикаль с централизацией управления особенно важна именно в системе спорта, что прямо вытекаетиз его специфики, состоящей в том, что результаты выступления на Олимпийских и Паралимпийских играх, чемпионатах и кубках мира, Европы и т.д. получают огромный международный резонанс. На них остро сталкиваются имиджевые интересы государств. Такой остроты конкурентности нет ни в одной другой социальной области. Усиление централизации управления в области спорта прямо связано с необходимостью рационального сосредоточения федеральных, региональных и муниципальных кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, избегая их распыления. Кроме этого, укрепление вертикали в сфере управления спортом позволит значительно успешнее решать такие конкретные вопросы, как: внедрение передовых методик тренировок в отстающих видах спорта с жестким контролем за этим внедрением; избавление от форсирования подготовки юных спортсменов;лицензирование фитнесс-клубов, в которых участились факты тяжелых травм, в том числе со смертельным исходом. - Спасибо. ИА "Российский Стадион" приглашает специалистов и наших читателей принять участие в их обсуждении.

Анатолий Царик: Какие кадры в спорте "решают всё"?
© Российский стадион